Тема лекции № 3: Факторы развития социального туризма.




1. Основные факторы, влияющие на развитие туризма.

Развитие туризма на последних его этапах связано с рядом социально-экономических факторов:

• увеличением свободного времени в общем временном балансе населения;

• ростом общественного благосостояния и платежеспособности спроса на услуги;

• возрастающей потребностью в отдыхе и оздоровлении;

• демографических факторов;

• урбанизацией и глобализацией;

• коммуникационнно-гуманитарных факторов;

• трансформацией традиций, культур и общественного сознания;

• изменениями в структуре духовных ценностей и др.

2. Характеристика факторов развития туризма.

Проанализируем подробнее некоторые из приведенных факторов.

Увеличение свободного времени в общем временном балансе населения совместно со степенью благосостояния населения служат определяющими социальными факторами развития туризма. В начале-середине XX вв. в большинстве развитых стран появилась конституционная гарантия оплачиваемого отпуска, а на последующих этапах - такая гарантия стала нормой социальной защиты граждан. Это способствовало развитию туризма, прежде всего как фактора рекреации и духовного оздоровления

Общественное благосостояние населения в большинстве развитых стран имеет тенденцию роста. Однако в бывшем СССР и России в настоящее время темпы повышения роста благосостояния населения значительно уступают аналогичным показателям ведущих капиталистических стран. В России при низком уровне жизни основной массы населения и недостаточной государственной поддержке туристкой отрасли туризм превратился в чисто коммерческий, элитно дифференцированный, а его социальное содержание пока чисто декларированное.

По рекомендации ВТО, туризм в стране считается массовым, если в нем принимает участие более 50 % населения страны. Исходя из этого, туризм в Германии с 1975 г. классифицируется как массовый, народный. По показателю нетто-интенсивности к массовому относится туризм в Швейцарии (83%), а также в большинстве европейских стран, США и Японии. Аналогичные показатели туризма были достигнуты в СССР в 70-80-х гг. XX в.

Показатель интенсивности туризма в России отличается от показателей в приведенных странах почти в 10-14 раз в сторону уменьшения. С одной стороны, это констатация факта недоступности туризма для основной массы населения и крах социального туризма, но, с другой стороны, это огромный перспективный рынок развития туризма, если благосостояние населения, в целом, и его среднего класса, в частности, будет достаточно высоким.

Только по признаку дохода не могут воспользоваться туристскими услугами более ¼ населения страны (40 млн. чел.).

Кроме того (независимо от дохода), ряд социальных категорий населения не может воспользоваться туристскими услугами, например:

• военнослужащие срочной службы;

• заключенные;

• беженцы и переселенцы;

• больные;

• инвалиды;

• дети дошкольного возраста;

• люди без определенного места жительства (бомжи) и др.

Численность данных категорий по различным оценкам составляла 20-25 млн. чел. Таким образом, более 60 млн. человек не имеют прямого доступа к туристским услугам.

В условиях научно-технического прогресса и ухудшения экологического состояния биосферы возрастает потребность в длительном отдыхе и оздоровлении. Туризм реально способствует оздоровлению нации. Однако этот фактор может быть реализован только в случае если в данной стране признан (классифицируется) как массовый, т. е. нетто-интенсивность туризма должна быть более 50 %.

Однако, в условиях существования элитно-дифференцированного, индустриального туризма в России его рекреационная функция используется только локально для сравнительно небольшой категории населения. Для России рекреационная функция туризма служит уникальной возможностью поправить крайне низкий уровень здоровья населения. Число инвалидов к 2000 г. достигло 8 млн. человек.

За рубежом в условиях глобализации общества, ухудшения экологии и интенсификации труда реакционный фактор - определяющий. В большинстве развитых стран отдых, оздоровление, туризм и здоровый образ жизни становятся не только модной традицией, но и стилем повседневной жизни населения. Здесь отмечается сокращение расходов на дорогостоящие покупки и предметы роскоши в общей структуре расходов населения и одновременное увеличение доли расходов на отдых и туризм.

Существенное значение на развитие туризма оказывают демографические факторы:

• социальный состав и возрастная структура населения;

• соотношение городского и сельского населения;

• рождаемость и смертность;

• соотношение полов;

• число браков и разводов;

• структура семьи;

• естественный прирост (убыль) населения;

• миграционные процессы и др.

Для России можно сделать следующие выводы:

• общее количество населения страны неуклонно уменьшается;

• число лиц старше трудоспособного возраста увеличивается;

• отмечается снижение рождаемости и увеличение смирности;

• естественная убыль населения высокая;

• удельный вес разводов в общей численности браков составляет около 40 %;

• уровень миграционного притока населения не компенсирует отрицательные демографические явления;

К 2020 г. старение населения в мире достигнет своего максимума. Кроме того, в мире происходят: снижение пенсионного возраста, поздние браки, рост бездетных гражданских браков, увеличение числа холостяков и незамужних, а для России, помимо перечисленного, значительное количество наиболее активного населения выезжает за рубеж на постоянное место жительства.

В этих условиях для России становится актуальным формирование перспективных для туризма социальных групп населения: молодежи, женщин, лиц пенсионного возраста, инвалидов, одиноких людей, сельского населения, военнослужащих и др.

Вовлечение данных социальных групп населения в туристко-экскурсионную сферу связано сростом благосостояния населения и его покупательной способностью. Поэтому демографические факторы необходимо рассматривать комплексно с социально-экономическими и иными факторами, в том числе образованием, интересами, вероисповеданием, воспитанием и др.

Изменяется соотношение городского и сельского населения. Урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни в крупных городах) оказывает определенное влияние на развитие туризма. Здесь играют роль соотношение городского и сельского населения, распределение городов и сельских населенных пунктов по группам (численности), социальная структура населенных мест и др.

В России к 2000 г. было более 3000 городов и поселков городского типа.

Урбанизация способствует возрастанию интенсивности туризма в больших городах, сельские населенные пункты и малые города по интенсивности значительно им уступают. Для сельских жителей и жителей малых городов, как правило, туристские поездки реализуются в административно-географическом районе, области, регионе. С учетом же перспективы эти жители – наиболее привлекательная категория туристов будущего.

Коммуникационно-гуманитарные факторы также влияют на развитие туризма. Это объясняется тем, что туризм является средством не только коммуникаций (общения), взаимопонимания между людьми, развития интеллекта, но и открытого доступа к человеческим ценностям, культурному наследию, духовному оздоровлению. Духовное содержание туризма должно превалировать над фактором экономической выгоды. Коммуникационно-гуманитарная миссия туризма представляет собой его социальное содержание. В условиях рыночной экономики в России данная миссия туризма не всегда реализуется и превалирует.

Такие факторы, как национальные традиции, общественное сознание и структура духовных ценностей играют большую роль в развитии туризма. В России потребление общества пока не достигло западного стандарта потребления, в соответствии с которым происходит трансформация общества с высокими производительностью труда и благосостоянием народа в «общество свободного времени» (по теории Фрейера). К важнейшим компонентам такого общества относятся:

• гедонизм (наслаждение жизнью);

• культурные и духовные ценности;

• экологизация общества.

Экономическое развитие России и степень благосостояния ее граждан пока не способствует созданию такого положения, когда уровень общественного сознания основной части населения соответствует этапу концепции использования свободного времени-гедонизму и экстраверсии. Общественное сознание большинства российских граждан в части использования свободного времени длительный период пребывает на втором этапе концепции и характеризуется чисто потребительской мотивацией: приобретение питания, одежды, квартиры, автомобиля, дачи, товаров повседневного спроса длительного использования. Потребительская мотивация использования свободного времени, свойственная второму этапу концепции, не приближает общественное сознание граждан Россиии к проблеме экологизации общества.

В большинстве случаев, не лучшим фактором развития туризма в России (как и в мире в целом) являются такие вредные традиции, как алкоголизм, наркомания, проституция и др.

Повышение уровня общественного сознания россиян (достижение им третьего этапа концепции) определяется экономическими и социальными факторами, традициями, образовательным уровнем, воспитанием и др.

Наслаждение жизнью через путешествия и социальные коммуникации в чистой и безопасной среде (экология)- вот три основных движущих фактора общественного сознания стран с высоким уровнем благосостояния и экономического развития. По долгосрочному прогнозу отечественных специалистов и экспертов ВТО, Россия может достигнуть третьего этапа концепции использования свободного времени к 2010-2020 гг.

Среди других факторов, которые могут оказать воздействие на будущее туризма в целом, в первую очередь можно назвать распространение во всем мире инфекционных болезней, таких как СПИД, птичий грипп, которые могут приостановить туристские потоки в некоторые регионы Земли, где особенно распространена эта страшная болезнь. Немаловажными факторами, воздействующими на туризм, могут оказаться глобальное потепление климата, которое может изменить флору и фауну земного шара, а также повышение уровня морей, которое преобразует морские береговые зоны и тем самым повлияет на прибрежный туризм.

Развитие мирового и отечественного туризма могут претерпеть серьезные изменения в связи с массовыми актами терроризма, национализма и экстремизма, охватившего многие страны мира. Данные факторы несовместимы с устойчивым развитием туризма и приносят ему огромный вред.

Таким образом, основные направления развития туризма на перспективу будут определяться факторами социального, экономического, политического и экологического характера. Большое влияние на развитие отечественного туризма будет оказывать конъюнктура мирового туристского рынка.

 

2. Использование истории экономики в туризме
По мнению различных аналитиков, в основе развития туризма в последние лежат следующие факторы:
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствования всех видов транспорта и как следствие – удешевление поездок.
3. Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.
5. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
6. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
7. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связанно с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.
Осуществление туристических операций предполагает определённые отношения между туристами – потребителями туристических услуг и туристическими фирмами – их производителями и реализаторами, а также отношения последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг. Туризм - важный элемент общественной и экономической жизни.
Он отражает законное желание человека посетить новые места и впитать различные культуры, так же как и извлечь выгоду из деятельности или отдых вдали от места проживания или места работы.
Эта важная экономическая статья актива для многих регионов и городов делает особый вклад в экономическую и социальную связь периферийных регионов. Туризм являет собой хороший пример существенной связи, которая существует между экономическим развитием и окружающей средой, со всеми сопутствующими выгодами, напряжениями и потенциальными конфликтами.
Воздействие туризма очень сильно зависит от вида туризма, поведения туристов и качества туристических услуг. Большая часть давления на окружающую среду исходит от массового туризма в прибрежных и горных районах, которое, скорее всего, значительно вырастет в последующие десятилетия. Таким образом, будет необходимо развивать национальное и региональное объединенные планы по управлению для прибрежных и горных районов.
Элементы в этих стратегиях, которые прямо зависят от взаимодействия туризма и окружающей среды, будут: контроль за использованием земель; установление жестких правил по новым сооружениям и борьба против нелегального жилищного строительства; управление въездом частного транспорта в туристические регионы; расширение туризма; строгое применение экологических стандартов по шуму, питьевой воде, воде для купания, жидким отходам и выбросам в воздух; создание амортизирующих зон вокруг чувствительных районов и профессиональная подготовка людей, вовлеченных в управление задействованными регионами.
Использование истории экономики очень важно, ведь с помощью ее особенностей можно привлечь множество туристов. Также используя ее опыт можно не допускать ранее совершенные ошибки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: