Тема: Методы художественно-творческой деятельности: классификация и характеристика




Потепалова Н.В.

ХТ-51 о/о

Лекционное занятие по дисциплине «Методы научного исследования» в дистанционной форме по расписанию 11 недели четверг (11 ноября, 14.30)

Тема: Методы художественно-творческой деятельности: классификация и характеристика

Творческий метод в искусстве – это система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства, отражающий обобщённый опыт художников и музыкантов, закономерности процесса созидания и исполнения художественного произведения, являются основой художественно-творческой деятельности.

В художественном творчестве применяется множество различных методов: общелогические (сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование и т.д.), общетворческие (комбинирование, перекомбинирование, анаксиоматизация, гипераксиоматизация, списки идей и т.д.).

Методы художественного творчества также рассматривается как приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала. В данном контексте выделяются методы классицизма, романтизма и т.д. и соответствующие им приёмы создания художественного образа типизация, генерализация, индивидуализация и т.д.

Коммуникативная сущность, природа художественного творчества требует обращения внимания в художественно-творческом процессе не только к созданию, но и к бытию художественного произведения. Обоснованным с этой точки зрения является выбор в качестве основания классификации методов художественно-творческой деятельности логики инновационного процесса, разворачивающегося от новой идеи до использования её другим человеком.

Доминирующие методы художественно-творческой деятельности могут быть объединены в четыре группы: методы осуществления художественного поиска, методы создания художественного произведения, методы презентации художественного произведения.

Методы художественного поиска направлены на возникновение замысла (темы и идеи) художественного произведения. В состав методов художественного поиска входят методы художественного наблюдения и художественного прецедента. Исходной, значимой частью работы художника, музыканта по созданию художественного произведения или исполнительской интерпретации выступает наблюдение, накопление жизненных впечатлений, фактов.

Художественное наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие явлений окружающей действительности, в результате чего человек получает эстетические представления о них. Объектом художественного наблюдения выступают явления и процессы окружающей действительности, включая самого человека (самонаблюдение). К средствам осуществления художественного наблюдения относятся планы и протоколы художественного произведения, альбомы зарисовок, и записи звуков и др. Основные способы действий при осуществлении художественного наблюдения: формулирование конкретной цели наблюдения, определение объекта наблюдения, разработка программы наблюдения, определение вида наблюдения, продумывание способов фиксации результатов наблюдения, проведение наблюдения. На возникновение замысла оказывает влияние и вся существующая культура, в частности, существующие художественные произведения, накопленные выразительные и изобразительные средства искусства.

Метод художественного прецедента представляет собой изучение художественных произведений в качестве образцов, примеров художественного творчества и приобретает особое значение в тех случаях, когда новое художественное произведение создаётся на основе существующего художественного произведения.

Объектом метода художественного прецедента выступают характеристики познаваемого художественного произведения, целью – присвоение образцов художественного творчества. Основное средство – художественно-творческая копилка. Художественный прецедент осуществляется с помощью следующих способов действий: выбор художественного произведения, определение конкретной цели изучения художественного произведения, составление плана изучения, собственно изучение содержания и формы, общая образная и эмоциональная оценка произведения, анализ результатов, заимствование отдельных элементов художественного произведения, реализация этих элемент.

Методы создания художественного произведения направлены на разработку замысла художественного произведения (содержания, внутренней и внешней формы) и его воплощение и включают: копирование, метод образных аналогий, модифицирование, художественное проектирование.

Метод копирования направлен на точное воспроизведение существующего художественного произведения либо отдельных элементов языка искусства. В мире искусства копирование – освященный веками путь обучения рисунку и живописи, музыкальному исполнительству. При копировании используются произведения-образцы. Копирование осуществляется следующим образом: выбор художественного произведения или его фрагмента, детальное изучение, создание копии. К разновидностям метода копирования можно отнести стилизацию (создание произведений в стиле какой-либо минувшей эпохи или направления, воспроизведение образной системы и приёмов данного стиля), имитацию (подражание какому-либо стилю, направлению, школе, манере мастера или свойствам определенного материала с помощью совершенно иных средств, приемов и материалов), реминисценцию(отголосок в художественном произведении знакомых образов, мотивов, сюжетных или стилистических ходов — заимствованных или "собственных" — авторских).

Метод образной аналогии предполагает наличие прототипа, уподобление одного явления другому на основе сходства предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах. Он применяется при создании художественного образа на основе уподобления, при создании художественного произведения по аналогии с уже созданными.

Объктом образной аналогии является художественный образ. При создании произведения с помощью метода образной аналогии музыкант и художник пользуются коллекциями художественных произведений, списками художественных средств, а также обращаются к природным или социальным явлениям. Способы действий: постановка задачи на преобразование, поиск объекта аналогии, вживание, перевоплощение, эмпатия, составление цепочек ассоциаций и метафор, преобразование.

Разновидности метода образной аналогии – символическая аналогия (характеристика художественного образа сточки зрения его осмысленности, выражения им некой художественной идеи), метод метафор (уподобление одного явления другому, далекому по смыслу, что на что похоже?).

Метод модифицирования обращён на видоизменение художественных средств, которые уже известны и их приспособление применительно к данному художественному произведению, художественному образу. Познавательными средствами метода является совокупность элементов музыкального и изобразительного языка. Модифицирование включает комбинирование, деформацию, инверсию, апробацию художественных средств.

Художественное проектирование связано с поиском наиболее удачного, выразительного художественного решения. В порядке подготовки произведения художник разрабатывает черновики, наброски, этюды, эскизы, пробные варианты. Художественное проектирование – процесс создания прототипа, прообраза будущего художественного произведения. Объектом выступает система художественных образов произведения. К средствам художественного проектирования можно отнести альбом эскизов, черновики нотного текста и т.д. Основные способы действий: выбор элементов произведения в соответствии с замыслом, эскизирование, пробы, перебор вариантов, создание произведения, авторедактирование.

Репетиционный метод и метод демонстрации, относятся к группе методов презентации художественного произведения, его представления общественности.

Репетиционный метод реализуется через комплекс упражнений в процессе подготовки к демонстрации художественного произведения. Объект исследования – отдельные фрагменты произведения. Целью репетиций является доработка произведения, подготовка его к демонстрации. Средствами являются программа подготовки, комплекс упражнений. Репетиционный метод заключается в следующем: уточнение условий проведения демонстрации, разработка плана и программы презентации произведения, определение недостатков в произведении, подбор необходимого комплекса упражнений, художественных средств, коррекция, доработка произведения эмоциональный настрой на демонстрацию.

Демонстрацияэто наглядный способ ознакомления с художественным произведением. Цель демонстрации – премьерный показ художественного произведения, средство - программа демонстрации. Демонстрация осуществляется на основе следующих способов действий: демонстрация произведения, восприятие эмоциональных реакций реципиентов.

Методы рефлексии художественного произведения направлены на осмысление результатов художественного творчества, на своеобразное продолжение и завершение бытия художественного произведения. В группу методов рефлексии художественного произведения входят: метод художественной дискуссии, метод критических оценок, метод самоотчёта. Традиционно дискуссия рассматривается как критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблем на собрании, в беседе.

Художественная дискуссия предполагает организацию свободного обмена и взаимообогащение мнений по поводу созданного произведения, совместное обсуждение успехов и неудач художественно-творческой деятельности. Объектом художественной дискуссии выступают эмоциональные впечатления от продемонстрированного художественного произведения. Доминирующее средство - лист зрительских симпатий. Способы действий: определение темы дискуссии, согласование регламента, обсуждение общего эмоционального впечатления от произведения, углубленное рассмотрение отдельных фрагментов художественного произведения.

В процессе дискуссии акцентируется внимание на определении главного настроения произведения, художественных средств, развития художественного образа, главной идеи произведения, постижении личности автора, выявлении "личностного смысла" художественного произведения.

Художественная критика — деятельность, связанная с разбором и обсуждением конкретных явлений искусства с целью дать оценку, выявить особенности художественных произведений и творчества отдельных авторов, определить их место в художественном процессе.

Целью метода художественной критики выступает определение критиком, экспертом в области искусства, ценности произведения, его художественного статуса. Объект - художественное произведение в контексте культуры. Критик-эксперт пишет на художественное произведение критический отзыв, рецензию. Выделяются следующие способы действий в процессе критики художественного произведения: определение ценностной установки, рассмотрение ценности эстетического отношения произведения к действительности, выявление ценности внутренней организации текста, раскрытие ценности социального функционирования произведения, выявление ценности художественной концепции.

Метод самоотчёта направлен на самоосознание, понимание, самоосмысление собственной художественно-творческой деятельности. Самоотчётами являются автобиографии, самоописания жизни и творческого пути композиторов, художников, музыкантов-исполнителей. Объектом самоотчёта выступает художественно-творческая деятельность, её результативные процессуальные, личностные характеристики. Самоотчёт предполагает в качестве способов действий самохарактеристику, самоанализ, самооценку предмета художественно-творческой деятельности, процесса, личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: