ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ




 

2.1. Особенности диагностики детей с задержкой психического развития

 

Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики. Любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности. Правильность же заключения зависит не только от правильно подобранных психодиагностических методов, но и от профессиональной интерпретации данных, полученных с помощью этих методов. Л.С. Выготский подчеркивал, что «…в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установке известных симптомов и их перечислении или систематизации, и не только в группировке явлений по внешним, сходным чертам, но исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть во внутреннюю сущность процессов развития». [4]

Профессиональная квалификация позволяет практическому психологу грамотно интерпретировать полученные диагностические данные, делать заключение на основании анализа этих данных о невидимых психических процессах, состояниях и признаках, об условиях, необходимых для дальнейшего развития ребенка. Как известно, задержка психического развития проявляется в недостатке функций в рамках интеллектуальной деятельности. В ее основе лежат нарушения в сфере психического развития вследствие тех или иных причин (инфекционные заболевания, травмы и т.д.). Поэтому, чтобы помощь ребенку оказывалась в правильном направлении, очень важно верно дифференцировать данный диагноз от других форм интеллектуальной недостаточности. Одной из основных психолого-педагогических проблем является диагностика детей с трудностями в обучении. Дети с задержкой психического развития, пришедшие в школу, начинают испытывать трудности в обучении. У них недостает сформированности некоторых психических функций, умений, навыков, они не успевают за другими учениками, т.к. им не хватает знаний для усвоения, даваемого в общеобразовательной школе материала. Такие дети без специальной помощи не смогут овладеть общешкольным материалом. От обычных детей ребенка с ЗПР можно отличить по некоторым особенностям: 1) дети с такими отклонениями в психическом развитии очень быстро утомляются, не могут усваивать данный объем работы, у них занижен уровень работоспособности; 2) детям с ЗПР трудно принимать и обрабатывать (анализировать) информацию, которая идет от учителя. Для более полного восприятия ему необходимо опираться на наглядные пособия. Трудности возникают и при мыслительной деятельности, т.к. словесно-логическое мышление неразвито; 3) дети этой категории испытывают трудности с общепринятыми в школе формами поведения. Они часто задираются, дерутся со сверстниками, не воспринимают школьные правила. Детям с ЗПР сюжетно-ролевые игры недоступны, но ради того, чтобы уйти от трудных заданий, они могут с удовольствием поиграть в более простые игры; 4) детям с ЗПР трудно организовывать свою деятельность; 5) обучение по программе общеобразовательной школы для них неприемлемо, т.к. их психическое развитие находится на более раннем уровне. Поэтому учителю необходимо понаблюдать за такими детьми, для правильной дифференциации, быть очень терпеливым, чтобы не отправить в специальный класс детей с нормальным развитием. У детей с ЗПР психическое недоразвитие ярко выражено в снижении обучаемости. Но если таким детям оказать вовремя специальную коррекционно-педагогическую помощь, они в состоянии будут догнать своих нормально развивающихся сверстников.

Ученые сходятся во мнении, что диагностику нужно проводить в психолого-педагогическом аспекте [9]. Не у всех детей этой категории выражен неврологический статус, но в то же время имеются некоторые признаки, напоминающие легкую дебильность. Однако неврологическая симптоматика остаточного характера быть главной в диагностике ЗПР не может, т.к. она может быть похожа на симптоматику у нормально развивающихся детей при некоторых перенесенных заболеваниях. В этом случае лучше проводить диагностику в психолого-педагогическом плане.

При диагностике задержки психического развития нужно обратить внимание на то, как ребенок выполняет задание самостоятельно и как ему это удается сделать при помощи взрослого. Дети такой категории справляются с заданием при содействии учителя намного быстрее и эффективнее, это отличает их от умственно отсталых детей, и при диагностике на этот факт следует обратить внимание. Если главным признаком является недостаток памяти, внимания, перехода и скорости психических процессов, то ставится диагноз ЗПР [2]. Но некоторым детям окончательно диагноз можно поставить только после психолого-педагогического наблюдения во время обучения в младших классах общеобразовательной школы. Но если детей с ЗПР сравнить с умственно отсталыми детьми, то увидим, что дети с ЗПР всегда адекватны в своих действиях и с какой-либо игрушкой играют в соответствии с ее назначением. Дети с задержкой психического развития во всех ее клинических проявлениях обладают полноценными возможностями дальнейшего развития, т. е. будут способны впоследствии выполнить самостоятельно то, что в данный момент в условиях специального обучения могут выполнить с помощью педагога. Длительное наблюдение за детьми с временной задержкой показало, что именно умение использовать оказанную помощь и осмысленно принимать усвоенные в процессе дальнейшего обучения знания приводят к тому, что через некоторое время эти дети могут успешно обучаться в массовых школах.

 

 

2.2 Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения

 

Основу системы коррекционной работы составляет продуманное распределение учебного материала. Для распределения учебного материала на весь год составлен учебный план, который определяет содержание коррекционного обучения – базисные компоненты коррекционного обучения, видовое содержание коррекционной деятельности вне занятий, направленное на коррекционное воздействие на ребенка и отражающее психо-эмоциональное благополучие детей, формы работы с детьми; распределение часов на указанные дисциплины, распределение дисциплин между специалистами, воспитателями, педагогами. Учебный план обеспечивает плавную адаптацию детей к обучению.

Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательной работы необходимо учитывать:

· структуру отклоняющегося развития и вариант ЗПР;

· информацию о здоровье ребенка;

· условия жизни и воспитания в семье;

· возраст ребенка на момент поступления в СКОУ (специальное коррекционное образовательное учреждение);

· длительность пребывания ребенка в учреждении компенсирующего вида и др.

Ян Амос Каменский говорил: «Возникает вопрос можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания? – Отвечаю из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека». Дети и подростки с ЗПР требуют особого подхода к ним, многие из них нуждаются в коррекционном обучении в специальных школах, где с ними проводится большая коррекционная работа [13].

 

Система комплексной помощи детям с ЗПР в нашей стране включает в себя:

· создание различных моделей специальных образовательных учреждений для детей данной категории: дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных школ и школ-интернатов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы;

· раннее выявление детей, отстающих в развитии, удовлетворение их особых образовательных потребностей, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования; -

· системы медицинского, педагогического и психологического диагностирования с целью определения особенностей организации коррекционно-образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья детей;

· создание системы лечебно-оздоровительной и профилактической работы в условиях общеобразовательных учреждений;

· нормативное и учебно-методическое обеспечение практики образования детей с ЗПР;

· определение задач и содержания профессиональной ориентации,

· создание и применение критериев и методик оценки эффективности коррекционно-развивающего образовательного процесса;

· разработку моделей служб консультативной помощи семье;

· подготовку педагогических кадров по коррекционной педагогике для системы дошкольного и школьного образования.

 

В нашей стране существует сеть консультативно-диагностических, медико-психолого-социальных, коррекционно-развивающих центров для оказания помощи детям с ЗПР и семье. Открываются новые образовательные учреждения для детей с ЗПР дошкольного и школьного возраста, создаются условия для профилактической, лечебно-оздоровительной и коррекционно-развивающей работы с детьми этой категории. Практика показывает, что предупреждение трудностей в обучении и адаптации к школе детей целесообразно начинать в условиях детского сада. Для этого существует специальная модель дошкольного образовательного учреждения — ДОУ компенсирующего вида для детей с ЗПР. В успехе коррекционной работы с ребенком с ЗПР важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат. Не рассматривали определение ребенка в группу или класс коррекционно-развивающего обучения как перемещение в менее качественную образовательную среду. Несмотря на то, что в большинстве своем воспитанники коррекционных учреждений проживают в неблагополучных семьях, это не означает, что педагог не должен работать с семьей. Скорее наоборот, именно такая семья требует более пристального внимания со стороны учителя, психолога и социального педагога [5].

Для этой категории детей создаются специальные коррекционные школы VII вида. Поступление детей в данные школы возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей либо опекунов ребенка.

В ходе коррекционно-педагогической работы детям с задержкой психического развития должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Преподавателю необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, чтобы понять, где его слабое место, и затем еще раз объяснить, показать и донести до ученика не понятый им материал. Также учителю необходимо учитывать время работоспособности детей, зачастую утомление наступает очень быстро и, как следствие, материал ими усвоен в полном объеме не будет. Кроме учебной коррекционной работы проводится и лечебно-профилактическая работа с данными детьми. Она включает различные лечебно-физкультурные занятия.Соблюдение охранительного режима при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью будет способствовать сохранению здоровья учащихся. Заключается охранительный режим, прежде всего, в дозированности объема учебного материала. На каждом уроке необходима смена видов деятельности, проведение физминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п.

При правильно организованном подходе к каждому ребенку такие дети способны на значительный прогресс в знаниях, умениях и навыках. В общеобразовательных школах создаются классы коррекции для детей с ЗПР. Работа данных классов организуется в одну смену по режиму продленного дня с дополнительным каникулярным временем в зимний период. Наполняемость класса – 9-13 человек. Преподавание ведется по образовательным программам массовых школ, адаптированным к конкретным классам (детям) и утвержденным методическим советом школы [14].

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения являются:

· активизация познавательной деятельности учащихся;

· повышение уровня их умственного развития;

· нормализация учебной деятельности;

· коррекция недостатков эмоционально-личностного развития;

· социально-трудовая адаптация.

Для эффективности работы с детьми с ЗПР необходимо использовать основные средства коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности и неразвитости произвольности поведения. К ним относятся понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание, «подтягивание культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать заниженную самооценку детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и тем самым социальный статус ребенка.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка. Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выбранная тема исследования: «Особенности педагогической работы с детьми с задержкой психического развития » является одной из актуальных проблем современной школы, так как категория этих детей находится в разряде неуспевающих, что создает трудности для нормального развития детей в обществе.

Была поставлена цель - изучить психологические особенности детей с задержкой психического развития, теоретически обосновать, разработать рекомендации по оптимизации обучения детей, определить основные направления в программе педагогической деятельности с детьми с задержкой психического развития.

Поэтому анализ научной, специальной и психолого-педагогической литературы известных специалистов отечественной дефектологии и психологии, помог выделить основные варианты задержки психического развития и определить специфические особенности у таких детей.

Полученные данные позволили сделать вывод о том, что развитие личности прежде всего ее базовых оснований служит главной фундаментальной причиной, обуславливающей психические особенности и успешность обучения и воспитания.

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР.

Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуализированной.

Данная работа не исчерпывает всей полноты рассмотренной темы. Дальнейшее ее развитие необходимо. Необходимость коррекционно-развивающей работы в школе вытекает из аксиоматического положения, согласно которому период школьного детства – важнейший в развитии человека, поэтому следует использовать его в полной мере для всестороннего развития личности.

Если маленький человек останется один на один со своими сложностями в освоении окружающего мира, если его развитие будет проходить стихийно и зависеть от случайных влияний, он вряд ли сможет найти свое место в жизни. Только с помощью чуткого, доброжелательного взрослого возможна его нормальная социальная адаптация. Оставить ребенка без психологической помощи недопустимо.

Конечно, работа с детьми с задержкой психического развития требует не только знаний и опыта, но еще терпения, любви к ним, а это огромный и кропотливый труд.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Белопольская Н.Л.// Когито-Центр. — https://www.iprbookshop.ru/88337.html.— 2019.— 192 c.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития Учеб. пособие. – Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 136 с.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2009. – 203с.

 

4. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011 - 108 с

 

5. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.

6. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье / Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы. – 2006. - №1. – С. 62 – 65.

7. Лебединская, К.С. Основные вопросы клиники и систематики ЗПР/ Дефектология. – 2006. – № 3 – С.15 –33.

8. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте ]/ В.В. Лебединский. – М.: Академия, 2003. – 144 с.

9. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие / В.В. Лебединский. - М.: Издательство МГУ, 2002. - 168 c.

10. Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 4.

 

11. Марковская И. М. Задержка психического развития / Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – 1993. – С. 6-15

12. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии / Е. М. Мастюкова // Дефектология. – 1981. ‑ №6.

13. Особенности коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями речи. – п.26 – https://studfile.net/preview/4200662/page:36/

14. Особенности работы педагога с детьми, имеющими задержку психического развития. – https://www.dealeducation.ru/gowem-1335.html

15. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития. / Учебное пособие. – ТЦ Сфера, 2009. - 320с.

16. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Режим доступа: https://www.psicom.ru/osnovy-psihologii.html (декабрь-2009).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: