Дата 19.05.2020
МДК.04.01 "Экономика, организация и планирование в путевом хозяйстве"
Курс:3
Группа: 3СПХ-3з
Тема: Финансирование и материально-техническое обеспечение в путевом хозяйстве.
Тип занятия: занятие усвоения новых знаний, навыков и умений, применения знаний
Вид занятия: лекция
Цель занятия:
Образовательная: обеспечить в ходе урока усвоение материала темы.
Развивающая: формировать у обучающихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать изучаемые факты, логически излагать свои мысли. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Формировать умение видеть проявления изученных явлений в жизни, быту, производстве.
Воспитательная: воспитывать интерес к избранной профессии, обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету. Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, понимание его значимости.
Материал занятия
Железнодорожный транспорт финансируется за счет средств, получаемых от реализации перевозок и других услуг, и функционирует как обычное рыночное коммерческое предприятие.
Финансы любого железнодорожного предприятия (в том числе и дистанции пути) представляют собой систему экономических отношений формирования, распределения и контроля использования денежных средств на производственные и хозяйственные нужды.
Финансовая работа предприятия ведется в трех направлениях, каждое из которых реализуется через три основные функции финансов: формирование финансовых ресурсов предприятия; распределение финансов по направлениям и объемам производственной и хозяйственной деятельности; контроль правильности и эффективности расходования финансовых средств.
|
Основное предприятие железнодорожного транспорта железная дорога. Именно на уровне железной дороги формируются основные ресурсы транспорта доходы от перевозок.
Отраслевые линейные предприятия в настоящее время не являются юридическими лицами и имеют статус обособленных структурных подразделений, что позволяет им иметь в банке текущие расчетные счета. На эти счета зачисляются денежные средства от финансирования дороги, денежные средства от собственной подсобно-вспомогательной деятельности, от подсобно-вспомогательной деятельности других структурных подразделений в порядке перераспределения.
Доход дистанции пути складывается из следующих источников: часть доходов, полученных от железной дороги (по текущему содержанию пути и искусственных сооружений, по снего водо- и пескоборьбе и другим видам эксплуатационной деятельности); доходы от подсобно-вспомогательной деятельности (средства ремонтного фонда, доходы от производства товаров народного потребления и оказания платных услуг населению, выручка от реализации материалов верхнего строения пути и стрелочных переводов, от оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту подъездных путей промышленных предприятий, доходы от реализации выращенных саженцев плодовых деревьев и т.п.).
Эти средства расходуются на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей, на финансирование служебных командировок, на расчеты по другим текущим расходам, связанным с финансово-производственной деятельностью предприятия.
|
Финансирование эксплуатационной деятельности дистанций пути производится по праву на доходы, которое определяется по праву на расходы с учетом фактического уровня рентабельности железной дороги. Право на расходы отражает предельный размер затрат ресурсов и определяется с учетом следующих положений: расходы на амортизацию и снего водо- и пескоборьбу принимаются в фактических размерах; расходы на одиночную замену элементов верхнего строения пути в фактических размерах, но в пределах годовых ассигнований.
Финансирование расходов по снего водо- и пескоборьбе проводится по фактически произведенным затратам отдельной статьей расходов в соответствии с представленными счетами.
Финансирование капитального ремонта основных фондов происходит следующим образом. Управление железной дороги с расчетного или особого счета оплачивает выполненные работы по капитальному ремонту и платежные требования поставщиков материалов верхнего строения пути. Дважды в месяц управление дороги переводит на расчетные (или особые) счета отделений дорог, предприятий и организаций, подчиненных непосредственно управлению дороги, средства, необходимые для финансирования капитального ремонта основных фондов.
С расчетного (или особого) счета отделение дороги оплачивает выполненные работы по капитальному ремонту основных фондов отделения, а также дважды в месяц перечисляет средства на расчетные счета хозяйственных единиц для покрытия затрат по капитальному ремонту.
На все виды капитальных путевых работ составляют проект и калькуляцию, на остальные путевые работы калькуляции. Источником финансирования служит ремонтный фонд, образуемый за счет себестоимости продукции по установленным нормативам.
|
Для усиления контроля за расходованием средств по капитальному ремонту установлен следующий порядок оплаты выполненных капитальных работ. Служба пути с особого счета оплачивает счета дистанций пути и путевых машинных станций. Работы, выполненные в первой половине месяца, оплачиваются по промежуточным счетам. Окончательный расчет производится не реже одного раза в месяц. К счетам на работы, выполненные дистанцией пути и ПМС, прикладывают акт приемки и исполнительную калькуляцию.
Исполнительная калькуляция составляется обязательно на каждый километр пути на основании покилометрового перечня работ и уложенных в путь материалов. Один из трех экземпляров исполнительной калькуляции остается на предприятии, второй и третий прилагаются к счету (для службы пути и банка).
Счета за работы, выполненные дистанцией пути и ПМС, предъявляют на сумму, указанную в исполнительной калькуляции. В отдельной строке счета указывают стоимость материалов и сумму, выплаченную в первой половине месяца по промежуточному счету.
Разрешается предъявлять счета за выполненные однородные работы на нескольких километрах, но к ним обязательно прикладывают акты приемки, покилометровый перечень работ и материалов, уложенных в путь (форма ПУ 48), и исполнительную калькуляцию.
Для бесперебойного снабжения материалами необходим гарантийный запас материалов, установленный в размере до 20 % текущего запаса.
Финансирование ПМС производится службами пути железных дорог за счет средств ремонтного фонда в соответствии с планом ремонтных работ.
Контроль правильного расходования средств и выполнения плана капитальных путевых работ, а также оплату счетов производит служба пути дороги, которая выступает одновременно и в роли заказчика, и в роли плательщика за выполненный объем работ. Такой метод организации ремонтных работ называют внутриподрядным.
Порядок формирования плановой себестоимости ремонта зависит от способа организации работ и расчетов за капитальный ремонт.
Плановую и фактическую себестоимости ремонта определяют соответственно на основе его плановой и фактической сметной стоимости. Сметную стоимость работ рассчитывают исходя из плановых объемов ремонта в физических единицах по всем видам работ и сметной стоимости единицы соответствующего ремонта согласно утвержденным калькуляциям.
Фактическую себестоимость ремонта определяют по сумме фактических затрат, учтенных на счете «Капитальный ремонт строительного характера, выполняемый внутриподрядным способом». Ремонт финансируется по исполнительной калькуляции. По ней оплачивается фактически уложенное количество материалов верхнего строения пути.
Общий доход ПМС включает в себя, кроме средств ремонтного фонда, доходы, планируемые по прочей деятельности: за выполнение работ в карьерах, от производства товаров народного потребления, оказания платных услуг населению, реализации товарно-материальных ценностей и т.п.
Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги, которые представляют собой экономическую категорию с двумя функциями фискальной и экономической. С помощью фискальной функции (от лат. fiscus «государственная казна») формируется государственный бюджет, с помощью экономической государство оказывает влияние на процесс воспроизводства.
Материально-техническое обеспечение
Основной задачей материально-технического обеспечения является бесперебойное снабжение предприятий всеми необходимыми средствами производства - материалами, топливом, оборудованием, запасными частями и другими изделиями при минимальных затратах материальных ресурсов и издержках обращения.
На железнодорожном транспорте применяются две системы снабжения - централизованная и децентрализованная.
Централизованное снабжение охватывает основную часть материалов и запасных частей, потребляемых на предприятиях, и осуществляется Главным управлением материально-технического обеспечения, децентрализованное - местными органами снабжения.
Необходимые материалы, оборудование, запасные части дистанция пути получает в соответствии с разработанным и своевременно представленным планом (заявкой) материально-технического обеспечения на год.
Основной для составления такого плана на дистанции пути являются: план работ по эксплуатации (текущее содержание пути, сооружений, устройств и оборудования); план работ по ремонту пути, ремонту и модернизации машин и механизмов, оборудования; планы работ по капитальному строительству; нормы расхода материалов, запасных частей, изделий и инструмента, топлива и электроэнергии; нормы обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; план организационно-технических мероприятий по экономии материалов, запасных частей; лучшему использованию оборудования, машин и механизмов, а также мероприятий по продлению сроков службы элементов верхнего строения пути.
План материально-технического обеспечения составляют как по разделам (эксплуатация, капитальный ремонт, капитальное строительство), так и общий, определяющий общую потребность по дистанции различных материалов.
К плану (заявке) прилагается пояснительная записка с технико-экономическими обоснованиями. При составлении заявки учитывают использование старогодных материалов и запасных частей.
Распределение материалов верхнего строения пути, путевых машин и механизмов между предприятиями путевого хозяйства производит служба пути дороги.
Материалы, поступившие в кладовую дистанции пути или ПМС отпускаются в бригады, на околотки по требованиям с разрешения начальника предприятия. Полученные материалы ставятся на учет за получателем.
Отпуск материалов верхнего строения пути на околотки производится по разрешению начальника дистанции пути и материалы ставятся на учет за соответствующим околотком или участком.
По мере использования материалов на выполненные работы производится их списание, то есть снятие с учета за получателем и предприятием. Документами на списание являются: на работах по текущему содержанию пути отчет формы ПУ-75; на работах по ремонту пути -отчеты форм ПУ-48 и ПУ-48а. Кроме того, ежемесячно дорожные мастера представляют в дистанцию пути материальные отчеты по установленной форме.
Запланированная потребность в материальных ресурсах должна обеспечить бесперебойную и ритмичную работу дистанции пути.
Общая потребность в материалах
Пм=Пэ+Пр+3-0
где Пэ, Пр - потребность в материалах соответственно на программу работ (месяц, квартал, год) по эксплуатации и на ремонт основных фондов;
3 - потребность в материалах для создания переходящего производственного запаса;
О - ожидаемый остаток материальных ресурсов на начало планируемого периода (месяц,квартал, год).
При этом учитывают сезонные запасы, обеспечивающие производство, например, летних путевых работ - материалы верхнего строения пути, спецодежду и т.д. Создаются также запасы материальных ресурсов для снегоборьбы и аварийно-востановительных работ.
На железных дорогах создаются автоматизированные системы контроля за наличием и движением материалов и запасных частей на главных материальных складах, а также разрабатываются автоматизированная система управления (АСУ).
Основными направлениями дальнейшего совершенствования материально-технического обеспечения являются развитие прогрессивных форм производственно-экономических взаимоотношений между поставщиками, потребителями и транспортными организациями, усиление их взаимной ответственности за своевременное и качественное выполнение плановых заданий и обязательств по договорным поставкам и перевозкам продукции в соответствии с заказами потребителей и долгосрочными договорами.