Ландшафт (рельеф, климат)




Тема

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

I. Общие положения, социальные институты

Ландшафт (рельеф, климат)

− ощущение острых углов и перегородок, мешающих общению и настраивающих на тонусное существование [=> то же у греков: горы как перегородки (+ влияние острых углов и «огненного нутра») между равными по своей скудости участками (конкуренция относительно равных полисов − Афины, Спарта) => войны (недолгие как все внутренние войны) и соревнования) => слово «Олимпиада» − от горы Олимп (спорт − ключевое занятие греков); горы, которые нужно преодолевать]

Параллельно рассказу преподаватель показывает карту Древней Греции, на которой слушатели видят полуостров, изрезанный горами, и тонкую полоску негористой местности

Преподаватель спрашивает о том, чем ещё в географическом отношении особенна Греция?

 

− вокруг море и масса островков рядом с полуостровом

Преподаватель ставит несколько стульев чуть вдалеке от слушателей и спрашивает, как быть, если это одна страна?

 

− строить корабли

Что было самым сложным в путешествиях?

 

− физическое напряжение [=> и именно это (то есть физические умения) развивали греки как носители своей культуры; и, конечно, соревнование в месте с этими перемещениями вошло в кровь эллинов]

2. Государственное устройство, правящий класс, экономика, производственные отношения

 

Преподаватель предлагает, исходя из того, каков характер греков (как его определители выше сами слушатели), определить то, кто ими правил и какое у них было государство. В качестве подсказки − постановка «2 оратора»: из слушателей выбираются 2 человека, одному присваивается статус аристократа, другому − статус купца или воина; им нужно убедить остальных (толпу смелых, шумных, сильных, недоверчивых греков) в том, что они достойны звания архонта.

После преподаватель вместе с остальными оценивает ораторов по следующим параметрам: энергия (витальность), убедительность речей, эффектность речи и жестикуляции. Вместе определяют победителя и выходят на то, что править греками мог человек в независимости от своего происхождения, но обязательно умеющий говорить, «зажигать», увлекать своей внутренней силой, настойчивый человек, могущий одержать верх в избирательном соревновании.

Преподаватель спрашивает, какое же государственное устройство было у греков, если власть бралась таким способом?

 

− демократия

 

Преподаватель вводит мысль о том, что в Греции была ограниченная демократия: наличие рабовладельчества и рабов, соответственно. Эти самые рабы по большей части и занимались сельскохозяйственными работами, бытовыми работами и всем остальным, что составляло экономику Греции. Но что это были за рабы?

 

− сильные, воинственные, храбрые

Если у вас такие рабы, как вы будете себя чувствовать?

 

− всегда в напряжении [=> восстания]

 

Соответственно и вы сами поневоле будете такими же сильными и такими же смелыми, как ваши рабы.

 

Преподаватель оговаривает ещё один аспект, связанный с рабовладельчеством: известная фраза Аристотеля: «Раб − орудие труда» => выход на технизированность греков.

 

3. Семья и брак

Преподаватель зачитывает отрывок из стихотворения Семонида Аморгосского о женщинах и спрашивает слушателей о том, как относились греки к противоположному полу?

 

− пренебрежительно [=> женщина − пленница гинекея, ойкурема (предмет), машина для рождения детей (спартанцы даже заставляли женщин бегать, чтобы они были в хорошей спортивной форме) − ещё один выход на технизированность греков]

Это же, в свою очередь, приводит не к сотрудничеству, а к соревнованию, умножению мужских качеств.

4. Деньги, армия

Преподаватель предлагает слушателям варианты древнегреческих денег − железные бруски (имитация − гантели). Спрашивает, каковы ощущения?

− нужно иметь силу, чтобы пользоваться такими деньгами

Что ещё могли развивать такие деньги в греках?

 

− [=> решена проблема иллюзорности денежной единицы: когда ты несёшь в руке как минимум полтора-два килограмма, то вопрос об условности денег не возникает: т.о., эта проблема спартанцами решена формально => формальная логика]

Ещё один вариант древнегреческих денег − монеты. Преподаватель показывает изображение монеты с профилем какого-либо царя. Спрашивает, что означает чеканка «себя любимого» на монетах?

 

− гордость [=> соревновательность: полисы чеканили свои монеты, пытаясь перещеголять остальных в качестве, в задумке и т.д.]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: