Валюта, валютные ценности, валютные операции: понятие и виды




Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон о валютном регулировании). Основные понятия, применяемые законом, в том числе «валюта РФ», «иностранная валюта», «валютные ценности», и др. определены в статье.

Закон о валютном регулировании, устанавливая перечень валютных операций, права и обязанности участников в отношении правомочий владения, пользования, распоряжениями объектами валютных операций, тем не менее не раскрывает понятия самой дефиниции «валютная операция».

Под валютной операцией следует понимать юридически значимые действия субъектов публичного и частного права, ведущие либо к изменению субъекта права на валютные ценности, валюту РФ или внутренние ценные бумаги, либо к их трансграничному перемещению или международному переводу, либо, за исключением иностранной валюты, к их внутреннему переводу.

Субъекты валютных операций – резиденты и нерезиденты.

Резиденты – это:

- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;

- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;

- дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

-Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

«Нерезидентами» являются:

- физические лица, не являющиеся резидентами;

-юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

-организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

-аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

-межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

-находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов юридических лиц и организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющих местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

- иные лица, не являющиеся резидентами.

Объектами валютных операций являются валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги.

Законодатель определяет понятие «валюта», используя критерий страны-эмитента. Так, под валютой Российской Федерации понимаются денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, в том числе изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта – это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), в том числе изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки, а также средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Под внутренними ценными бумагами понимаются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

Под внешними ценными бумагами понимаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;

Валютные ценности – это понятие, объединяющее иностранную валюту и внешние ценные бумаги. В этой связи в литературе в качестве объектов валютных правоотношений выделяют валюту РФ, внутренние ценные бумаги, валютные ценности.

Классифицируя валютные операции на виды, законодатель прежде всего использует субъективный состав: валютные операции между резидентами, валютные операции между нерезидентами, а также валютные операции между резидентом и нерезидентом.

Валютные операции, в соответствии со ст. 1 Закона о валютном регулировании, можно классифицировать по содержанию на следующие виды:

1. приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование ва­лютных ценностей в качестве средства платежа;

2. приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

3. приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

4. ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

5. перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

6. перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации;

7. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

8. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

9. перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации.

 

2. Валютное регулирование: понятие, содержание, правовые основы

Валютное регулирование – составная часть валютной политики государства, целью которого является обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества (ст. 1 Закона о валютном регулировании).

Цель валютного регулирования достигается государством посредством решения конкретных задач. Их можно свести к шести основным задачам:

1) поддержание стабильного курса валюты по отношению к основным свободно используемым валютам (доллару и евро);

2) накопление и поддержание золотовалютных или международных резервов правительства и эмиссионного банка;

3) защита национальной валюты от вытеснения из обращения внутри страны;

4) контроль (ограничение) ввоза и вывоза капитала;

5) контроль, но не ограничение международных платежей и переводов по текущим операциям;

6) поддержание оптимальной структуры платежного баланса.

Время от времени та или иная задача выходит на первый план. Так, в начале 1990-х гг. важнейшими задачами валютной политики государства были восстановление золотовалютных резервов и борьба с бегством капитала. Как следствие, особое внимание уделялось проверке полного поступления в страну иностранной валюты в виде выручки по экспортным контрактам с обязательной продажей этой валюты государству. В 2010 г., в период преодоления последствий финансового кризиса, вновь обострилась проблема бегства капитала из страны, что повлекло усиление правил контроля. Преобразования в валютном регулировании продолжаются и в настоящее время. Так, Центральным банком был разработан проект Инструкции «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций», которым предусматривается снижение нагрузки на резидентов в части оформления документов валютного контроля, что, по оценкам специалистов, будет способствовать повышению оперативности работы резидентов-экспортеров, а также перераспределению нагрузки в части валютного контроля с резидентов на уполномоченные банки. Предполагается, что проект вступает в силу с 1 декабря 2017 года.

Создание правового механизма валютного регулирования предполагает законодательное определение принципов такого регулирования:

1) приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единства внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единства системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечения государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Механизм валютного регулирования, имея в основе своей экономическую природу, всегда выступает в правовой форме. В настоящее время в финансово-правовой науке сложилась позиция о том, что механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:

- валютное законодательство;

- валютные правоотношения;

- регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.

Валютное законодательство Российской Федерации в настоящее время представлено Законом о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, определенным ст. 2 Закона о валютном регулировании, непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора Российской Федерации следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о валютном регулировании, применяются правила указанного международного договора.

Правотворческая компетенция органов валютного регулирования по вопросам такого регулирования определяется положениями Закона о валютном регулировании, в ст. 4 прямо указано, что «органы валютного контроля уполномочены издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования в случаях, когда это предусмотрено настоящим Федеральным законом». В свою очередь, органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. При этом отмечается, что акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования не применяются.

В результате воздействия норм валютного права на общественные отношения они приобретают форму валютных правоотношений. Валютным правоотношениям свойственна традиционная структура: субъект, объект, содержание, которое выражено в совокупности субъективных прав и юридических обязанностей участников.

Непосредственная административная деятельность по обеспечению соблюдения правил валютного регулирования охватывается понятием валютного контроля.

 

3. Правовые основы валютного контроля

Валютный контроль – вид государственного финансового контроля, осуществляемый в соответствии со ст. 22 Закона о валютном регулировании, Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля.

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба'.

В свою очередь, агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также обеспечивает координирующее взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

В целях осуществления валютного контроля органы и агенты валютного контроля, их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

1) проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

2) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

3) запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

В пределах своей компетенции органы валютного контроля и их должностные лица имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Законом о валютном регулировании резидентам и нерезидентам, осуществляющим в Российской Федерации валютные операции, предоставлены права знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Вместе с тем, резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в предусмотренных законом случаях; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора; выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение валютных операций. Назовите их виды.

2. Охарактеризуйте субъектов валютных операций.

3. Дайте характеристику объектов валютных операций.

4. Каково содержание понятия «валютное регулирование».

5. Каково соотношение понятий «валютное регулирова­ние» и «валютный контроль».

6. Назовите органов и агентов валютного контроля.

7.

Список рекомендуемой литературы

1.Актуальные проблемы финансового права: монография / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, О.В. Болтинова и др.; отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016.

2.Бублик В.А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее // Российский юридический журнал. 2015. №6. С. 170-179.

3.Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016.

4.Крылов О.М. Организация валютного обращения как функция финансовой деятельности государства // Административное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 78-84.Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. С.В. Запольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015.

5.Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: учеб.- практ. пособие. М.: Норма, 2013.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: