Показатели | Существующие положения | Проектирование мероприятий |
Характер процесса | Процесс работы преподавателя заключается в том, чтобы объяснить студентам тему, прочитать лекцию, проверить написанные студентами работы, выслушать ответы, поставить оценки | Использование компьютера поможет облегчить преподавание: при помощи присоединения компьютера к большому экрану поможет лучше объяснить тему, т.к. будет видна суть того, о чем говорит преподаватель и при помощи графиков, схем, таблиц, рисунков все легче воспринимается. Проведение контрольных работ на компьютере сэкономит время и облегчит труд преподавателя. |
Оборудование процесса | Оборудование процесса: 1.Специальная мебель: Стол, шкаф или полка для хранения нормативно-справочной литературы, учебников, журналов, текстов с лекциями, учебных программ, канцелярских принадлежностей. 2.Материалы: бумага. 3.Канцелярские принадлежности: карандаши, ручки, указка, линейки, фломастеры, маркеры, пасты замазки для исправления ошибок, кнопки, скрепки, липкая лента и т.д. | Основной комплект: -ПК на основе процессора Р-4 с ОЗУ не менее 64Мб, винчестером 2 Гб, дисководами, клавиатурой, мышкой, цветным монитором; -цветной или черно-белый струйный или лазерный принтер; -сканер для ввода в ПК таблиц, схем, другой информации, т.е. информации необходимой для проведения лекции или семинара; Дополнительная мебель: Специальный стол для ПК, вращающийся и регулируемый по высоте стул на роликах, шкафчик для дискет и лазерных дисков, а также тумбочка для установки устройств ввода-вывода информации. |
Уровень организации труда | Труд преподавателя относится к группе профессий умственного труда, а с точки зрения физиологии относится к интеллектуальной форме труда, т.к. преподаватель должен обладать обширными знаниями и творческим потенциалом. | Присутствие компьютера облегчит работу - легче объясняется тема, и преподавателю придется говорить только самое главное, а дополнения будут отражаться на экране. Проведение контрольных работ на компьютере уменьшит объем труда – компьютер сам проверяет и выставляет оценку. |
Степень тяжести труда | По степени тяжести труд не является тяжелым, но учитывая малую подвижность и статичность позы работника данной профессии, можно отметить, что большая нагрузка приходится на мышцы спины, шеи и позвоночника. Работники данной профессии подвержены остеохондрозу | Профилактика остеохондроза: -частая смена положения тела; -производственная гимнастика; -режим активного отдыха; -регламентированные перерывы. |
Степень напряженности труда | С точки зрения напряженности труд преподавателя отличается: -постоянной концентрацией внимания; -большой плотностью получаемых сигналов; -постоянным использованием памяти; -интеллектуальным напряжением. | Профилактика умственного и зрительного утомления: -гимнастика глаз; -периодическое расслабление; |
Рабочее место | Рабочее место находится внутри помещения и является стационарным, многофункциональным. К нему подведена электроэнергия, горячая и холодная вода, канализация. Рабочее место должно быть освещено естественным светом в дневное время согласно норм. В помещении должно поддерживаться постоянная нормативная температура и влажность воздуха, отсутствовать сквозняк. | Рабочее место должно быть освещено естественным светом в дневное время согласно норм. В помещении, где расположено место учителя, должно поддерживаться постоянная нормативная температура и влажность воздуха, отсутствовать сквозняк. В помещении, где расположено рабочее место учителя, необходимо установить максимальное количество окон, пропускающих естественные солнечные лучи. А также необходимо провести мероприятие по поддержанию постоянной нормативной температуры и влажности воздуха, для этого можно установить в помещениях кондиционеры. |
Организация рабочего места | Рабочее место преподавателя состоит из нескольких рабочих зон: -зона проектирования, т.е. отрабатывается материал, по которой планируется выступление на лекции, занятие на семинаре; -зона объяснения, разъяснения студентам темы, проведение контрольных и самостоятельных работ; -зона проверки и анализа работ студентов, выставление оценок – оценивание работ. Для работы необходимо наличие материалов, литературы по данному предмету, нормативно-справочная литература, в которой указаны критерии оценки работы и т.д. | А) Во время подготовки материала используется ПК, где может быть электронная библиотека по данному предмету. Строится лекция в электронном виде, которая потом будет отражена в большом экране. Сканируются таблицы и схемы, тексты, необходимые для лекции. Б) Во время объяснения темы используется компьютер, подключенный к большому экрану, который отражает ранее подготовленный материал. В) Контрольные и самостоятельные работы проводятся на компьютере, где эти работы сразу же и проверяются. |
Обслуживание рабочего места | Состоит из: -подготовительных операций к работе (подготовка материалов и справочной литературы, приведения в рабочее состояние оборудования и инструментов и т.д.) -обслуживающих операций в течении основного трудового процесса; -обслуживающих операций после работы (уборка рабочего места и т.д.) | Подготовка материала и показ, объяснение темы студентам, проверка работ выполняется на компьютере. |
Рабочая поза | Рабочая поза сидячая, статичная, малоподвижная. | Применение крутящегося и перемещающегося на роликах стула позволяет избегать неподвижности и длительной напряженности позы, а также правильно сидеть с упором. |
Санитарно-гигиенические параметры труда | Процесс преподавания происходит внутри помещения при комнатной температуре. | Температура, влажность воздуха должны быть постоянными. Периодическое проветривание. Кондиционер. |
Санитарно-гигиенические характеристики труда. Освещенность и светоотражение. | Освещенность в данной профессии играет важную роль, т.к. работа требует значительного зрительного напряжения. Используется естественное и искусственное освещение. Искусственное освещение бывает общим, местным и комбинированным. Местный свет должен падать на рабочее место в основном слева. От освещения на белой бумаге не должны появляться блики. Стены помещения должны быть окрашены в светлые матовые тона для улучшения освещенности в помещении. | Освещение рабочего места преподавателя должно быть комбинированным. При работе на ПК не должно быть бликов и отражений на экране монитора, а также солнечный свет не должен быть направлен в глаза оператору. Для этого необходима правильная установка монитора и правильное освещение рабочего места. Предлагаемые цвета для окраски стен: белый, светло-желтый, светло-зеленый, светло-голубой. |
Санитарно-гигиенические характеристики труда. Уровень шума. | Профессия требует большой сосредоточенности и внимания, поэтому посторонние шумы не должны отвлекать преподавателя и студентов от процесса обучения. Иногда необходима звукоизоляция. | Для звукоизоляции могут быть использованы шумопоглощающие панели при отделке помещения, если в соседних помещениях присутствуют шумные технологические процессы. |
Санитарно-гигиенические характеристики труда. Режим труда и отдыха. | Существует регламентированный обеденный перерыв и кратковременные перерывы в работе для производственной гимнастики, для отдыха и т.д. | Время работы и отдыха должны устанавливаться согласно общепринятым стандартам и нормам |
Заключение
|
|
|
Преподаватель - личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс; человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение педагога в обществе. Содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей и как основной духовной ценности общества, педагоги непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Функция современного учителя - помогать воспитанникам, приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Педагог, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия.
Слагаемые педагогического мастерства:
1. Прежде всего, умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний.
2. Умение учить на парах. Опытный педагог добивается от студентов усвоения программного материала именно на уроке: для него домашнее задание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей - в умении управлять деятельностью учащихся.
3. Умение активизировать студентов, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.
4. Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обучения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность;
5. Высокий уровень педагогической техники.
Не менее остро стоит вопрос о подготовке такого учителя, который способен в условиях массовой школы обеспечивать высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.
Реформирование системы образования в стране неизбежно приведет широкому применению качественно новых технических средств обучения, в первую очередь компьютерной техники. В школах, гимназиях лицеях, а которых имеется хотя бы один компьютер, учителя, не дожидаясь, когда будут оборудованы компьютерные классы, могут использовать этот единственный экземпляр, чтобы, внося разнообразие в учебный процесс, повысить эффективность изучения предметов.
Но некоторые преподаватели даже при обилии компьютерной техники не используют ее на уроках из-за отсутствия компьютерных учебных программ. Компьютерные программы выпускаются в масштабе страны. Сейчас в системе общеобразовательных учреждений функционирует более десяти учебников и, конечно, каждый из них не будет обеспечен отдельной компьютерной программой с учетом разницы учебных программ.
Список использованных источников
1. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда. / П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др.; Учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк., 2006. – 439 с.: ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. Часть I / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. – 248 с.
3. УМР по курсу «БЖД» Санитарно-гигиеническая карта условий труда…, Казань, 2003 с5-8,21