Экзистенциальная философия.




 

Экзистенциальная философия (лат.existentia - существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставило проблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма, относятся персонализм и философская антропология.

Экзистенциализм берёт своё начало в учениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 - 1948) и Л.И. Шестова (1866 - 1938), появив­шихся в начале XX века. После первой мировой войны получил широ­кое распространение в Германии - К. Ясперс (1883 - 1969), и М. Хай­деггер (1889 - 1976), во Франции - Ж.П.Сартр (1905 - 1980), А. Ка­мю (1913 - 1960), Г. Марсель (1889 - 1973).

Среди множества проб­лем, которыми занимается экзистенциальная философия, можно выде­лить наиболее актуальные:

n отчуждение человека в эпоху социально­го кризиса;

n существование человека и его сущность;

n бытие чело­века и бытие мира;

n человек как уникальное существо;

n бытие между жизнью и смертью и т.п.

 

1-ая Проблема:

Центральная проблема, на которой сосредотачивают своё внимание наиболее крупные экзистен­ционалисты - это проблема отчуждения человека от общества.

Отчуждение - это социальный процесс, в результате которого человек и общество противоположны, даже враждебны друг другу.

Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Но он изучал эту проблему приме­нительно к капиталистическому обществу XIX века.

Философы- экзис­тенционалисты рассматривают отчуждение как общую характеристику жизни человека в обществе. Они считали, что философия обязана по­мочь человеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуа­циях.

Так, К. Ясперс после второй мировой войны опубликовал цикл работ, посвящённых проблеме атомной войны и будущего человечест­ва. И не один раз он предупреждал, что современный мир находится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана много­тысячелетняя история человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперс ставил весьма ответственную задачу - убедить человечест­во, отдельных индивидов, партии в том, что настоятельно необходи­мо использование "высших возможностей человеческого бытия" в борьбе с охватившим людей отчаянием.

Объективные причины появления экзистенциализма.

 

Экзистенциальная философия 20 века выросла на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса, охватившего экономические, политические, духовно- нравственные основы челове­ческого бытия. Философы стремились представить искренний самоот­чет мыслящего человека и исповедь философа, оказавшихся в эпи­центре кризисных процессов. Наиболее крупные из этих философов резко критиковали реакционные режимы, были защитниками демокра­тии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждение человека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его преодолеть, - на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.

 

2- я Проблема:

Одна из важнейших проблем, которую исследовали экзистенциа­листы - существование человека и его сущность.

Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже су­ществуя, в этом состоит важнейший принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия.

 

Следствия из принципа существования человека:

- нет заданной человеческой природы;

- никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека;

- каждый индивид несет ответственность сам, если он так и не стал человеком в подлинном смысле.

 

Таким образом, экзистенциальные философы проводят здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми.

Мир, в котором живет человек, по взглядам экзистенциалистов - это свобода на которую обречен человек. Человек свободен, он и есть свобода, - писал Сартр. Свободный выбор человека - его удел, ответственность и его трагедия.

 

3-я Проблема:

Ещё одна важная проблема, которую рассматривают экзистенциалисты - это проблема бытия мира и бытия человека.

Экзистенциалисты признают, что мир существует вне и независимо от человека. Однако философия, по взглядам экзистенциалистов, только тог­да встает на пути жизненного реализма и гуманизма, когда она ставит в центр анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человека существует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, при­дает миру знание и смысл, взаимодействует с миром.

 

Как к этим взглядам относится марксистская философия?

Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытия человека. Но в отличие от экзистенциалистов марксистская философия считает, что человек не только способен смотреть на мир через призму своего созна­ния, но и накапливает в процессе развития объективные знания о мире и самом себе. Взгляды же экзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы субъективного идеализма.

 

4-я Проблема:

Рассматривая проблему уникальности человеческого существования, экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим, уникален в своем бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет (1883 - 1955 гг.) так писал: "Каждый человек имеет миссию истины. Так, где находиться мой глаз, не находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз, не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы". С таким подходом нельзя не согласиться.

И все же экзистенциалисты в решении данного вопроса остановились на полпути. Правильно показать на уникальность, неповторимость человека эта уникальность, как человек может обрести эту неповторимость.

 

Программа экзистенциальной философии:

Рассматривая человека как уникальное существо, экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающий мир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человеке живет и будет жить постоянный страх перед миром и другими людьми. И все же человек обязан заставить себя жить и творить самого себя. Такова программа экзистенциальной философии:

-страшиться, опасаться окружающего мира, противостоять ему, бунтовать против него.

 

5-я Проблема:

Одна из важнейших проблем, рассматриваемых экзистенциалистами - проблема бытия между жизнью и смертью.

Каждый человек переживал смерть близких, многим в разгар жизни или на её исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякий человек обязательно задумывается о смерти.

1-я позиция

Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но может вдруг и утратить для него этот смысл.

2-я позиция

Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться с нею, когда есть шанс жить, помочь другим людям в их смертной борьбе - это великое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь. Жизнь и смерть человека, смысл жизни - это вечные темы для философии.

Эта проблема становиться все более актуальной. Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны и гибель человека, и его выживание. Важнейший шаг, который должно сделать и уже делает человечество, - осознание того, что сложилась качественно новая ситуация, пограничная между жизнью и смертью человека. И в этом плане задача философии - помочь человечеству преодолеть страх и выжить. К сожалению, как это сделать, - на этот вопрос экзистенциалисты ответа не дают.

 

Течения в экзистенциализме:

Помимо открытого экзистенциализма в это направление входят также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядам весьма близки к экзистенциализму.

 

Персонализм (от лат. Persona - личность) - это философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. В основе учения персонализма о личности лежит тезис о свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие, исходя из своих нравственных оценок воли.

 

Философская антропология - это философское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе и поставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Философы этого течения пытались соединить конкретно- научное изучение различных сфер человеческого бытия с целостным философским анализом.

Определенных успехов в решении данной проблемы философская антропология достигла, но в целом решить эту задачу не смогла.

Такого, в основном, содержание экзистенциалистской философии.

 

Религиозное направление

 

Религиозная философия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной причиной этого всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозных организаций и объединений. Любая религия всегда имела и сегодня имеет своих теоретиков, в том числе и философов.

К числу наиболее известных религиозных философов относятся:

-Николай Александрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский, Сергей Николаевич Булгаков, Семён Людвигович Франк - все русские;

-Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шарден - католические философы (все французы);

-Карл Барт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур - протестантские философы;

-Мартин Бубер - философ иудаизма;

-Джемал ад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал - исламские философы.

Все эти философы - это высокопрофессиональные ученые, знатоки истории философии, талантливые авторы, яркие социальные критики. Их взгляды не во всем отвечали официальным доктринам тех религий, чьи интересы они представляли. В центр философских исследований они ставили, во многом вопреки официальным религиозным взглядам, проблему человека.

Вместе с тем все эти философы своей конечной целью видят сохранение понятия бога и основных положений той или иной религии.

Среди важнейших проблем, рассматриваемых религиозной философией, можно выделить следующие:

1) Проблема доказательства существования бога.

2) Проблема человека.

3) Проблема добра и зла.

Рассмотрим эти проблемы.

 

1. Проблема доказательства существования бога.

 

Это - центральная проблема религиозной философии на протяжении всей истории её существования. Религиозные философы исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развития человечества:

1-я позиция: преодолевать сомнения верующих относительно существования бога

2-я позиция: опровергать аргументы атеистов относительно его не существования.

А это особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век, когда подобные сомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.

 

Каким образом это достигается?

Часть философов, особенно официальных, различным образом комментируют богословские тексты, написанные сотни лет назад, показывают, что подразумевается под тем или иным содержанием.

Другие философы пытаются для этого использовать достижения науки, укреплять "союз веры и науки".

Третьи же считают, что нужно прямо апеллировать к необъяснимому, таинственному в человеческом опыте.

Нужно отметить, что в определенной мере религиозной философии удается решить эту проблему. По крайней мере, 20 век не стал веком атеизма. Мы даже наблюдаем определенную активность религии и нарастание религиозности среди отдельных слоев населения.

 

 

2. Проблема человека в религиозной философии.

 

Эта проблема всегда занимала заметное место в религиозной философии, но до последнего времени первое место всегда занимала проблема бога. Современная религиозная философия на первое место выводит проблему человека, что и обеспечивает ей достаточную известность. Традиционная религиозная философия главным в человеке считала богопослушание, современная - считает главным поиски человеком смысла своей жизни, своей неповторимой духовности.

Человек в понимании неотомистов -основной элемент бытия через него проходит и история, ведущая к высшему состоянию развития общества - "Граду Божиему".

3. Проблема добра и зла.

Эта проблема всегда стояла в религиозной философии. Такое внимание к нравственным ценностям и переживаниям человека - одни из источников сохраняющегося и сегодня немалого внимания религиозной философии.

 

Проблема добра и зла звучит так: если мир создан и управляется всемогущим богом, то почему в мире существует зло?

Религиозная философия отвечает на данный вопрос так: в мире много зла - поэтому много греха, На вопрос, почему же бог допускает рост зла, дается ответ, зло проистекает от того, как человек и человечество пользуется дарованной им свободой.

Итак, не бог, а человек ответственней за зло, особенно за большое зло. Бог нужен, чтобы наказать человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотребления свободой.

Исходя из этих положений в последние годы религиозная философия значительно активизировала борьбу за добрые начала человека, за мир и выживание человека.

С начала 60-х гг. 20 века неотомизм старается приобрести всё более научную форму, а как социальное учение - всё более политизируется.

В нём формируются новые течения: "Теология революции", "Теология культуры", "Теология мира", "Теология мертвого бога", "Теология бедности", "Теология празднеств".

 

Выводы по лекции:

1. Современные философские течения на Западе отражают новые реальности бытия и в особенности - радикальную смену мира человека, его переживаний, мировоззрения, мироощущения, его отношения к природе, к состоянию общества, производства (не только материального, но и духовного).

2. В настоящее время продолжают жить и развиваться научный материализм, историзм, гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая философия (позитивизм), диалектика.

Эти философские направления разрабатывают теоретико-методологические пути комплексного изучения человека, в которых были бы объединены естественно - научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины и значительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философского характера.

3. Составной частью многих философских течений Запада является новый гуманизм, который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как главное условие становления всей системы общественных отношений.

4. Изучение философских течений западной философии, вооружает офицерские кадры современным мышлением, расширяет их кругозор, формирует мировоззрение.

Многие положения западной философии имеют практическую значимость в процессе познания окружающего мира, которые необходимо знать и использовать в своей деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: