Конструирование предложений.




Урок русского языка в 9 классе

Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».

ЦЕЛИ УРОКА: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

ЗАДАЧИ:

Создать условия для

o закрепления полученных знании о СПП;

o тренировки учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

o обучения анализу текста.

o формирования умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

o развития умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

o воспитания положительного отношения к знаниям вообще и изучению русского языка;

o воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

 

 

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Постановка темы и цели урока.

Учитель: Начать урок я хочу со слов известного литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского

Дело не в том, чтобы никогда не делать ошибок,

а в том, чтобы уметь сознавать их

и великодушно, смело следовать своему сознанию.

- Как вы понимаете слова В. Г. Белинского?
- Как вы понимаете значение слова сознание?

По словарю С. И. Ожегова

Осознать

Осознать

, -аю, -аешь, осознанный, сов., что. Полностью довести до своего сознания, понять. О. своё положение. Осознана необходимость решения. II несов. осознавать, -наю, -наёшь. II сущ. осознание, -я, ср.

СОЗНАНИЕ
1. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с.
2. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
4. Мысль, чувство, ясное понимание чего-н. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
, -и, ж.
1. см. сознательный.
2. Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение. Проявить с.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Давайте запишем его, именно оно станет эпиграфом нашего урока.

- Какое это предложение по структуре? Докажите.

Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. На уроках русского языка вы учились определять виды придаточных предложений. Мы с вами тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с одним и несколькими придаточными. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Давайте самостоятельно определим цели нашего урока.

Ответы учеников:

o ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРАНИЦЫГЛАВНОГО И ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ;

o ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП ПРИДАТОЧНОГО;

o СОСТАВЛЯТЬ ГРАФИЧЕСКИ СХЕМЫ;

o РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП.

Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.

1. Повторение изученного:

Теоретическое.

Учитель:

Что называется сложноподчинённым предложением?

Из чего состоит сложноподчинённое предложение?

Как связаны главное и придаточное предложения?

Практическое

Задание 1.

Тест.

Учитель: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем мы проверим свои ответы".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы когда, если, где –подчинительные?

2. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется придаточным?

3. Предложение – это синтаксическая единица?

4. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к существительному или другому слову в значении существительного?

5. Союз однако – подчинительный?

6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

7. Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей?

8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?

9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1.1 2.0 3. 1 4. 1 5.0 6. 0 7.1 8.0 9.1.

- Как мы с вами определяем виды придаточных предложений?

 

Задание 2.

Конструирование предложений.

Возьмите карточку с номером два, соедините придаточные предложения с главными. Запишите получившиеся предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы. Определите виды придаточных.

1. Ошибка – это событие 1. кто в своих ошибках не кается.
2. Тот больше ошибается 2. которое еще пока не обращено нами в преимущество.
3. Самая большая ошибка заключается в том 3. если они никому, кроме нас, не известны.
  4. Мы легко забываем наши ошибки 4. что человек считает себя во всем абсолютно безупречным.
5. Самая большая ошибка — стараться быть более приятным 5. чтобы заметить хотя бы одну.
6. Нужно сделать несколько ошибок 6. чем вы есть на самом деле

Проверка:

Ошибка – это событие, которое еще пока не обращено нами в преимущество. (определительное)

 

Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается. (подлежащное)

 

Самая большая ошибка заключается в том, что человек считает себя во всем абсолютно безупречным. (дополнительное)

 

Мы легко забываем наши ошибки, если они никому не известны. (обстоятельственное условия)

 

Самая большая ошибка — стараться быть более приятным, чем вы есть на самом деле (обстоятельственное сравнения)

 

Нужно сделать несколько ошибок, чтобы заметить хотя бы одну. (обстоятельственное цели)

- Мы с вами записали сложноподчинённые предложения с одним придаточным. А может ли в сложноподчинённом предложении быть несколько придаточных?

- Какие виды подчинения вы знаете?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: