Практическая деятельность студента




Министерство здравоохранения и социального развития РФ

ГОУ ВПО Новосибирский медицинский университет

Кафедра гигиены и экологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав.кафедрой д.б.н.,профессор

Никифорова Н.Г.

«______»_________________

 

Методические указания для преподавателей

Тема: Методика гигиенической оценки индивидуального питания. Расчет энергозатрат человека и потребности его в пищевых веществах, методы изучения и оценки пищевого статуса».

Дисциплина: Гигиена с основами экологии человека, гигиена детей и подростков.

Военная гигиена. ОПД.Ф.01

По специальности: 060103-Педиатрия

Форма обучения очная

Исполнитель: Крашенинина Г.И.

Рассмотрено на заседании кафедры гигиены и экологии

«______»________________2010

Протокол №________

Новосибирск – 2011

Регламент проведения практического занятия *

№№ п\п Этап занятия
1.1 1.2 2.1 2.2 2.3     3.1   3.2     4.1 4.2 4.3   5.1 5.2   5.3     Организационная часть Приветствие Регистрация присутствующих Введение Озвучивание темы и плана практического занятия Ответы на вопросы, возникшие при подготовке к занятию Выдача методических указаний, пособий, алгоритмов действия, необходимых для проведения занятия   Разбор теоретического материала темы Письменное тестирование, решение ситуационных задач, оценка результатов оценки исходного уровня знаний Обсуждение основных положений темы. (В случае использования оборудования или применения реактивов проведение инструктажа по технике безопасности)   Проведение практической части занятия Самостоятельная работа студента (в соответствии с рабочей программой) Консультирование при выполнении задания Контроль выполнения задания (оценка)   Заключительная часть Анализ результатов. Ответы на вопросы Сообщение темы следующего занятия, вопросов для самостоятельной подготовки, рекомендуемой литературы Завершение занятия, оформление учебного журнала  

*Рекомендован отделом качества образования; (утвержден на заседании кафедры)

Тема 1. Методика гигиенической оценки индивидуального питания. Расчет энергозатрат человека и потребности его в пищевых веществах, методы изучения и оценки пищевого статуса».

1. Актуальность. Данные методические рекомендации необходимы преподавателю, для проведения занятия – они содержат цели занятия, а также регламент проведения занятия, вопросы которые необходимо разобрать со студентами в соответствии с рабочей программой по ФГОС, основные понятия темы, хронокарту занятия с подробным описанием действий преподаватели и студента. Содержат контролирующие материалы в виде ситуационных задач, которые позволят определить сформированность умений и владения навыком комплексной оценки собственного питания, соответствия его всем принципам рационального питания. Кроме того студент оценивает собственный пищевой статус на основании проведенных расчетов и анализа. В конце приведен список литературы с указанием страниц для подготовки по соответствующей теме. Таким образом, методические рекомендации для преподавателей помогут более эффективно и грамотно построить и провести практическое занятие.

2. Цель:

ü Ознакомить студентов со значимостью и основными принципами построения рационального питания,

ü Усвоить структуру и содержание норм физиологической потребности организма в энергии и нутриентах

ü Ознакомить с основными методами оценки адекватности питания.

 

3.Входные компетенции:

должны знать:

Ø анатомию и физиологию пищеварительной системы человека

Должны уметь:

Ø измерять антропометрические параметры

Компетенции:

Зн. 22 Значение в питании белков, жиров, углеводов. Их физиологические нормы. Современные проблемы питания. Принципы рационального питания;

Зн. 23 Болезни, связанные с нарушением питания.

Ум. 2 обоснованно выбрать методику гигиенической оценки питания индивидуума и коллектива, рассчитать суточные энергозатраты организма в основных пищевых веществах по антропометрическим и хронометражным данным и с ис­пользованием коэффициента физической активности, обосновать оптимальный режим питания.

Ум. 3 оценивать адекватность индивидуального питания, проводить диагностику энергетического дисбаланса,определять пищевой статус питания с использованием расчетных и лабораторно-клинических методов исследования. Разрабатывать рекомендации по индивидуальному питанию.

Ум. 4 Проводить расчет химического состава и энергетической ценности рациона питания.

4.Основные понятия и краткое содержание вопросов

Структура и содержание практического занятия.

Ø Обсуждение основных положений темы

Ø Выполнение заданий по обоснованию

§ энергетической ценности и нутриентного состава рациона питания

§ типа пищевого статуса

Контролирующие вопросы:

 

1. Актуальные проблемы гигиены питания на современном этапе.

2. Рациональное питание: понятие, значение, основные принципы.

3. Функции пищи.

4. Физиологические нормы питания, их сущность и структура.

5. Методы оценки питания населения.

6.Расход энергии и калорийность рационов питания представителей различных социально-демографических групп.

7.Коэффициент физической активности – понятие, значение.

8. Режим питания, понятие, характеристика для различных возрастных групп.

9. Роль белка в питании человека, продукты - источники, суточная потребность.

10.Жиры, их физиологическое значение в питании, продукты - источники, суточная потребность.

11. Углеводы, их физиологическое значение в питании, продукты - источники, суточная потребность.

12. Пищевой статус: понятие, характеристика типов, оценка.

13. Алиментарно-зависимые заболевания, их характеристика и профилактика.

Практическая деятельность студента

Задание 1.

Обоснование энергетической ценности и нутриентного состава рациона питания студента ………..(Ф.И.О)

Протокол выполнения

Исходные характеристики:

§ Пол

§ Возраст

§ Длина тела

§ Масса тела

§ Род деятельности

v 1.1. Определение энергетической ценности суточного рациона (ЭЦСР

Ø Можно использовать достаточно простой подход – «найти себя» в «физиологических нормах» (с учетом профессиональной группы, возраста, пола)

Ø Целесообразнее использовать другой подход, в основе которого лежит первый принцип рационального питания: для поддержания оптимального гомеостаза необходим энергетический баланс – равновесное состояние между поступающей с пищей энергией и ее тратами, т.е.

ЭЦСР = СРЭ.

Ø Используется (как более доступный в данных условиях) расчетный метод и как более современный - подход через КФА (коэффициент физической активности), алгоритм которого следующий:

· рассчитываем величину основного обмена (по формуле Харриса-Бенедикта), Х1;

· рассчитываем величину основного обмена в час, X2= X1/24;

· рассчитываем суточный расход энергии, Х3 (СРЭ)

X3= КФА1* X2* t1+ КФА2* X2* t2….. КФАn* X2* tn, где

КФА1,2...n– величина коэффициента физической активности при выполнении различных видов деятельности

t1,2...n – время выполнения различных видов деятельности на основании хронограммы дня в режиме реального времени или воспроизведения (например, прошедшие сутки).

 

Хронограмма дня и расход энергии

№ п/п Вид деятельности Время выполнения Расход энергии
       

 

Вывод:

v 1.2. Определение потребности в нутриентах на основе принципа сбалансированности с использованием калорических коэффициентов

v 1.3. Примерный режим питания – кратность и распределение энергии по приемам..

Расчеты:

Задание 2.

Обоснование типа пищевого статуса студента ----------------------------

 

Протокол выполнения

 

Показатель Результат ((факт.величина, расчет, наличие\отсутствие)   Оценка
I. Масса тела, кг II. ИМТ III. Толщина подкожно-жирового слоя, мм:
  • средняя подмышечная линия
  • уровень пупка
  • угол лопатки
  • средняя из трех измерений
IV. Процентное содержание жира V. Резистентность кожных капилляров VI. Общая слабость, недомогание, подавленность, бледность, цианотичность кожи и конъюнктивы (белковая недостаточность, дефицит энергии) У11. Предыдущий пункт + поперечная и продольная исчерченность ногтей (дефицит железа) У111. Жалобы 1Х. Симптомы витаминной недостаточности:
  • десны отечные, разрыхленные (С, Р)
  • десны кровоточащие (С, Р)
  • фолликулез (С)
  • петехии (С, Р)
  • сухость кожи (А)
  • гиперкератоз (А)
  • фолликулярный гиперкератоз (А, С)
  • жирная себорея (В2, В6)
  • хейлоз (В2, Вв, РР) АО)
  • ангулит (В2, В6)
  • трещины губ (В2, Ва, РР)
  • цилиарная инъекция (В2)
  • красный кончик языка (В2, В6, РР)
  • гипертрофированные сосочки языка (В2, Ве, РР).
  • язык, лакированный красный вследствие атрофии со­сочков (Вг, РР)
  • язык бледный вследствие атрофии сосочков (В2, В8)
  • отпечатки зубов на языке (В2, В6, РР)
  • десквамативный глоссит (В2, В3, РР, Н)
Х. Другие проявления
   

 

Заключение:

Рекомендации

Хронокарта занятия:

Время   Содержание занятия Деятельность студента
1-ый час: § Организация аудитории, вводное слово – 5 минут — Выяснение исходного уровня знаний – 10 минут l Обсуждение основных положений темы (принципы рационального питания, методы оценки адекватности питания) — - 30 минут — Отвечает на вопросы — Выполняет задания входного тестового контроля — Отвечает на вопросы — Участвует в обсуждении — Изучает методическое пособие — Изучает наглядный материал (таблицы
2-ой час l Практическое задание №1   l Слушает инструкцию l Рассчитывает суточный расход энергии l Рассчитывает необходимое суточное потребление белков, жиров, углеводов l Обосновывает режим питания l Заполняет протокол
3-ий час l Практическое задание №2 l Проводит необходимые измерения (масса тела, ТКС) l Проводит необходимые расчеты (ИТВ, ИМТ, процентное содержание жира) l Анализирует основные клинические проявления l Обосновывает тип собственного пищевого статуса
4-ый час l Подведение итогов практической деятельности Контроль усвоения знаний l Представляет протоколы выполнения практических занятий l Отвечает на вопросы l Участвует в обсуждении   l Выполняет письменно контрольную работу   l Слушает инструкцию о выполнении СРС «Анализ фактического питания»

 

Литература

Основная

1. Гигиена: Учебник для ВУЗов. /Под редакцией Г.И. Румянцева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 2000. – стр. 227 – 230; 244 – 252.

2. Королев А.А. Гигиена питания: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ А.А. Королев. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – стр. 22 – 63; 151 - 156.

3. Медицинская экология: учебное пособие. \А.А.Королев, М.В.Богданов, Ал.А.Королев и р. –М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 143 с.

4. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Серия «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д Ж Феникс, 2002 – стр. 148 – 175..

5. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека: Учебное пособие. \Под редакцией Ю.П. Пивоварова. – 2-е изд., М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2001 – 423 с.

Дополнительная

1. Справочник по диетологии.\Под редакцией В.А.Тутельяна, М.А.Самсонова. – М.: Медицина, 2002. – 320с.

2. Санитарные нормы и правила – www.rospotrebnadzor.ru

b. Нормы физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ. Методические рекомендации: МР 2.3.1.2432-08.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: