Проксемика и организация коммуникативного пространства




Невербальная коммуникация и ее основные каналы.

Стереотипы:

1) Люди думают, что они вступают в коммуникацию, чтобы что-то узнать – на самом деле любой человек, особенно мужчина, слушает другого в течение 10-15 секунд (дамы 15-20). Дальше перестаёт слушать и начинает формулировать свой ответ на данное информационное сообщение.

2) Мы коммуницируем и обмениваемся информацией, на самом деле мы обмениваемся статусами.

 

Каналы невербальной коммуникации (способы считывания).

  1. Проксемика – учение о зонах и дистанции в коммуникации (отдельный билет экзамена)
  2. Кинесика – всё, что связано с движением, жестами, мимикой, жесты.
  3. Вокалика – громкость, тембр, амплитуда голоса, интонации коммуникации. В этом смысле, кстати, человек не отличается от животных. (в этом аспекте телефонные разговоры не ущербны).

 

Когда человек пытается поднять себя в глазах другого, он пытается увеличиться – размашистые жесты, громкость, вставание со стула, объемистость.

А кто хочет показать, что его будто тут нет (если урок не выучил) – прячется под парту, сжимается и т.д.

4. Физические характеристики – данные нашего тела, которые имеем генетически – фенотип, рост, волосы, длина и форма рук и ног.

      • Рост. Более высокие люди независимо от их психологии воспринимаются как более важные, авторитетные, значимые, а низкие независимо от гениальности инстинктивно замечаются меньше.
      • Цвет волос – тёмные волосы – более значимые, важные, авторитетные. А светловолосые – менее важные, умные, авторитетные. Поэтому все анекдоты о блондинках – правда.
      • В этом плане очень грамотно вести себя с мужчиной покорно.
      • Тип лица – подобный лицу ребёнка. Он без усилий со стороны человека вызывает доверие у окружающих и расположение, доброжелательность. А какие-то особенные черты – вызывают настороженность, и за доброжелательность придётся дополнительно бороться.
  1. Хаптика – тактильные отношения в коммуникации, прикосновения. Физический контакт.
  2. Эстетика. Женщина больше наряжается и красится не для себя и не для мужчин, а для других женщин. Цвет, музыка.
  3. Ольфактика – искусство запахов.
      • Зона запахов в мозгу связана с зоной воспоминаний. Поэтому запахи всегда нагружены контекстом, именно поэтому мощно запахи используются в бизнес-коммуникации.
      • Сенсорный брендинг – руководители крутейших фирм решили, что визуальных и аудиальных каналов восприятия для рекламы им мало. Бренд должен особенно пахнуть.
      • У нас теперь все мобильные телефоны пахнут по-разному, в Японии целая индустрия по ароматизации мобильных телефонов.
      • Отдел со свежевыпеченными булочками располагаются либо у входа, чтобы приманить, либо у выхода, чтобы человек прошёл через все отделы по дороге.
      • Машины подержанные брызгают духами, имитирующими запах свежей.
      • 3 запаха, максимально успокаивающие психику – запах хлеба, свежескошенной травы и кофе.
      • Феромоны – запахи, которые человек не воспринимает как запах. Что-то неописуемое. Люди, довольные собой, гордые за себя, в хорошем настроении, испускают феромоны-атрактанты, котореы заставляют людей подходить к нему, быть рядом, общаться. При этом само ощущение никак не связано с событиями, которые человек переживает. Когда как подавленный, неуверенный в себе, разочарованный человек испускает отталкивающие феромоны. Этим отлично пользуются цыгане и преступники. На кого попало они не попадают, и жертва – неуверенный, подавленный человек в неконцентрированном состоянии. Нападение – проблема жертвы.
  4. Хрономика – паузы и временные дистанции в коммуникации.
  5. Артефакты – искусственно созданные факты – о том, что мы можем искусственно изменить в облике, чтобы вызвать ожидаемое впечатление (одежда, макияж, причёска, пластическая хирургия, украшения).

 

Проксемика и организация коммуникативного пространства

Идея – Холл, на основе исследований архаических, древних народов, описывал кто и как на какой дистанции с кем общается.

 
 
Базовый проксемический закон - Любое стремление сократить дистанцию свидетельствует о доброжелательности, заинтересованности, доверии. Любое увеличение дистанции свидетельствует о недоброжелательности, потере интереса, недоверии.

 

 


- Положение тела вторично, первично эмоциональное состояние. Если интересно слушать, даже сидя придвинемся поближе.

- Эдвард Холл – 4 основные дистанции, зоны в каждой из которых оптимален свой тип коммуникации:

  • Интимная – территория до полуметра, расстояние вытянутой руки. По своей воле человек поместит туда только очень приятных ему людей. Именно поэтому так неприятны ситуации часа пик в метро, когда не по своей воле вторгаются в личное пространство. Именно в зоне личного пространства находятся вещи человека. А люди, склонные к доминированию, располагают свои вещи в радиусе вокруг себя.

Ø Насильственное вторжение в зону личного пространства вызывает резкое повышение агрессии человека, которая может выплеснуться и на других.

Ø Как проверить истинное отношение человека к тебе? Неожиданно подойти и коснуться одного из его предметов. 2 реакции – не шелохнётся (пустил, доверяет) или отпрянул (насторожен).

Ø Сокращение дистанции мобилизует, гасит самостоятельность, заставляет вести себя тише (преподы гуляют по аудитории).

Ø Чаще стараются сократить дистанцию дети, женщины и старики. Стараются увеличить дистанцию подростки, мужчины. («Мама, отойди от меня подальше»). Южане сокращают, северяне увеличивают. Это связано с культурой, но всё равно проходит вокруг границы в полметра.

  • Персональная – групповая коммуникация. 0,5 – 1,2 м.

Ø Дружные группы садятся так, чтобы между ними не было «залысин». У нас дружный курс ^___^ Степень дружности, согласованности группы всегда легко определить по тому, как она садится.

Ø В таких группах, которые эмоционально синхронизированы, есть (+) и (-). (+) – группа переживает эмоцию как единый организм, синхронно. Минус – долго выходит из этого состояния, высока степень заразы. Группа недружная, садится с зазорами между группами внутри. Медленно входит в эмоциональное состояние, зато быстро остывает, и тут доминирует спокойное, плавное коммуникативное поле. Зная эту закономерность, можно регулировать состояние коммуникации.

Ø Если надо, чтобы группа людей быстро генерировала какую-то мысль (договорилась, решила что-то), надо посадить всех в маленькую комнату. Будет нервно, но зато общая работа пойдёт быстро и продуктивно. Если наоборот надо создать спокойное настроение, поместите небольшую группу в большую аудиторию.

Ø В зависимости от коммуникативных целей, можно моделировать коммуникативное пространство. Если хотим добиться результатов, то помешаемся людей в маленькое пространство, что бы быстрее думали, креативно, нно возможен мордобой. Если сдержанная коммуникация, то в большую аудиторию помешаем.

  • Социальная. 1,2 – 3,7 м. Закономерность: у всех грамотных начальников есть длинный стол не более 3,7 метров для заседаний. На этом расстоянии человек ощущает свой личный контроль над этой территорией. За её пределами он теряет этот контроль, как свою не воспринимает. Если люди начинают шуршать, шуметь, мешать в этой зоне, это очень раздражает. Дальше – бесит меньше, может не заметит даже.
  • Публичная. 3,7 м и далее. (малая до 7 метров, большая дальше). Все арены мира имеют диаметр 14 метров, 2 прыжка дикого зверя.

Ø Расстояние между публичным коммуникатором и первыми рядами аудитории (актёр, политик, лектор – и первые ряды толпы).

Ø В принципе – далеко не каждый может осуществлять большую публичную коммуникацию. Осуществить публичную коммуникацию может человек с мощной энергетикой. Чем большее количество людей человек может эмоционально обслужить, тем лучше будет выступление. И не так важно, насколько человек знает материал выступления.

Ø На публику работать надо не столько с материалом, а с аккумулированием энергии и дозированной выдачей её на сцену.

Ø Система Станиславского – магическая основа, сверх-сознание и сверх-идея. Медитативные упражнения и проч. Человек, который виден и слышен на галёрке – настоящий актёр.

Ø Эффект галёрки – лектор точно запомнит людей с галёрки. Максимлаьное внимание человек уделяет периферии своего зрительного поля, потому что опасность приходит с периферии. Получается парадокс: уходят от внимания – его же и получают.

 

Типы рассадки:

1)Дружественная – рядом, но не видят друг друга в лицо. Дружественная, потому что человек допускает в зону невидимости только того, кому очень доверяет.

           
   
 
   

 


2)Официальная-менее знакомого и

известного чтобы сканировать его подробнее.

 

       
   
 
 


3)Диагональный

 

 

4)Круговая – нет лидеров и подчинённых, все равны. Эффект круглого стола неслучайно возникает там, где нужно выработать общее мнение (политика, наука, уроки) – позволяет ан равных общаться и вырабатывать совместное решение.

пример – правительство РФ.

       
   


Зоны работают независимо от нашей воли,

Как законы природы – Всегда.

 

Закон кота и начальника – люди, высоко тревожные и или склонные к лидерству выбирают способ рассадки, когда у них прикрыто пространство спины и впереди имеется полный обзор.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: