Урок русского языка в 9 классе
Повторение по теме «Сложноподчинённое предложение».
ЦЕЛИ УРОКА: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
ЗАДАЧИ:
Создать условия для
o закрепления полученных знании о СПП;
o тренировки учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
o обучения анализу текста.
o формирования умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
o развития умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
o воспитания положительного отношения к знаниям вообще и изучению русского языка;
o воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Постановка темы и цели урока.
Учитель: Начать урок я хочу со слов известного литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского
Дело не в том, чтобы никогда не делать ошибок,
а в том, чтобы уметь сознавать их
и великодушно, смело следовать своему сознанию.
- Как вы понимаете слова В. Г. Белинского?
- Как вы понимаете значение слова сознание?
По словарю С. И. Ожегова
Осознать
Осознать
, -аю, -аешь, осознанный, сов., что. Полностью довести до своего сознания, понять. О. своё положение. Осознана необходимость решения. II несов. осознавать, -наю, -наёшь. II сущ. осознание, -я, ср.
СОЗНАНИЕ
1. Человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, психическая деятельность как отражение действительности. Бытие определяет с. Общественное с.
2. Состояние человека в здравом уме и памяти, способность отдавать себе отчёт в своих поступках, чувствах. Потерять с. Лишиться сознания. Прийти в с. Больной без сознания. До потери сознания (до полного изнеможения).
4. Мысль, чувство, ясное понимание чего-н. Его мучило с., что он ошибся. С. собственной вины.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
, -и, ж.
1. см. сознательный.
2. Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять своё поведение. Проявить с.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Давайте запишем его, именно оно станет эпиграфом нашего урока.
- Какое это предложение по структуре? Докажите.
Мы уже познакомились с таким языковым явлением, как сложноподчинённое предложение. На уроках русского языка вы учились определять виды придаточных предложений. Мы с вами тренировались в расстановке знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с одним и несколькими придаточными. Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Давайте самостоятельно определим цели нашего урока.
Ответы учеников:
o ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ГРАНИЦЫГЛАВНОГО И ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ;
o ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП ПРИДАТОЧНОГО;
o СОСТАВЛЯТЬ ГРАФИЧЕСКИ СХЕМЫ;
o РАССТАВЛЯТЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СПП.
Запишите число и тему нашего урока в тетрадь.
1. Повторение изученного:
Теоретическое.
Учитель:
Что называется сложноподчинённым предложением?
Из чего состоит сложноподчинённое предложение?
Как связаны главное и придаточное предложения?
Практическое
Задание 1.
Тест.
Учитель: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1", если нет - "0". Затем мы проверим свои ответы".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы когда, если, где –подчинительные?
2. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется придаточным?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Придаточные определительные отвечают на вопрос какой?, относятся к существительному или другому слову в значении существительного?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 1.1 2.0 3. 1 4. 1 5.0 6. 0 7.1 8.0 9.1.
- Как мы с вами определяем виды придаточных предложений?
Задание 2.
Конструирование предложений.
Возьмите карточку с номером два, соедините придаточные предложения с главными. Запишите получившиеся предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы. Определите виды придаточных.
1. Ошибка – это событие | 1. кто в своих ошибках не кается. |
2. Тот больше ошибается | 2. которое еще пока не обращено нами в преимущество. |
3. Самая большая ошибка заключается в том | 3. если они никому, кроме нас, не известны. |
4. Мы легко забываем наши ошибки | 4. что человек считает себя во всем абсолютно безупречным. |
5. Самая большая ошибка — стараться быть более приятным | 5. чтобы заметить хотя бы одну. |
6. Нужно сделать несколько ошибок | 6. чем вы есть на самом деле |
Проверка:
Ошибка – это событие, которое еще пока не обращено нами в преимущество. (определительное)
Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается. (подлежащное)
Самая большая ошибка заключается в том, что человек считает себя во всем абсолютно безупречным. (дополнительное)
Мы легко забываем наши ошибки, если они никому не известны. (обстоятельственное условия)
Самая большая ошибка — стараться быть более приятным, чем вы есть на самом деле (обстоятельственное сравнения)
Нужно сделать несколько ошибок, чтобы заметить хотя бы одну. (обстоятельственное цели)
- Мы с вами записали сложноподчинённые предложения с одним придаточным. А может ли в сложноподчинённом предложении быть несколько придаточных?
- Какие виды подчинения вы знаете?