Симфоническое творчество




Вокальное творчество

Специальность Мусоргского — музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному и поэтическому раскрытию слова. В стремлении следовать слову музыковеды усматривают преемственность с творческим методом А. С. Даргомыжского. Любовная лирика как таковая привлекала его мало. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни.

Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору). Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877; слова Голенищева-Кутузова; «Трепак» — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребёнка и т. д.).

В своих песнях, как и в крупных произведениях, Мусоргский стремился отразить жизнь русского народа, его горе и нужду. Неисходной печалью полна «Колыбельная Еремушке» на стихи Некрасова.

В словах вступительной строфы, построенной на русских песенных оборотах, - вся доля бедняка.

Медленное укачивание, которое слышится в ритме этой колыбельной, лишь усугубляет печаль. Только в самом конце наступает просветление. Так тих и безмятежен сон ребенка, еще не ведающего о своей тяжкой доле.

О бесправной доле крестьянского ребенка рассказывается и в песне «Сиротка» на собственные слова композитора. В ней Мусоргский обрисовал образ бездомного мальчонки, выпрашивающего милостыню у прохожих.

Многие из песен Мусоргского, воссоздающие разнохарактерные сценки из народной жизни, написаны на его собственные слова. («Светик Савишна», «Озорник», «Семинарист»).

Также Мусоргский сочинял и светлые лирические песни («По-над Доном сад цветет» на слова Кольцова).

Некоторым из его песен присущ сатирический характер («Козел», «Классик», «Раёк»).

 

 

Симфоническое творчество

Проявилась характерная особенность творческой натуры Мусоргского. И в зрелом периоде он не создал ни одной инструментальной пьесы, которая не имела бы литературной программы или не была бы связана с представлениями о какой-либо увиденной им картине.

Оркестровым произведением программного типа была и «Иванова ночь на Лысой горе», задуманная и начатая еще в годы ученичества. Здесь композитор обратился к фантастике, к области народных поверий и сказаний. Он нарисовал музыкальную картину шабаша ведьм на Лысой горе, изобразив последовательно: сбор ведьм, их толки и сплетни, поезд Сатаны, «поганую славу» Сатане и самый шабаш в виде дикого, разгульного пляса, сопровождаемого воплями, криками и завываниями. Картина завершается изображением утра: светает, поют петухи, ведьмы одна за другой покидают место сборища.

Описания шабаша Мусоргский тщательно разыскивал в различных книгах, посвященных поверьям; но как знать — быть может, первым толчком к сочинению послужили воспоминания о няниных сказках, слышанных в детстве.

«Ночь на Лысой горе» была закончена в 1867 году, и тут композитора ждало разочарование: Балакирев, который остался недоволен вещью, не захотел исполнить ее в концерте Бесплатной музыкальной школы.

Огорченный Мусоргский все же наотрез отказался что-либо изменить в своем произведении.

«Картинки с выставки»

«Картинки с выставки» были написаны Мусоргским под впечатлением от выставки произведений художника В.Гартмана, друга композитора, внезапно умершего.

Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления увлекла Мусоргского. Вскоре, в июне 1874 г., «Картинки с выставки» были закончены.

Этот цикл можно назвать сюитой – 10 самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. Каждая пьеса – музыкальная картинка, отразившая впечатления Мусоргского от рисунков Гартмана.

Тут: - яркие бытовые картинки,

- меткие зарисовки человеческих характеров,

- пейзажи,

- образы русских сказок, былин.

Отдельные миниатюры контрастируют между собой по содержанию и по выразительным средствам. Вместе с тем все они связаны темой «Прогулки». Она открывает цикл. А затем появляется еще несколько раз – как бы ведя слушателя от одной картинки к другой. Ее интонации слышатся и в последнем номере цикла.

«Прогулка» - пьеса русского народного склада с характерными песенными интонациями. На протяжении цикла под влиянием смены настроения меняется и характер музыки «Прогулки». Она звучит то задорно, то задумчиво и грустно, то таинственно.

Первая картинка – «Гном». На рисунке художник изобразил щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Мусоргский наделяет гнома в своей музыке чертами человеческого характера. При этом сохраняя внешний облик сказочного и причудливого существа. В этой небольшой пьесе слышится и глубокое страдание. Запечатлена и угловатая поступь угрюмого гнома.

«Старый замок» - композитор поэтично передал ночной пейзаж и спокойное зачарованное настроение. На фоне тонического органного пункта звучит печальная мелодия средневекового трубадура, изображенного на рисунке.

Песня сменяется тихими аккордами, создающими призрачный и таинственный колорит.

«Тюльерийский сад» - резко контрастирует предыдущим пьесам. Она изображает играющих детей в одном из парков Парижа. Всё радостно и солнечно в этой музыке.

Быстрый темп, причудливые акценты, в основном высокий регистр, мажорный лад – хорошо передают оживление и веселье детской игры на фоне летнего дня.

«Быдло» -так называли «рабочий скот». На рисунке изображена крестьянская повозка на высоких колёсах. Запряжена двумя унылыми волами.

В музыке слышится, как устало, тяжело ступают волы, медленно со скрипом тащится повозка.

 

И опять характер музыки резко меняется. Задорно звучат секунды в высоком регистре, чередуясь с аккордами. Стремительный темп. На этом рисунке изображены юные ученицы балетной школы, одетые птенчиками, которые еще не совсем освободились от скорлупы. Отсюда и забавное название миниатюры – «Балет невылупившихся птенцов».

«Два еврея» - изображен разговор богача с бедняком. Здесь воплотился в музыке принцип Мусоргского как можно точнее выразить через речевые интонации характер человека. В звуках фортепиано безошибочно можно услышать грубый, надменный голос богача и робкий, просящий голос бедняка.

Для речи богача Мусоргский нашел властные интонации. Низкий регистр усиливает решительный характер. Речь бедняка ей контрастна – тихая, прерывистая, в высоком регистре.

«Лиможский рынок» - рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, суматоха южного базара.

«Катакомбы» - («Римские катакомбы»). Слушая эти долго тянущиеся аккорды, легко представить себе холодный сумрак таинственного подземелья. Неясный свет фонаря, блики на серых стенах. Тревожное, смутное предчувствие.

«Избушка на курьих ножках» - рисует сказочный образ Бабы-Яги.

На рисунке изображены часы в форме сказочной избушки. Но Мусоргский переосмыслил образ. И в его музыке воплощена не сказочная избушка, а ее хозяйка – Баба-Яга. От пьесы так и веет былинным размахом, русской удалью.

«Богатырские ворота» - в этой пьесе еще больше ощущается родство с русской народной музыкой. На рисунке изображены «Городские ворота в Киеве». Интонациями и своим гармоническим языком музыка близка русским народным песням. Характер пьесы величаво-спокойный и торжественный.

 

«Картинки с выставки» стали одним из популярнейших произведений.

Известный французский композитор М.Равель сделал аранжировку их для оркестра.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: