Ислам, как религия является самой молодой. Зарождение ее относят к шестому веку, вобравшей в себя все лучшее от своих старших братьев иудаизма, христианства. Сила, власть и богатство как последствия дифференциации жизни арабов были закреплены в писании. Основу монотеистических религиозных учений составляет вера во всемогущего Бога, управляющего миром, и обязательное Божье воздаяние, будь то вознаграждение или наказания в конце мироздания. Три мировых религии: иудаизм, христианство и ислам - едины в отношении справедливого воздаяния за содеянное человеком, который несет за это единоличную ответственность.
В исламской мире, например источником всякого закона признается только Аллах. Отсюда отрицание за человеком права на законотворчество, требование неукоснительного подчинения закону Аллаха - шариату.
Анализируя влияние религиозной исламской этики на экономику, мусульманские теоретики исследовали взаимосвязь между нравственными предписаниями ислама, его духовно-нравственными ценностями и концепцией личности, ее экономического поведения. В результате исследования были раскрыты основные черты характера и добродетели, которые формируют личность, способную к саморазвитию, руководствующуюся здравым смыслом, волевую и предприимчивую. Изменилось также отношения к труду и трудовой активности. Умение производительно трудиться на благо самого себя, семьи и общества неизменно возводятся исламом в ранг нравственного долга. Конструктивный диалог определил сотрудничество между представителями трех моно религий в сфере международного бизнеса, который в итоге выразился принятием соответствующего этического кодекса бизнеса в 1993 году.
|
Как отмечалось в этом кодексе, "бизнес является частью социального порядка. Его основная цель - эффективное удовлетворение человеческих и материальных потребностей путем производства и распределения товаров и услуг". Управляющие, советы директоров компаний и фирм, акционеры получили конкретные советы, а для мусульман это и указания, как вести дела в соответствии с религиозной верой. В системе ценностей делового мира особо выделяется честность и ответственность, отмечается, что процесс производства должен быть направлен на достижение благосостояния общества. В тоже время исследование влияние исламского мировоззрения на предпринимательство и деловую культуру в настоящее время не содержит надлежащего систематического анализа[1,5].
Для достижения высокой результативности практически в любом виде предпринимательской деятельности предпринимателю необходимо владеть определенным набором сведений, знаний, представлений о правилах, формах и методах ведения бизнеса, законодательстве той страны, в которой он осуществляет свою деятельность, о принципах делового общения. Несмотря на пересечение права и морали право нельзя рассматривать как отражение моральных стандартов общества.
Принято разделять, что моральные ценности в отличии от правовых актов, которые наказывают за крупные нарушения преступления, регулируют межличностные отношения между представителями разных компаний, а также создают систему правил норм и принципов поведения в отдельном коллективе, способствующих росту эффективности его функционирования. Культура делового общения способствует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами.
|
Исламская концепция бизнеса
Для более полного представления движущих сил исламского стиля управления бизнесом рассмотрим исламскую концепцию бизнеса.
Прежде всего, нужно отметить, что эта концепция основывается на этике. В арабском языке понятие этики выражено как ахлак, что в переводе означает "мотивация поведение". Понятие мотивации, как известно, включает в себя внутреннее намерение, волю и решимость, а поведение представляет собой образ жизни и действия человека. Очевидно, что мотивация лежит в основе поведения. Именно поэтому о мусульманское вероучение направлено на развитие побудительных мотивов к благочестивым действиям и праведному образу жизни.
Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный не только на максимизации личной выгоды, но и выгоды для благосостояния общества. Исламская экономическая система поддерживает частную собственность и рыночную конкуренцию, но одновременно строго следит за справедливым распределением благ. Изначально все богатства принадлежат Аллаху, который предал их во временное эффективное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться к природным ресурсам, сохраняя природу для будущих поколений.
Мусульманские теоретики, доказывая нежелательность и пагубность такой категории как ссудный процент в денежно-кредитной системе, приводят следующие аргументы:
|
§ нарушение принципа справедливости. Заемщик должен выплачивать заранее оговоренный процент по кредиту даже в случае убытков;
§ рост потребительских, государственных и международных долгов;
§ нарушение баланса в системе распределения доходов и благ;
§ концентрация экономической власти в руках ограниченной категории лиц;
§ увеличение темпов инфляции.
Исламская концепция предполагает принципы всеобщего равенства, которые отражаются во многих положениях Корана и заключаются в равенстве:
§ мусульман перед друг другом;
§ всех перед законом и правосудием;
§ мужчины и женщины перед Богом;
§ социальной ответственности.
Если христианская этика требует забыть себя ради Бога, то исламская мораль наоборот призывает заботиться о себе, и своих ближних, об обществе, о Боге.
Два основных постулата концепции это риба (запрет ссудного процента) и закят (долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих).
Ислам поощряет человека приумножать свое материальное достояние, используя при его во благо общества извлекая прибыль. Будучи собственником, человек, заинтересован в увеличении своего достатка, а это в свою очередь, является фактором производства.
Однако возрастание капитала допустимо в пределах, не нарушающих социальную стабильность, в формах, не подрывающих нравственность. Если обогащаются немногие, а бедность и нищета становится уделом большинства населения, то это разлагает все общество, возбуждая зависть, недоверие, иные порочные чувства и помыслы. Поэтому этика деловой культуры мусульман не допускает того безудержного предпринимательства в погоне за наживой, которое попирает интересы общества и мораль.
В контексте теории фирмы в рамках исламской экономики главной целью человека является достижения материальных и духовных благ. Исламский производитель, также как и исламский потребитель, стремиться увеличить блага этого мира таким образом, чтобы приобрести блага вечной жизни. Поэтому их экономическая активность определяется нормами религиозной морали. В основе теории фирмы и производства лежат следующие этические правила:
§ максимизация социальной полезности общечеловеческих интересов(маслаха).
§ цели производства фирмы и виды деятельности должны соотноситься с шариатом(например легкая промышленность не должна выпускать вещи, которые не соответствует критерию скромности и сдержанности, с/х - заниматься свиноводством и т.д.);
§ справедливая форма распределения дохода с акцентом на особый налог - закят и благотворительность;
§ двойной контроль в управлении: божественный - на основе внутренней веры, внешний - со стороны уполномоченных органов;
§ запрещение нанесение вреда или ущерба другим, минимизация общественных потерь;
Основные характеристики исламской фирмы:
§ фирма в своей деятельности ограничена этическими правилами шариата и ставит своей целью удовлетворение основных потребностей общества за счет минимизации затрат и установления приемлемых цен;
§ фирма получает прибыль в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана;
§ фирма рассчитывает в работать в условиях, при которых общий доход равен общим издержкам. Однако некоторые экономисты также считают справедливым подход, когда оптимальное производство устанавливается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода;
§ работодатель может устанавливать более высокую заработную плату по сравнению с уровнем на рынке труда, если считает, что так будет справедливо;
§ фирма несет социальную ответственность;
§ основными принципами бизнеса являются: мушарака, мудараба, бей-салям, истисна и другие виды свободные от ограничений рыбы, гарара, и мейсира.
§ права и обязанности рыночных агентов устанавливаются заранее и фиксируются в договоре.
Виды партнерства в исламском бизнесе
В исламском бизнесе существуют четыре разновидности партнерства: инан, муфавада, вуджух и амаль.
Инан - это сотрудничество и в предпринимательском деле, и в его финансировании, при разделе дохода сообразно участию и в том и другом, а убытков - в зависимости от доли участия в капитале. По форме организации инан - это общество с ограниченной ответственностью. Оно включает в себя лиц, которые вложили в общее дело разный по сумме капитал и несут различную ответственность. Соответственно, различна и получаемая ими прибыль, размер которой заранее оговариваются в договоре. Партнеры не должны превышать заранее оговоренные полномочия, если о таком превышении не была достигнута новая договоренность.
Муфавада - долгосрочное соглашение между торговыми домами относительно обоюдной коммерции и взаимной торговли, поддержки, а также страхования. Муфавада по форме представляет собой общество с неограниченной ответственностью, предусматривающего страхование предпринимательского риска и оказание посреднических услуг. Члены этого товарищества имеют равные доли в капитале. Согласно договоренности, получаемая в рамках муфавады прибыль делиться поровну между всеми партнерами.
Вуджух - соглашение о предоставлении кредита. Партнеры получают беспроцентный кредит и осуществляют совместную деятельность. Прибыль заранее оговаривается, а убытки несет каждый участник проекта на сумму используемой доли кредита.
Амаль - партнерство, основанное на совместном труде (как физическом так и интелектуальном) участников без привлечения капитала, когда двое или более производителей выбирают какой либо род деятельности и собственными силами осуществляют работу. Амаль исключает объединение денежных средств партнеров, предполагая кооперацию личных усилий; прибыли делятся на основе договоренности о вкладе каждого в общее дело.
Ограничения в исламском бизнесе
В исламском бизнесе существует ряд ограничений. К запрещенным видам деловой активности относятся:
§ ростовщичество;
§ неопределенные сделки с повышенным риском;
§ виды деятельности несовместимые с моралью ислама (игорный бизнес, лотереи, спекуляция ценными бумагами);
§ традиционное коммерческое страхование;
§ производство и торговля запрещенными товарами;
§ установление монополии, а также сговор с целью установления цен на монопольный товар;
§ нерациональное использование природных ресурсов или препятствование к их восстановлению.
В отдельную категорию можно выделить те виды деятельности являющиеся противозаконными везде:
§ коррупция;
§ коммерческий шпионаж, дезинформация, обман, разглашение секретов и тайн;
§ мошенничество, выпуск фальшивых денег.
Особенности различных моделей экономического поведения
Для более адекватного восприятия исламской концепции поведения проведем сравнения ее с различными моделями в Украине, России, США и Японии.
Обратившись к таблице №1 можно отметить, все модели имеют исторические корни, региональные причины социально-экономического поведения и в некоторой мере определяются текущим позиционирование и будущими ожиданиями.
Украинская и Российская модель при том, что экономики этих стран связывают множество различных партнерств имеют характерные отличия. Исламская модель очень близка в некоторых аспектах русской, украинской именно желаниями и устремлениями, но не всегда это удается воплотить на практике. Англо-саксонская и японская модели несмотря на ряд отличий на современном этапе имеют ярко выраженную тенденцию к взаимопроникновению.
Особенности различных моделей экономического поведения
Украинская модель | Российская модель | Исламская модель | Англо-саксонская модель | Японская модель |
1.Украина привержена неформальным подходам принятия решений, построения отношений, своими действиями предвосхищая ожидания партнеров. Современный подъем духовности повлиял на повышение социальной ответственности власти и олигархов. 2.Развитие протестантских церквей используют в своих доктринах не формальный подход. 3.Многовекторность это склонность миссионерству и космополитизму проявляется в дружеских отношениях с востоком и западом 4.Инициатива следует за реальной мотивацией людей. 5.Хозяйский подход даже в лизинговых отношениях заслуживает доверия. | 1. В социально- экономическом плане РФ выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономике ближе к восточному типу. Огромная склонность го-ва к патернализму и общественным формам присвоения (б.п образование, медицина). 2.Церковь благословляет мирскую жизнь, но не формализуют ее, жесткая норма отсутствует. 3.Экономическая свобода является второстепенной по отношению к задачам спасения. 4.Слабость личной инициативы при довольно сильных коллективных настроениях. 5.Исторический ход развития привел к неразвитости частной собственности, преобладанию финансового капитала над промышленным. | 1. Особо подчеркивается преимущество этических ценностей перед материальными, экономическими благами, греховности стяжательства. Основной акцент на справедливом перераспре- делении материальных благ между всеми членами общества. 2.Запрет на ссудный процент в финансово- кредитной сфере. 3. Прямое долевое участие в работе фирмы | Традиции протестантского капитализма. Активно ориентировано на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность. 2.Ивестора отличает более отчетливая приверженность к риску, большой индивидуализм, подконтрольность не государству а крупным компаниям. 3.Человек обязан прикладывать все усилия выполнять свою работу, к зарабатыванию денег, в этом выражается его добродетель и умение в выполнении призвания | Стремление к иерархичности к верности боссу, система пожизненного найма, меньшая приверженность к риску. Готовность быть опекаемым. Предпочтение руководством интересов персонала интереса акционеров Коллективизм, сбережение, честность и практицизм |
В заключении, хотелось бы отметить, что базовыми принципами исламской концепции управления бизнесом является:
§ свобода предпринимательской деятельности и заключения договоров;
§ справедливость;
§ законность;
§ этичное поведение управляющих и управляемых;
§ благотворительность и милосердие.
При этом, подчеркивается, что этичные деловые культуры других стилей управления также изучаются, уважаются, принимаются и отдельные элементы, которые не противоречат шариату используются.
Заключение:
Американский опыт управления бизнесом это неиссякаемый источник новых идей,
технологий, инновационного творчества. Он нуждается в изучении и практическом
применении - апробации и адаптации к местным условиям. Естественно в Америке
есть и негативный опыт, связанный как с последними корпоративными скандалами,
так и продолжающейся рецессией. Вот как характеризует современные США
иностранный член Национальной академии наук Украины, член Римского клуба,
профессор Богдан Гаврилишин: "Соединенные Штаты Америки стали сверхдержавой
потому, что, во-первых, владеют самым большим военным потенциалом - ядерным
оружием и системой наведения его на остальной мир. Во-вторых, до последних двух
лет им удалось удерживать свою экономику самой здоровой. В третьих, американцы (пусть иллюзорно) убеждены в том, что знают всю правду, что их экономическая система - уникальна и умна, а политическая, социальная, юридическая и судовая система -
образцы для других. При этом политическая элита не видит противоречие в том, что
почти 50 миллионов американцев, согласно американской статистике, живет за межой
прожиточного минимума. В соединенных штатах бытует коллективное убеждение, что
их государство должно быть моделью для всех других".
В заключении, можно отметить, что феномен американского опыта управления
бизнесом будет интересен и полезен для изучения предпринимателям, ведущим
международный бизнес, с учетом понимания психологии позиционирования, разработки
конкурентоспособной стратегии, корпоративной культуры американской модели
менеджмента, с возможным сравнением ее эффективности с другими национальными
моделями менеджмента.
Япония маленькая страна с высокой плотностью населения с ограниченными ресурсами, частыми природными катаклизмами. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.
Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.
Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.
В своей книге "Искусство японского управления" А. Атос и Р. Паскаль отмечают: "Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религия)". При этом семья для японцев - форма существования. При достаточно жесткой вертикальной иерархии, нет "обожествления" руководителя - он "досягаем". Японцы проявляют уважение не к месту, которое занимает тот или иной человек, а к тому, что конкретное он сделал в жизни, к его опыту.
Японец дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят совершенствовать себя до бесконечности. Они готовы упорно работать ради этой цели. Это стремление к совершенству очень помогло японскому менеджменту в интеграции европейского опыта в традиционную японскую культуру.
"Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью", - сказал Сусума Такамия, декан экономического факультета Токийского Университета - "Он успешно взялся за четыре основные проблемы - технологическую инновацию, индустриализацию, демократизацию и интернационализацию. Все это не повредило таким культурным ценностям, как групповое сознание и уважение старших"
Японский менеджмент взывает к естественным инстинктам работников для развития их творчества, мастерства и сознательности. Учебная программа - это стимулирование сотрудничества в работе. Она мобилизует знание и опыт всей группы. Она еще больше сплачивает ее, развивает дух сотрудничества. Желание избежать работы с оправданием "что это не моя работа", пропадает, вместо этого возникает инициатива и готовность нести дополнительную ответственность.
В заключении, хотелось бы отметить, что понимание феномена японского менеджмента возможно поможет русским, украинским консультантам, экономистам, бизнесменам разобраться в проблемах экономики нашей страны, позволит выработать гибкую стратегию развития, научит принимать оптимальные решения на пути совершенствования.
Анализируя особенности национального менеджмента, мозг рождает такую
картинку:
"Теряем клиентов...", сказал с грустью капитан "Титаника", задумчиво
глядя в след уплывающим шлюпкам.
Литература.
1. Нурулина Г. "Исламская Этика Бизнеса", Издательский дом "Умма", 2004год,стр.5
2. https://sbmanagement.narod.ru/hom1.html
3. «История менеджмента» под редакцией Д.В. Валового, Москва, ИНФРА-М, 1997
4. Электронный журнал «Офис-Курьер» https://main.gss.ru/press/ok/
5. Электронный журнал «Корпоративные Финансы»
6. Полная версия https://www.expert.ru/world_business/2005/11/44ex-drucker/
7. Библиотека Геннадия Верникова
https://www.vernikov.ru/material196.html
Московский Институт