Цель: создание условий для развития музыкальных способностей детей посредством музыкально - дидактических игр и пособий.
Задачи:
• Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
• Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
• Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять музыкальный кругозор.
Реализация этих задач должна осуществляться через игру, так как по словам швейцарского композитора и педагога
Э. ЖакДалькроза: "Игра развивает индивидуальность;
играя, ребёнок учится воспроизводить
свои впечатления и идеи, поэтому игра – могущественное орудие для укрепления
способностей мыслить и для развития сознания"
Музыкально-дидактическим играм присущи две функции в процессе обучения. Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, упражнения в виде игры.
Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребёнка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.
Музыкально-дидактические игры являются необходимым для обучения детей дошкольного возраста музыке. Посредством музыкально – дидактических игр и пособий активизируются музыкальные способности детей.
МДИ использую во всех возрастных группах. Знакомлю детей с музыкальными инструментами, начиная с раннего возраста. Постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.
Дети слушают высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона; учатся различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки: дудочки, погремушки помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.
На занятиях стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера.
Дети постарше способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети определяют настроение, характер музыкального произведения контрастное звучание. Использую такие игры, как «Покажи собачку» для детей 3-4 лет.
В процессе пения МДИ помогают мне научить детей петь выразительно, непринужденно, они учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В свободное от занятий время дети могут самостоятельно организовать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением.
Предлагаю музыкально дидактическую игру «Поющая гусеница» для детей старшего дошкольного возраста.
МАСТЕР-КЛАСС: Музыкально-дидактическая игра «Поющая гусеница»
В группах старшего дошкольного возраста для знакомства детей с ударными, шумовыми и струнными инструментами использую игру «Музыкальное лото».
Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне. Использую игры для развития тембрового слуха: « Музыкальные инструменты », «Угадай, на чём играю». Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный?». Игры, п озволяющие развивать ритмическое чувство детей: «Ножки ладошки», «Осенний паровозик».
Игровая форма разучивания помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.
Предлагаю музыкально-дидактическую игру «Кошачий оркестр», которую использую для развития чувства ритма.
МАСТЕР-КЛАСС: Музыкально-дидактическая игра «Кошачий оркестр»
В результате систематического использования на музыкальных занятиях музыкально-дидактических игр у детей повысился интерес к музыке. Дети внимательно слушают музыку и эмоционально откликаются на контрасные произведения, различают на слух не только высокие и низкие звуки, но и определяют звучания различных инструментов, разбираются в жанрах музыки.
Цель работы музыкального руководителя - с помощью музыкально -дидактических игр и пособий перевести ребёнка из зоны ближайшего развития - когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.
Закончить я хочу словами Людмилы Николаевны Комиссаровой, МДИ «Является очень важным аспектом для развития у детей музыкальной культуры».