Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста




Цель: создание условий для развития музыкальных способностей детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.

Задачи:

• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять музыкальный кругозор.

 

Реализация этих задач должна осуществляться через игру, так как по словам швейцарского композитора и педагога

Э. ЖакДалькроза: "Игра развивает индивидуальность;

играя, ребёнок учится воспроизводить

свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления

способностей мыслить и для развития сознания"

 

Музыкально-дидактическим играм присущи две функции в процессе обучения. Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, упражнения в виде игры.

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Музыкально-дидактические игры являются необходимым для обучения детей дошкольного возраста музыке. Посредством музыкально – дидактических игр и пособий активизируются музыкальные способности детей.

 

МДИ использую во всех возрастных группах. Знакомлю детей с музыкальными инструментами, начиная с раннего возраста. Постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.

Дети слушают высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона; учатся различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки: дудочки, погремушки помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.

 

На занятиях стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера.

 

Дети постарше способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети определяют настроение, характер музыкального произведения контрастное звучание. Использую такие игры, как «Покажи собачку» для детей 3-4 лет.

В процессе пения МДИ помогают мне научить детей петь выразительно, непринужденно, они учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В свободное от занятий время дети могут самостоятельно организовать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением.

Предлагаю музыкально дидактическую игру «Поющая гусеница» для детей старшего дошкольного возраста.

МАСТЕР-КЛАСС: Музыкально-дидактическая игра «Поющая гусеница»

 

В группах старшего дошкольного возраста для знакомства детей с ударными, шумовыми и струнными инструментами использую игру «Музыкальное лото».

Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Использую игры для развития тембрового слуха: « Музыкальные инструменты », «Угадай, на чём играю». Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный?». Игры, п озволяющие развивать ритмическое чувство детей: «Ножки ладошки», «Осенний паровозик».

 

Игровая форма разучивания помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.

Предлагаю музыкально-дидактическую игру «Кошачий оркестр», которую использую для развития чувства ритма.

 

МАСТЕР-КЛАСС: Музыкально-дидактическая игра «Кошачий оркестр»

 

В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр у детей повысился интерес к музыке. Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрасные произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах музыки.

 

Цель работы музыкального руководителя - с помощью музыкально -дидактических игр и пособий перевести ребёнка из зоны ближайшего развития - когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.

Закончить я хочу словами Людмилы Николаевны Комиссаровой, МДИ «Является очень важным аспектом для развития у детей музыкальной культуры».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: