Возраст
| А зр.
| А сл.
| Эмоции
| До
| Др
| Ра
| Рп
| Навыки
| Воспитание
|
1 мес.
| Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом
| Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки
| Первая улыбка в ответ на разговор взрослого
| Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе
| *
| *
| *
| *
| Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см
|
2 мес.
| Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет
| Ищет источник длительного звука поворотом головы
| Быстро отвечает улыбкой при общении
| Хорошо держит голову лежа на животе
| *
| Гортанные звуки
| *
| *
| Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком
|
3 мес.
| Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении
| Поворачивает голову в сторону голоса взрослого
| Комплекс «оживления» в ответ на общение
| Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении
| Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку
| Гуление
| *
| *
| Подвешивание игрушки на вытянутую руку
|
4 мес.
| Узнаёт мать, радуется при её виде
| Находит глазами невидимый источник звука
| Громко смеется при общении со взрослым
| Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.)
| Захватывает низко висящую над грудью игрушку
| Гуление.
| *
| При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку
| Помощь ребенку в развитии захватывающих движений
|
5 мес.
| Различает близких от чужих
| Узнает голос матери.
Различает строгий и ласковый тон
| *
| Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки
| Берет игрушку из рук взрослого
| Подолгу певуче гулит
| *
| то же
| Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо
|
6 мес.
| *
| По разному реагирует на своё и чужое имя
| *
| Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая
| Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений
| Произносит отдельные слоги
| *
| Ест пищу с ложки, снимая её губами
| Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки
|
7 мес.
| *
| *
| *
| Хорошо ползает в различном направлении
| Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее
| Лепет. Повторно произносит слоги
| На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу
| Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый
| Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки
|
8 мес.
| *
| *
| *
| Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает
| Простое подражание в игре: стучит, катает
| Громко, четко и повторно произносит слоги.
| Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”
| Сам держит и ест корочку хлеба
| Необходимо разговаривать, играя с ребенком
|
9 мес.
| *
| Под музыку совершает плясовые движения
| *
| Ходит, держась за опору
| Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств
| Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете
| Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя
| Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок
| Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок
|
10 мес.
| *
| *
| *
| Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойти
| Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами
| Повторяет за взрослыми новые слоги
| По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения
| Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев
| Закрепление навыков, приобретенных ранее.
|
11 мес.
| *
| *
| *
| Самостоятельно стоит, делает первые шаги
| Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку
| Произносит первые упрощенные слова "кис–кис", "ав–ав"
| Первые обобщения: куклы, кубики, мячи
| То же
| Ребенку необходим максимум о6щения.
|
12мес.
| Узнает знакомого взрослого на фотографии
| *
| *
| Ходит самостоятельно
| Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу
| Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова
| Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения
| Сам пьет из чашки
| То же
|
Возраст
| Развитие речи
| Сенсорное развитие
| Игра и действия
с предметами
| Движения
| Навыки
|
понимание речи
| активная речь
|
1 год 1 мес. –
1 год 3 мес.
| Запас понимаемых слов быстро расширяется
| Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости
| Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см
| Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень
| Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)
| Самостоятельно ест густую пищу ложкой
|
1 год 4 мес. –
1 год 6 мес.
| Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине)
| Словами, облегченными ("би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности
| Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма)
| Отображает в игре отдельные наблюдательные действия
| Перешагивает через препятствие приставным шагом
| Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой
|
1 год 7 мес.
–
1 год 9 мес.
| Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого
| Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия
| Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей
в 3 см
| Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа "ворот', "скамейки", "дома"
| Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола
| Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку)
|
1 год 10 мес. –
2 года
| Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка
| При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения
| Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета
| В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры)
| Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см
| Частично надевает одежду (ботинки, шапку)
|