УРОК 86
Цель: создать условия для развития орфографической зоркости учащихся на основе наблюдения за написанием в словах сочетаний жи — ши, же — ше, обеспечить развитие умения распознавать в словах шипящие звуки, закрепление навыка списывания, умения составлять предложения и самостоятельно их записывать, осуществлять проверку выполненной работы.
Оборудование: учебное пособие «Письмо» (с. 32, 33, 38, 39, 46, 47); карточки с буквами (демонстрационные).
ЭТАП ПОДГОТОВКИ К УСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫУРОКА
Учитель сообщает, что на уроке учащиеся продолжат знакомство с секретами букв ж и ш, будут учиться быть внимательными во время письма, замечая опасные места.
Актуализация опорных знаний и освоенных способов действия.
Повторение основных правил письма. Учащиеся показывают, как умеют сидеть за партой, располагать тетрадь и держать ручку.
Отработка навыка написания букв и их соединений (с. 38, 39, по выбору учителя). Учитель дает образец написания букв на доске. Учащиеся выполняют задание на свободной строке по образцу в тетради.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Шайба». Учащиеся устанавливают «ворота»: ставят руки на локти, опираясь на парту. Условия игры: не пропустить в ворота шайбу. Шайба — звук [ж], затем — [ш]. Учитель называет слова, как только учащиеся услышат слово со звуком [ж] ([ш]), ворота нужно быстро захлопнуть (руки опустить на стол, сложив их перед собой), чтобы «шайба» не успела в них влететь.
Слова для игры со звуком [ж]: жук, бабочка, жаба, лягушка, аист, журавль, цапля, ежи, пружина.
Примечание. Учитель задает дополнительный вопрос: «Какое слово лишнее?» (Пружина.) Почему? (Слово обозначает неживой предмет.)
|
Слова для игры со звуком [ш]: шар, мяч, Шура, Женя, Сережа, еж, куст, суп, борщ, мышь, кот, кошка, гол, шайба.
Повторение изученных букв. На доске карточки с буквами: ж, м, с, ш, ф, ч, х, ц, щ, р. Задание — распределить буквы на две группы, обосновать свой выбор. В одну группу попадают буквы, обозначающие два согласных звука, в другую — один согласный звук. Учитель предлагает учащимся назвать и прочитать буквы, которые обозначают на письме один согласный звук. (Буквы ж, ш, ч, ц, щ.) Учитель напоминает способ действия: чтобы прочитать букву, надо назвать звук, который она обозначает.
Отработка навыка чтения слогов, написанных рукописными буквами. Учитель предлагает учащимся быстро и правильно прочитать слоги с рукописными буквами ж и ш (с. 46, 47). Учащиеся хором читают слоги приемом «Снежный ком». Учитель напоминает, что буквы ж и ш не слушают командиров, потому что обозначают только один звук.
ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Работа организуется по заданиям пособия на с. 32, 33.
Наблюдение за произношением и написанием сочетаний жи — ши (под ударением).
Чтение слов, записанных на доске:
жир камыши машина шишки
жить малыши пружина снежинки
Вывод: после звуков [ж], [ш] под ударением слышится гласный звук [ы], но пишется буква и.
Чтение памятки на с. 32.
Упражнение в написании сочетаний жи — ши.
Задание 1 (с. 32). Слова «ужи», «чижи» соотносятся с картинками и записываются в составе предложений: «В небе чижи», «В болоте ужи». Сочетания жи и ши подчеркиваются.
Задание 2 (с. 32). Составление и запись слов с общей частью шили (зашили, сушили, тушили, пришили, решили). Сочетания жи и ши подчеркиваются.
|
Задание 3 (с. 33). Конструирование и запись слов по образцу: «низко — ниже»; «тихо — тише». Сочетания же и ше подчеркиваются.
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И ОСВОЕННЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Списывание предложений и слов по алгоритму.
Задание 4 (с. 33). Повторение последовательности действий с опорой на памятку «Правила списывания» (с. 12). У учащихся должны быть листы бумаги (картона), линейка, которыми можно закрыть текст на этапе письма по памяти.
Выполнение задания: учащиеся списывают предложения (слова), пользуясь памяткой. Самооценка.
Самостоятельное письмо по опорным словам.
Задание 5 (с. 33). Устное составление предложений по опорным словам. Запись предложения о родном городе (поселке, деревне). Коллективная проверка. Самооценка.
Свободные строки (с. 32, 33) используются по усмотрению учителя.
Дифференцированная работа. При наличии времени выполняются дополнительные задания для дифференцированной работы с учащимися (с. 38—45 по выбору учителя).
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ УЧАЩИМИСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учащиеся рассказывают, какие задания они выполняли на уроке, чему при этом учились. Учитель сообщает, что цель урока достигнута: учащиеся узнали, что при выборе буквы после шипящих слуху доверять нельзя; повторили порядок действий при списывании, учились самостоятельно писать.
УРОК 87
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА НАПИСАНИЕМ СОЧЕТАНИЙ ЧА — ША, ЧУ — ШУ
Цель: создать условия для развития орфографической зоркости учащихся на основе наблюдения за написанием в словах сочетаний ча — ща, чу—щу, обеспечить развитие умения распознавать в словах звуки [ч], [щ]; закрепление навыка списывания, умения составлять предложения и самостоятельно их записывать, осуществлять проверку выполненной работы.
|
Оборудование: учебное пособие «Письмо» (с. 34, 35, 38, 39, 46, 47); карточки с буквами (демонстрационные).
ЭТАП ПОДГОТОВКИ К УСВОЕНИЮ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫУРОКА
Учитель сообщает, что на уроке учащиеся продолжат узнавать секреты букв, будут учиться быть внимательными во время письма, замечая опасные места.
Актуализация опорных знаний и освоенных способов действия.
Повторение основных правил письма. Учащиеся показывают, как умеют сидеть за партой, располагать тетрадь и держать ручку.
Отработка навыка написания букв и их соединений (с. 38, 39, по выбору учителя). Учитель дает образец написания букв на доске. Учащиеся выполняют задание на свободной строке по образцу в тетради.
Развитие фонематического слуха.
Игра «Шайба». Учащиеся устанавливают «ворота»: ставят руки на локти. Условия игры: не пропустить в ворота шайбу. Шайба — звук [ч], затем — [щ]. Учитель называет слова, если учащиеся услышат слово со звуком [ч] ([щ]), «ворота» нужно быстро захлопнуть, чтобы шайба не успела в них влететь.
Слова для игры со звуком [ч]: дверь, замок, ключ, цепь, часы, щель, печь, дрова, спички, щелка, челка, туча, бочка, река, речка.
Слова для игры со звуком [щ]: лещ, ночь, день, щавель, ромашка, пища, пуща, роща, город, улица, площадь, кошка, пес, щенок.
Повторение изученных букв. На доске карточки с буквами: ж, ш, ч, ц, щ. Задание — распределить буквы на две группы, обосновать свой выбор. В одну группу попадают буквы, обозначающие твердый согласный звук, в другую — мягкий согласный звук. Учитель предлагает учащимся назвать и прочитать буквы, которые обозначают на письме мягкие согласные звуки. (Буквы ч, щ.) Напоминает способ действия: чтобы прочитать букву, надо назвать звук, который она обозначает.
Отработка навыка чтения слогов, написанных рукописными буквами. Учитель предлагает учащимся быстро и правильно прочитать слоги с рукописными буквами ч и щ. Учащиеся хором читают слоги приемом «Снежный ком» (с. 46, 47). Учитель напоминает, что буквы ч и щ не слушают командиров, потому что обозначают только один звук.
ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Работа организуется по заданиям пособия на с. 34, 35.
Наблюдение за особенностями написания сочетаний ча — ща,
чу—щу.
Чтение слов, записанных на доске:
час свеча чудо
чайка чаща щука
Вывод: после букв ч, щ пишутся буквы а, у.
Учитель может пояснить учащимся это правило:
— Звуки [ч] и [щ] всегда мягкие, обозначать их мягкость другими буквами не надо, поэтому после букв ч и щ пишутся буквы а, у, которые умеют выполнять одну работу — обозначать один гласный звук [а], [у].
Упражнение в написании сочетаний ча — ща, чу— щу.
Задание 1 (с. 34). Повторение последовательности действий с опорой на памятку «Правила списывания» (с. 12). Списывание предложения по алгоритму. Сочетания ча и ща подчеркиваются.
Задание 2 (с. 34). Устное составление рассказа по картинке. Списывание предложения по алгоритму. Сочетание щу подчеркивается.
Задание 3 (с. 35). Составление и запись слов с общей частью чай (получай, отвечай, выключай, чайник, чайка, чайная). Сочетание ча подчеркивается.
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ И ОСВОЕННЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Задание 4 (с. 35). Учащиеся читают фразы, договаривают слово «часы». Это слово записывается учащимися самостоятельно. Сочетание ча подчеркивается.'
Задание 5 (с. 35). Списывание предложений по алгоритму. Сочетания ча и чу подчеркиваются.
Дифференцированная работа. При наличии времени выполняются дополнительные задания для дифференцированной работы с учащимися (с. 38—45 по выбору учителя).
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ УЧАЩИМИСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учащиеся рассказывают, какие задания они выполняли на уроке, чему при этом учились. Учитель сообщает, что цель урока достигнута: учащиеся узнали, что при выборе буквы после букв ч и щ нужно быть внимательными; повторили порядок действий при списывании.
УРОК 88
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цепь: проверить умение учащихся списывать печатный текст каллиграфически правильно с соблюдением орфографических и пунктуационных норм русского языка.
Оборудование: учебное пособие «Письмо» (с. 36, 37).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Сообщение темы урока. Постановка цели.
Учитель объясняет, с какой целью будет выполняться работа. Например:
— Проверим, как вы научились списывать текст. Ваша задача — показать, как вы умеете:
• правильно, как в образце, писать все буквы и соединять их в словах;
• правильно, без ошибок, списывать все слова предложения;
• правильно, выделяя начало и конец, записывать предложения.
ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИИ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И ОСВОЕННЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Повторение основных правил письма.
Учащиеся показывают, как умеют сидеть за партой, располагать тетрадь и держать ручку.
Развитие речи.
Устное составление рассказа о школе по картинкам и опорным словам (с. 36). Первая часть рассказа посвящается учителю, вторая — ученикам.
КОНТРОЛЬ УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЯ
Контрольное списывание текста.
Для проведения контрольного списывания используется текст «Важная работа» (с. 37).
Методика проведения контрольного списывания.
1. Знакомство с текстом. Текст прочитывается вслух учителем, затем — самостоятельно учащимися.
2. Проверка понимания прочитанного. Учитель задает 2—3 вопроса по содержанию текста.
3. Повторение правил списывания. Учитель напоминает, что предварительно каждое предложение следует прочитать, постараться запомнить. Во время записи нужно диктовать себе по слогам, затем выполнить проверку. Дальше так же работать со вторым предложением и т. д.
4. Самостоятельная запись текста учащимися.
5. Самопроверка. Учитель предлагает проверить записанное еще раз — теперь уже не по предложениям, а целый текст. Написанный текст необходимо тщательно сверить с образцом.
Дифференцированная самооценка. Самооценка выполненной работы осуществляется по трем критериям, каждому из которых соответствует своя линеечка с условным обозначением:
• правильная запись предложения (обозначение начала и конца предложения, запись всех слов отдельно друг от друга) — условный знак «Предложение»;
• правильное безошибочное письмо всех слов (письмо без пропусков, замены и перестановки букв в слове) — условный знак «Ошибка»,;
• правильное написание всех букв (правильный наклон, высота, ширина, соединение с другими буквами) — условный знак «Красиво, как в образце».
РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ УЧАЩИМИСЯ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учитель предлагает учащимся рассказать, трудно ли было выполнять контрольную работу и оценивать ее.
УРОКИ 89, 90
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Коррекционно-дифференцированная работа с учетом результатов контрольного списывания. Выполняются дополнительные задания для дифференцированной работы с учащимися (с. 38—45 по выбору учителя).