и укрепи стопы наши, если встретим мы (врагов). 10 глава




 

 

1482 (3779). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы не хиджра, я непременно был бы одним из ансаров».

 

 

ГЛАВА 3. Любовь к ансарам − от веры.

 

 

1483 (3783). Передают со слов аль-Бара, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Только верующий любит ансаров, и только лицемер ненавидит их, и (поэтому) Аллах полюбит того, кто любит их, а того, кто их ненавидит, Аллах возненавидит».

 

 

ГЛАВА 4. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего ансарам: «Для меня вы − самые любимые люди».

 

 

1484 (3785). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидевший женщин и детей (из числа ансаров), которые возвращались со свадьбы, встал во весь рост и трижды сказал: “О Аллах, вы − из числа самых любимых для меня людей!”»

 

1485 (3786). В другой версии (этого хадиса сообщается, что Анас), да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) одна женщина из числа ансаров пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своим сыном, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поговорил с ней, а потом дважды сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, поистине, для меня вы − самые любимые люди!”»

 

 

ГЛАВА 5. Последователи ансаров. [2308]

 

 

1486 (3787). Сообщается, что Зайд бин Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) ансары сказали: “О посланник Аллаха, у каждого пророка (были) последователи, а мы последовали за тобой, так обратись же к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к нам и наших последователей!” − и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) обратился к Аллаху с мольбой об этом».

 

 

ГЛАВА 6. Достоинство домов [2309] ансаров.

 

 

1487 (3791). Сообщается, что Абу Хумайд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, к числу лучших домов ансаров относятся дом бану ан-наджжар, потом бану ‘абд аль-ашхаль, потом дом бану аль-харис, а потом бану Са’ида, но благо есть во всех домах ансаров”. А потом мы подошли к Са’ду бин ‘Убаде, и Абу Усайд сказал (ему): “Разве ты не знаешь, что, сравнив между собой дома ансаров, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отвёл нам последнее место?” После этого Са’д встретился с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, при сравнении между собой домов ансаров нам было отведено последнее место!” − (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Разве недостаточно вам быть в числе лучших?!”»

 

 

ГЛАВА 7. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего ансарам: «…терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма [2310] ».

 

 

1488 (3792). Сообщается, что Усайд бин Худайр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) один из ансаров сказал (пророку, да благословит его Аллах и приветствует): “О посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня правителем [2311], как назначил такого-то?” (В ответ ему) он сказал: “Поистине, после меня станут отдавать предпочтение (другим), [2312] терпите же, пока не встретитесь со мной у водоёма”».

В другой версии (этого хадиса, также) передаваемой со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «…а вам назначена встреча у водоёма».

 

 

ГЛАВА 8. Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «…и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду» (“Собрание”, 9).

 

 

1489 (3798). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то человек,[2313] и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) послал (кого-то) к своим жёнам,[2314] но (все) они сказали: «У нас нет ничего, кроме воды!» Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Кто примет этого (человека у себя)?» [2315] Один из ансаров откликнулся: «Я», (после чего) отвёл его к своей жене и сказал: «Окажи уважение гостю посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ». Она сказала: «У нас нет (ничего), кроме еды для моих детей». Тогда он сказал: «Приготовь свою еду, зажги светильник и уложи детей спать, если они захотят поужинать». И она приготовила еду, зажгла светильник и уложила детей, а потом [2316] поднялась (со своего места), будто бы (желая) поправить светильник, и погасила его. Затем они стали делать вид, что едят, (а после того, как гость поел,) легли спать голодными. Наутро (хозяин дома) пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Этой ночью Аллах улыбнулся (или: подивился [2317]) тому, что вы сделали!» А потом Аллах ниспослал (айат, в котором сказано): «…и отдают им предпочтение перед самими собой, даже если и сами испытывают нужду. Преуспеют те, кто будет защищён от собственной скупости». [2318]

 

 

ГЛАВА 9. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Принимайте (благие дела) от совершающих благое из них и прощайте тех из них, кто совершит дурное [2319] ».

 

 

1490 (3799). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Как-то раз) Абу Бакр и аль-‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, проходившие мимо одного из мест собраний ансаров, да будет доволен ими Аллах, (увидели, что) те плачут, и (кто-то из них) спросил: “Что заставляет вас плакать?” Они ответили: “Мы вспомнили о том, как с нами встречался пророк, да благословит его Аллах и приветствует ”. [2320] После этого (Аль-‘Аббас, да будет доволен им Аллах,) пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему об этом, и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, голова которого была повязана куском ткани, использовавшейся в качестве каймы для плаща, вышел (из своей комнаты) и поднялся на минбар, чего после этого дня больше уже никогда не делал. Он воздал хвалу Аллаху и восславил Его, а потом сказал: “Я наказываю вам (заботиться) об ансарах, ибо, поистине, они являются наиболее близкими ко мне людьми и хранителями моих тайн. Они выполнили свой долг, но ещё не получили того, что по праву причитается им [2321], и (поэтому) принимайте (благие дела) от совершающих благое из них и прощайте тех из них, кто совершит дурное”».

 

1491 (3800). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на плечи которого был накинут плащ, а голова была повязана повязкой цвета жира, вышел (из своей комнаты), сел на минбаре, воздал хвалу Аллаху и восславил его, а потом сказал: “А затем, о люди! (Количество) людей [2322] будет увеличиваться, а (количество) ансаров будет уменьшаться, пока не уподобятся они соли в еде, так пусть же тот из вас, кто будет правителем и (получит возможность) причинять любому человеку вред или приносить пользу, принимает (благие дела) от тех из них, кто станет совершать благое, и прощает тех из них, кто совершит дурное”».

 

 

ГЛАВА 10. Достоинства Са’да бин Му‘аза, [2323] да будет доволен им Аллах.

 

 

1492 (3803). Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Престол (Аллаха) закачался из-за смерти Са’да бин Му‘аза». [2324]

 

 

ГЛАВА 11. Достоинства Убаййа бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах.

 

1493 (3809). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

− (Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Убайу: «Поистине, Аллах велел мне прочитать тебе (следующий айат): “Не расставались те, которые не уверовали из (числа) людей Писания и многобожников (со своим неверием), пока не явилось к ним ясное доказательство…” [2325]» (Убайй, да будет доволен им Аллах,) спросил: «И Он назвал моё имя?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да», и(, услышав это, Убайй, да будет доволен им Аллах,) заплакал.

 

 

ГЛАВА 12. Достоинства Зайда бин Сабита, да будет доволен им Аллах.

 

 

1494 (3810). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собиранием[2326] Корана занимались четверо (человек), и все они были из числа ансаров. (Ими были) Убайй (бин Ка‘б), Му‘аз бин Джабаль, Абу Зайд и Зайд бин Сабит».

Передатчик этого хадиса сказал: «Я спросил Анаса: “Какой Абу Зайд?” Он ответил: “Мой дядя со стороны отца”».

 

 

ГЛАВА 13. Достоинства Абу Тальхи, да будет доволен им Аллах.

 

 

1495 (3811). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день (битвы при) Ухуде люди обратились в бегство(, покинув) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и только Абу Тальха стоял перед ним, прикрывая его своим щитом. Абу Тальха хорошо стрелял из лука и всегда держал его туго натянутым. В тот день он сломал два или три своих лука, и, когда какой-нибудь человек, у которого был колчан стрел, проходил рядом, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) говорил (ему): “Рассыпь их перед Абу Тальхой!” − когда же пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смотрел на (врагов, вытягивая шею), Абу Тальха говорил ему: “О пророк Аллаха, да станут отец мой и мать выкупом за тебя! Не смотри (на них), иначе тебя поразит стрела, (и пусть) лучше меня поразят вместо тебя!” (В тот день) я видел, как одежды ‘Аиши бинт Абу Бакр и Умм Суляйм поднимались так высоко, что можно было разглядеть украшения на их ногах[2327]: они носили бурдюки с водой на своих спинах и выливали воду в рот (каждого из страдавших от жажды) людей, потом возвращались и снова наполняли их, а потом возвращались и (снова поили раненых). Что же касается Абу Тальхи, то (в тот день) меч дважды или трижды падал из его рук».

ГЛАВА 14. Достоинства ‘Абдуллаха бин Саляма, да будет доволен им Аллах.

1496 (3812). Сообщается, что Са’д бин Абу Ваккас, да будет доволен им Аллах, сказал:

− Не слышал я, чтобы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хоть о ком-нибудь из передвигающихся по земле говорил, что он (относится к числу) обитателей рая, если не считать ‘Абдуллаха бин Саляма, и о нём (говорится в) ниспосланном свыше айате: «Скажи: “Скажите мне, если он [2328] (действительно) от Аллаха, а вы не уверовали в него, несмотря на то что свидетель из числа сынов Исраиля [2329] засвидетельствовал его подобие [2330] и уверовал, тогда как вы возгордились (и отвергли его, разве не являетесь вы несправедливыми)? Поистине, Аллах не ведёт прямым путём людей несправедливых!”» [2331]

1497 (3813). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Как-то раз) при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я увидел сон, который я рассказал ему. Я увидел, что нахожусь в каком-то саду», после чего (‘Абдуллах бин Салям, да будет доволен им Аллах,) упомянул о том, какой он был большой и зелёный, (и сказал): «Посреди (этого сада) стояла железная колонна, нижний конец которой был в земле, а верхний достигал неба, и на верхнем её конце находилась ручка в виде кольца. Кто-то сказал мне: “Поднимись на неё”. Я сказал: “Я не могу”. Тогда ко мне явился слуга и приподнял сзади (полы) моей одежды[2332], (после чего) я поднимался, пока не очутился на вершине (этой колонны). Там я взялся за эту ручку, и мне было сказано: “Держись (за неё) крепко!” − а потом я проснулся, и, поистине, оказалось, что (эта ручка осталась) у меня в руке. Я рассказал (обо всём этом) пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: “Сад − это ислам, колонна − столп ислама, а ручка − надёжнейшая связь /аль-‘урват аль-вуска/[2333], (и это значит, что) ты останешься мусульманином до самой своей смерти”».

 

 

ГЛАВА 15. Брак пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с Хадиджей и её достоинства, да будет доволен ею Аллах Всевышний.

 

 

1498 (3818). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Ни к кому из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует, я не ревновала его столь сильно, как к Хадидже, да будет доволен ею Аллах, которую я (никогда в жизни) не видела! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто вспоминал о ней, и нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал (мясо) подругам Хадиджи, и тогда я говорила: “Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!” − а он отвечал мне: “Поистине, была она такой-то и такой-то [2334], и были у меня от неё дети”».

 

1499 (3820). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Джибрил явился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “О посланник Аллаха, Хадиджа принесла приправу [2335] к хлебу (или: еду; или: питьё). Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени её Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в раю (её ждёт) дом из полой жемчужины, где не будет шума (и где не будет она знать) усталости”».

 

1500 (3821). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) Халя бинт Хувайлид, сестра Хадиджи, попросила разрешения войти к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которому это напомнило о том, как спрашивала разрешения Хадиджа, что обеспокоило [2336] его, и он воскликнул: “О Аллах, (это же) Халя!”»

(‘Аиша, да будет доволен ею Аллах,) сказала: «Это вызвало во мне ревность, и я сказала: “Почему ты вспоминаешь давно умершую (беззубую) старуху с красными дёснами из числа старух (племени) курайш, когда Аллах дал тебе вместо неё нечто лучшее?!”»

 

 

ГЛАВА 16. Упоминание о Хинд бинт ‘Утба бин Раби’а, да будет доволен ею Аллах.

 

 

1501 (3825). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) пришла Хинд бинт ‘Утба и сказала (ему): “О посланник Аллаха, прежде не было на земле семьи, которой я желала бы познать унижение так же (сильно), как твоей семье, а сегодня нет такой семьи на земле, которой я желала бы такой же славы, как твоей семье!” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал (ей): “Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, и ещё!”[2337] (Потом Хинд, да будет доволен ею Аллах,) сказала: “О посланник Аллаха, поистине, Абу Суфйан[2338] − человек скупой, так не будет ли грехом, если я стану расходовать его средства на наших детей (без его ведома)?” (На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Я не думаю, (что это позволительно,) если только (не станешь ты расходовать на необходимое)”».

ГЛАВА 17. Рассказ о Зайде бин ‘Амре бин Нуфайле, да будет доволен им Аллах.

1502 (3826). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повстречал Зайда бин ‘Амра бин Нуфайля в нижней части (вади) Бальдах ещё до того, как ему, да благословит его Аллах и приветствует, стали ниспосылаться откровения. Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было предложено угощение,[2339] но он отказался от него, а потом Зайд(, которому также предложили это угощение,) сказал: “Поистине, я не ем ничего из того, что вы приносите в жертву на камнях у ваших идолов, как не ем ничего, кроме того, над чем было произнесено имя Аллаха”. Кроме того, Зайд бин ‘Амр порицал способ жертвоприношений, которым пользовались курайшиты, и говорил: “Аллах создал овцу, и ниспослал для неё воду с неба и вырастил для неё (траву) на земле, а потом вы забиваете её без произнесения имени Аллаха!” − выражая своё неодобрение (подобным поступкам) и считая это большим (грехом)».

 

ГЛАВА 18. Дни джахилийи.

 

 

1503 (3836). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть тот, кто захочет поклясться, клянётся только Аллахом».

Что касается курайшитов, то они клялись своими отцами, а (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не клянитесь своими отцами».

 

1504 (3841). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самыми правдивыми словами, которые (когда-либо) произносил поэт, являются слова Лябида [2340] (, который сказал): “Разве не является несостоятельным [2341] всё, кроме Аллаха?” [2342] − (что же касается) Умаййи бин Абу-с-Сальта [2343], то он был близок к тому, чтобы принять ислам». Этот хадис передали аль-Бухари 3841, Муслим 2256, ат-Тирмизи 2849.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 10013.

 

 

ГЛАВА 19. Миссия пророка, да благословит его Аллах и приветствует,

(полное имя которого −) Мухаммад бин ‘Абдуллах бин ‘Абд аль-Мутталиб Ибн Хашим бин ‘Абд Манаф бин Кусайй бин Киляб бин Мурра бин Ка‘б бин Луайй бин Галиб бин Фихр бин Малик бин ан-Надр бин Кинана бин Хузайма бин Мудрика бин Илйас бин Мудар бин Низар бин Ма‘адд бин ‘Аднан.

 

 

1505 (3851). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стали ниспосылаться откровения, когда ему исполнилось сорок лет, после чего он в течение тринадцати лет оставался в Мекке, а потом ему было велено переселиться, и он переселился в Медину, где прожил десять лет, а потом скончался, да благословит его Аллах и приветствует».

 

 

ГЛАВА 20. О том, что претерпели в Мекке от многобожников пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники.

 

 

1506 (3856). Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да помилует его Аллах Всевышний, сказал:

«(Однажды) я попросил ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими: “Расскажи мне о наихудшем из того, что сделали многобожники с пророком, да благословит его Аллах и приветствует”». Он сказал:

− (Как-то раз, когда) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился в Хиджре [2344] Каабы, ‘Укба бин Абу Му‘айт подошёл (к нему сзади), накинул ему на шею свою одежду и сильно сдавил. (Увидев это,) к нему бросился Абу Бакр, который схватил его за плечи, отбросил от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и воскликнул: «Неужели вы убьёте человека за то, что он говорит: “Мой Господь – Аллах”?!» [2345]

 

 

ГЛАВА 21. Упоминание о джиннах.

Аллах Всевышний сказал:

− Скажи: «Дано мне в откровении, что собравшиеся джинны слушали тайком чтение Корана, и они сказали: “Поистине, мы слышали дивный Коран…”» (“Джинны”, 1).

 

 

1507 (3859). Сообщается, что, когда ‘Абдуллаха бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах, спросили:

«Кто сообщил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о джиннах той ночью, когда они слушали Коран?» − он ответил: «(Пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) сообщило о них дерево».

 

1508 (3860). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что обычно он носил за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, воду для омовения и (для очищения после удовлетворения нужды, и однажды,) когда он шёл за пророком, да благословит его Аллах и приветствует, со всем этим, он спросил: «Кто это?» (Абу Хурайра) отозвался: «(Это) я, Абу Хурайра», и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Найди мне (несколько) камней для очищения, но не приноси ни костей, ни сухого навоза /раус/». [2346]

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал): «И я принёс ему (несколько) камней в полах своей одежды, положив их рядом с ним, а сам отошёл, когда же он закончил, я пошёл (рядом с ним) и спросил: “А чем (плохи) кости и навоз?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Ими питаются джинны. (Однажды) ко мне явилась делегация джиннов Насибина [2347], − и это были прекрасные джинны! − которые попросили меня (дать им) припасов на дорогу, и тогда я попросил Аллаха, чтобы пропитанием для них служили кости или сухой навоз в любом месте, где бы они ни нашли это”».

 

 

ГЛАВА 22. Переселение в Эфиопию.

 

 

1509 (3874). Сообщается, что Умм Халид бинт Халид, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«Я была маленькой девочкой, когда приехала (в Медину) из Эфиопии. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подарил мне рубаху, на которой были какие-то узоры, и стал гладить рукой эти узоры, приговаривая: “Санах, санах!” − что (на языке эфиопов) означает “Прекрасно, прекрасно!”»

 

 

ГЛАВА 23. Рассказ об Абу Талибе.

 

 

1510 (3883). Сообщается, что (однажды) аль-‘Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, сказал пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Ты ничем не помог твоему дяде (Абу Талибу), несмотря на то что он всегда защищал тебя и гневался из-за тебя [2348] », (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: «Он находится в верхнем слое огня, а если бы не я, то он обязательно оказался бы на самом дне его!»

 

1511 (3885). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, что, когда в присутствии пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кто-нибудь вспоминал о его дяде (Абу Талибе, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) говорил: «Может быть, моё заступничество пойдёт ему на пользу в День воскресения, и поместят его в верхний слой огня, который будет доходить ему (только) до щиколоток, из-за чего мозги его станут кипеть». Этот хадис передали Ахмад 3/8, аль-Бухари 3885 и Муслим 210. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 5087.

 

 

ГЛАВА 24. Рассказ о ночном путешествии /исра’/.

 

Аллах Всевышний сказал: «Слава Тому, Кто перенёс раба Своего ночью, чтобы показать ему (нечто) из Наших знамений, из Запретной Мечети в Мечеть Отдалённейшую…» (“Ночное путешествие”, 1).

 

 

1512 (3886). Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«После того как курайшиты объявили мои слова ложью [2349], я встал в аль-Хиджре и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его».

 

 

ГЛАВА 25. Вознесение /ми‘радж/.

 

 

1513 (3887). Передают со слов Малика бин Са‘са‘а, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал им о ночном путешествии (следующее): «Когда я лежал (на земле) в (пределах) аль-Хатима (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-то [2350] неожиданно явился ко мне, разрезал [2351] (мне тело) от сих (пределов) до сих [2352] и извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли [2353], потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла, [2354] способное одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором. Потом меня посадили на (это животное), и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть (врата, его) спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали?” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен (его) приход!” Потом (ворота) были открыты, а когда я достиг (низшего неба), то увидел там Адама. (Джибрил) сказал: “Это − твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!” Затем он вознёсся (со мной) ко второму небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали?” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты, а когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями [2355]. (Джибрил) сказал: “Это − Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их!” Я поприветствовал (их), и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали?” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты, а когда я достиг (третьего неба), то увидел там Йусуфа. (Джибрил) сказал: “Это − Йусуф, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали?” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты, а когда я достиг (четвёртого неба), то (увидел там) Идриса. (Джибрил) сказал: “Это − Идрис, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. (Его) спросили: “А за ним посылали?” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” − и когда я достиг (пятого неба), то (увидел там) Харуна. (Джибрил) сказал: “Это − Харун, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали?” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” − и когда я достиг (шестого неба), то (увидел там) Мусу. (Джибрил) сказал: “Это − Муса, поприветствуй же его!” - и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” – когда же я покидал (его), он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан (к людям) молодой человек, а в рай войдёт больше (людей) из его общины, чем из моей!” А затем Джибрил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть (врата. Его) спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. (Его) спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. (Его) спросили: “А за ним посылали?” (Джибрил) сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” − и когда я достиг (седьмого неба), то (увидел там) Ибрахима. (Джибрил) сказал: “Это − твой отец, поприветствуй же его!” − и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!” А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела /сидрат aль-мунтаха/ [2356], и оказалось, что плоды его (по размерам) подобны кувшинам из Хаджара [2357], а его листья − слоновьим ушам. (Джибрил) сказал: “Это − лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две − видимыми. Я спросил: “Что это за два (вида рек), о Джибрил?” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это − Нил и Евфрат”. А потом мне был показан Священный Дом /аль-байт aль-ма‘мур/ [2358], в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов. Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а (Джибрил) сказал: “Это − (ислам) [2359], которого будешь придерживаться ты и твоя община”. После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв(, а именно) − пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. (Муса) сказал: “(Члены) твоей общины не смогут (совершать) по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, (но напрасно,) [2360] возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я вернулся, и (Аллах) уменьшил (это количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и (Аллах) уменьшил (оставшееся количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и (Аллах) уменьшил (оставшееся количество) на десять (молитв), после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено (совершать) по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено (совершать) по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. (Муса) сказал: “Поистине, (члены) твоей общины не смогут (совершать и) по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, (но напрасно,) возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего (так много), что мне уже стыдно (просить о чём-то ещё)! Я доволен, и я повинуюсь (Ему)!” И, уходя (оттуда), я услышал голос: “Я передал [2361] то, чего Я требую, и облегчил (ношу) Своих рабов” [2362] ».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: