Тема: Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950 года. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и 1960-х гг.




1. Провозглашение Индии республикой и принятие конституции 1950г.

2. «Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг.

3. Национальный вопрос в Индии.

4. Реформы 90-х гг.

1. В сентябре 1939 г. после начала Второй мировой войны Индия была объявлена Великобританией воюющей стороной. Индийское национально-освободительное движение оказалось расколото: часть его лидеров переориентировалась на Германию и Японию, полагая, что государства «оси» смогут помочь в освобождении Индии от британского господства. На стороне Японии в военных действиях приняла участие организованная в Бирме «индийская национальная армия» под руководством Субхаса Чандра Боса, бывшего лидера левого крыла Индийского национального конгресса. За годы войны ухудшилось экономическое положение Индии. Военные расходы (британское правительство переложило их на страну) составляли четверть годовых расходов населения. В 1943-1944 гг. Северную и Восточную Индию охватил голод. Колониальные власти не смогли обеспечить население продовольствием, и вследствие этого в 1943—1944 гг. умерло более 5 млн человек. Во время войны и в первые послевоенные годы ни США, ни СССР заметной роли в Южной Азии не играли. Соединенные Штаты не имели в этой части мира экономических интересов, а военно-стратегический интерес, который могла представлять Индия для Вашингтона в принципе, после поражения Японии уменьшился. Советский Союз тоже не уделял своим позициям в Индии особого внимания, делая ставку на индийское коммунистическое движение. Но в Москве и Вашингтоне считали неуместным сохранение за Индией колониального статуса. Национально-освободительное движение в индийских городах и сельских местностях ширилось. Антибританские выступления начались среди индийских военнослужащих британско-индийской армии. Индийская часть офицерского корпуса, не говоря о рядовом составе, утрачивала лояльность британской короне. Стремясь опередить события, 15 августа 1947 г. британский парламент принял Закон о независимости Индии. Британское правительство в соответствии с планом, разработанным последним вице-королем Индии лордом Луисом Маунтбеттеном, разделило в 1947 г. страну по религиозному принципу. Вместо единого государства было создано два доминиона - Пакистан, к которому отошли территории, населенные преимущественно мусульманами, и Индийский Союз (собственно Индия), где большинство населения составляли инду- исты. При этом территория собственно Индии клином разрезала Пакистан на две части - Западный Пакистан (совр. Пакистан) и Восточный Пакистан (совр. Бангладеш), которые были разделены 1600 км и населены различными народами (бенгальцы - на востоке; пенджабцы, синдхи, пуштуны и белуджи - на западе). При этом по религиозному принципу был разделен даже целый народ - бенгальцы: исповедующая ислам его часть оказалась в составе Восточного Пакистана, а бенгальцы-индуисты составили население индийского штата Бенгалия. Раздел сопровождался исключительно кровопролитным переселением миллионов индусов и сикхов в Индию, а мусульман - в Пакистан. Погибло, по разным оценкам, от полумиллиона до миллиона человек. Дополнительную напряженность в ситуацию вносило предоставление «туземным» княжествам (числом около 600, они были полностью зависимы от британской администрации в Дели в сфере внешней политики) права самостоятельно принимать решение о вхождении в состав индийского или пакистанского государства. Пользуясь им, наваб крупнейшего княжества Хайдарабад в центре Индии принял решение о присоединении к Пакистану. Индийское правительство, не желая утраты этой территории, в 1948 г. ввело в княжество свои войска, игнорируя протесты Великобритании и США. Сходным образом правитель Кашмира, населенного преимущественно мусульманами и граничащего с Западным Пакистаном, будучи индуистом по вероисповеданию, заявил о намерении присоединить свое владение к Индии или стать независимым государем. Тогда в октябре 1947 г. с пакистанской территории в Кашмир вторглись пуштунские племена, которые желали помешать переходу этой преимущественно мусульманской территории под суверенитет Индии. Правитель Кашмира обратился за военной помощью в Дели и поспешил официально провозгласить присоединение княжества к Индийскому Союзу. К 1948 г. конфликт в Кашмире перерос в первую индийско-пакистанскую войну. Она была непродолжительной, и в январе 1949 г. между сторонами было подписано соглашение о прекращении огня. Благодаря деятельности посреднической комиссии Совета безопасности ООН летом 1949 г. была установлена линия прекращения огня, одна часть которой признана в качестве международной границы, а другая - стала линией фактического контроля (несколько изменившейся позднее в результате второй и третьей индийско-пакистанских войн 1965 и 1971 гг.). Северо-западный Кашмир оказался под контролем Пакистана (впоследствии там было создано образование «Азад Кашмир» (Свободный Кашмир)), формально представляющий собой свободную территорию. Две трети прежнего княжества Кашмир перешло под власть Индии. Эти кашмирские земли были объединены с сопредельными районами, заселенными индуистами, и составили индийский штат Джамму и Кашмир. Совет безопасности в 1949 г. принял резолюцию о проведении плебисцита в Кашмире после вывода пакистанских войск из его северозападной части. Но Пакистан отказался выполнять требования ООН, плебисцит был сорван. Пакистан получил выход к границе с Китаем благодаря контролю над северо-западным Кашмиром, через который в 1970-1980-х годах было проложено Каракорумское шоссе, обеспечившее Пакистану связь с КНР. Индийско-пакистанский конфликт из-за Кашмира не был урегулирован. События конца 1940-х годов определили базовую антииндийскую направленность внешней политики Пакистана. Пакистанское руководство с той поры стало рассматривать Индию как источник угрозы для Пакистана. При этом в самом штате Джамму и Кашмир в составе Индии имелись сепаратистские настроения, носители которых выступали против вхождения в Пакистан или Индию и требовали создания независимого Кашмирского государства. Расчеты Британии на то, что оба новых южноазиатских доминиона будут нуждаться в ее посредничестве для разрешения своих споров, не оправдались. Антибританский настрой в Южной Азии был слишком силен. Политические позиции Великобритании продолжали слабеть. В 1947 г. прежнее Британское содружество наций стало именоваться просто Содружеством наций или Содружеством. Тем не менее раздражение против Лондона в Дели было настолько сильным, что индийское правительство согласилось вступить в него после бурных дебатов только в 1949 г., несмотря на то, что экономически участие в Содружестве было в целом выгодно Индии. Этот компромисс не остановил процесс отдаления Индии от Великобритании, и в январе 1950 г. она провозгласила себя независимым государством - Республикой Индией. Пакистан последовал ее примеру в марте 1956 г. Британия перестала играть в Южной Азии сколько-нибудь заметную политическую роль. Дипломатические отношения Индии с США и СССР были установлены еще до провозглашения ее независимости, поскольку статус доминиона позволял сделать это. Но ни с Москвой, ни с Вашингтоном тесных отношений у Индии не складывалось.

2. Сверхдержавы были поглощены делами в более важных для них регионах - в Европе, Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Этот «вакуум интереса» к Индии отчасти способствовал формированию специфической внешнеполитической линии Дели, авторство которой принадлежит главе первого правительства независимой Индии Джавахарлалу Неру. Суть этой политики была по-своему амбициозна - партия Индийский национальный конгресс ориентировалась на превращение страны в перворазрядную державу. На пути к этому статусу, как рассуждали индийские руководители, страна должна была уклоняться от участия в войнах, вызванных противоречиями между великими державами, тем более неазиатскими. Индия желала обрести независимость в сфере международных отношений, не привязывая себя ни к одному из сильных государств. Главным в Дели считали расширение внешней торговли и получение иностранной помощи для развития. Присоединение к военным блокам могло в этом помешать. При этом в Дели придавали значение отношениям солидарности с другими слаборазвитыми странами. Индия поддерживала национально-освободительное движение колониальных и зависимых стран, намереваясь со временем стать их лидером. В Дели вызревала политическая линия, которая с конца 1950-х начала 1960-х годов стала определять принципиальные основы программы движения неприсоединения.

3. Современные тенденции индийского национального развития неоднозначны. Многолюдный даже по индийским масштабам центральный регион севера страны, обслуживаемый литературным языком хинди, как в лингвистическом, так и в культурном отношении менее однороден сравнительно со своим окружением (Бенгалией, Панджабом, Гуджаратом и др.). Население его называют "хиндустанцами", но этот термин довольно нов и с "национальностью" связан скорее косвенно (иными словами, это более "россияне", нежели "русские"). В этой области сосуществует как насаждение, усилиями центральных властей, т.н. стандартного хинди, так и встречные попытки расширить сферу употребления местных диалектов, например в штате Бихар, тем более успешные, что на некоторых из них имелась богатая литература. Ближе всего к европейским меркам нации подходят бенгальцы, тамилы, возможно также маратхи. Бенгальцы Индии осознают свое языковое единство с мусульманским населением соседней Бангладеш ("страны бенгальцев"), гордятся развитым языком, а также крупнейшим и неповторимо индийским университетом (основал его Тагор). Бенгалия раньше центра подверглась индустриализации, а ее современная пресса старше и опытнее хиндустанской. Неприязнь к "гегемонам" центральной Индии здесь настолько характерна, что европейцу, отправляющемуся в Бенгалию, стоит специально подготовиться, чтобы избежать неосторожных высказываний. У тамилов национально-культурное самосознание опирается на древность литературной традиции, возводимой к началу н.э. В языке выражен пуризм, что по-индийски означает нежелание заимствововать санскритские слова. Свою роль сыграл и исторический опыт региональной государственности. К тому же, эмигрируют тамилы (в Юго-Восточную Азию, на острова Океании) легче других индийцев, а часть этого народа населяет ближнюю к материку северую часть Шри-Ланки. Поэтому понимание себя прежде всего как индийцев, а затем уж как представителей своего этноса у тамилов не разумеется само собою. Не так давно состоялся тамильский культурный конгресс. В некоторых кругах тамильского общества давно лелеят полумечту-полуидеологию отделения от Индии. Заметим, однако, что именно в штате Тамилнад кастовый строй отличается особой жесткостью; существует даже брахманский диалект тамильского языка. Прочие крупные народы осознают себя по формуле "индийцы и…(телугу, гуджаратцы и т.д.". Менее многолюдные этнические общности, не представленные в административном устройстве Республики Индии, могут стремиться к укреплению позиций своего языка, - начальному школьному образованию на нем и т.п. Особого успеха в этом добились малочисленные (менее 1 млн. человек) кхаси. Однако более распространена для таких народностей ситуация продолжающейся индианизации - освоение индуистских норм сословно-кастовой жизни, что, в частности, должно приводить к переменам в быту и сельском хозяйстве (отказу от разведения свиней или кур). В целом, пожалуй, нынешняя Индия этнически развивается как бы навстречу Западной Европе. Ей скорее предстоит закрепить разнообразие в единстве, а не единство в разнообразии.

4. Попытки отойти от жесткого госрегулирования экономики Индии, сдерживающего рост частного предпринимательства, правительство Р. Ганди начало в 80-х годах ХХ в. путем смягчения политики импортозамещения. Это диктовалось как внутренними условиями, усилившимся экономическим и политическим влиянием национального капитала, так и воздействием глобализации. Доля экономики Индии в мировом импорте и экспорте была весьма ограниченной - 0,8% и 0,6%, соответственно. Столь же малы были показатели ее участия в международном движении частного капитала - 3%, а в прямых иностранных инвестициях - всего 0,4%5. Продолжали действовать законодательные ограничения участия национального частного капитала в зарубежных инвестициях, получении кредитов в иностранных банках, снижая тем самым возможности привлечения новых технологий и ноу-хау, в которых остро нуждалась экономика. Государственные капиталовложения, выросшие в номинальном выражении с первого по десятый план в 800 раз, фактические инвестиции, как правило, отставали от запланированных, повысили количественные показатели промышленного и аграрного производства. Но их модернизация объективно требовала активизации внешнеторговых связей. Достигнутые экономикой Индии в 1950-1990 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в 3,5%, неодобрительно названные проф. Раджем Кришной «индийским темпом роста», опережали увеличение населения, но не позволяли преодолеть отставание путем создания современной структуры хозяйства. Нужны были новые стимулы. Настороженное отношение национального капитала к глобализации периода импортозамещения сменялось заинтересованностью в открытости экономики, облегчении выхода на мировые рынки. Как один из старейших членов ГАТТ, а затем ВТО Индия могла рассчитывать на оживление экономики и улучшение своих позиций в мировом хозяйстве, приняв политику либерализации. Международный опыт свидетельствует, что коренные социально-экономические реформы, как правило, начинают реализовываться под давлением неблагоприятных условий. Но объективным внутренним стимулом реформ стало качественное изменение позиций частного сектора в экономике, в первую очередь рост национальных финансово-промышленных конгломератов, которых сковывал жесткий государственный контроль и ограничения их активности преимущественно внутренним рынком. В рамках смешанной экономики с 1950-х годов произошли сдвиги в соотношении частного и государственного секторов экономики Индии. Доля частного сектора в ВВП поднялась до 55% к началу 1990-х гг. за счет сокращения позиций госсектора6. Главной предпосылкой, позволившей перейти к дальнейшему реформированию, стал устойчивый рост внутренних накоплений в реальном секторе экономики - до 25% ВВП. Объявленный в середине 1991 г. правительством, в котором нынешний премьер-министр Индии Манмохан Сингх занимал пост министра финансов, пакет реформ не менял принципиальных основ действовавшей в Индии социально-экономической модели. Сохранялись приоритеты роста на основе перспективного планирования с опорой на внутренние ресурсы, взаимодействие государственного и частного секторов. Новизна подхода, отвечавшего в первую очередь интересам частного предпринимательства, стала отмена в 25-ти отраслях промышленности системы лицензий, которые были сохранены только в атомной энергетике, космической промышленности, связи, важных с точки зрения национальной безопасности. Индийские СМИ широко одобрили эту меру, назвав ее «концом царства лицензий». Был отменен контроль государства над ценами и признана необходимость сокращения масштабов госсобственности путем ее приватизации, продажи активов и коммерциализации предприятий госсектора. Продолжилось снижение пошлин на импортируемые товары, в первую очередь промышленного назначения. Начала подниматься доля товарного экспорта в ВВП, что начало менять позицию Индии в глобализирующемся мире. Иностранные инвестиции были разрешены в большинстве отраслей экономики Индии, особенно в промышленности. Это была необходимая мера для углубления индустриализации на базе новых технологий, современных методов организации труда через кооперацию с зарубежными компаниями. Разрешался их доступ в предприятия госсектора, требовавшие реконструкции. Доля возможного иностранного участия в местных компаниях в большинстве отраслей была поднята с 40% до 100%. Лимит иностранного участия (не более 24%) сохраняется для мелких производств. Приток иностранного частного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций в размере 17,1 млрд. долл. с 1992 г. по 2006 г. был выше прежних показателей, но абсолютно не отвечал потребностям страны. В мировых рейтингах условий для бизнеса Индия по основным показателям занимает места во второй сотне. Надежды правительства Индии на существенный приток капитала извне, в среднем по 30 млрд. долл. в год в ходе 11-го пятилетнего плана, вряд ли могут быть реализованы в условиях кризиса. Несмотря на ограниченность притока внешних финансовых ресурсов по сравнению с потребностями экономики Индии, они были использованы, в том числе для изменения номенклатуры экспорта. К концу 1990-х годов лидирующей статьей индийского экспорта стало программное обеспечение. Показательны его направления: США - 63%, Европа - 26%, Япония - 7% и т.д. Создание аутсорсинговых и венчурных предприятий с ориентацией на экспортную продукцию поощряется как центральным правительством Индии, так и на уровне штатов. Их успех во многом связан с низкой оплатой труда - индийский программист с опытом работы зарабатывает 8 тыс. долл. в год, аналогичный работник в США и Европе - от 50 до 70 тыс. долл. США возглавляют десятку стран - основных покупателей индийских товаров, за ними следуют Китай, ОАЕ, Сингапур. В импорте Индии порядок основных поставщиков несколько меняется - Китай, США, Сингапур, Германия. Обращает внимание быстро нарастающая активизация торговых отношений с Китаем10. Россия не представлена среди ведущих торговых партнеров Индии. Дефицит внешней торговли растет. Расходы на импорт почти вдвое превышают поступления от экспорта. Показателем новых настроений в обществе, возросшего доверия к национальным компаниям, а главное, готовности части населения к деловому риску, стал успех IPO. В 1998 г их размещение составило 5 млрд. долл., в 2001 г. - 12 млрд., а в 2007 г. достигло уже 48 млрд. долл. Подписка на акции проходила при ажиотажном спросе, причем особо отмечалось активное участие женщин (так называемые sari investors). Кризис привел к сокращению числа IPO в 2008-2009 гг., но в октябре 2010 г. с большим успехом прошла подписка на акции государственной угольной компании «Coal India», на долю которой приходится 80% производства всей отрасли (при численности занятых в 400 тыс. чел.). Проведенные в начале 90-х годов прошлого века реформы не были чрезвычайными. Они продолжали предшествующий курс на основе осознания изменений внешних и внутренних условий. Реформы осуществлялись в рамках все той же смешанной экономики, усиливая рыночные механизмы, действию которых мешал избыточный контроль государства и его разросшаяся неэффективная собственность. Постепенность этих мер и определенная подготовленность к ним в обществе позволили избежать стресса реформ. Результатом их проведения стало повышение среднегодового роста ВВП, хотя этот показатель не был устойчив. Слабым звеном оставался аграрный сектор. Для понимания хозяйственной эволюции экономики Индии важно оценить политику правительства, выходящую за рамки сугубо экономических решений. Ее эффекты реализовывались с временным лагом, но оказали в долгосрочном периоде существенное положительное воздействие на развитие страны. Правительство Индии избежало соблазна жесткими мерами ограничить рождаемость, которые поддерживали в 60-70 годы прошлого века многие международные организации. Попытки правительства И. Ганди начать подобную компанию, вплоть до принудительной стерилизации, встретили со стороны общества активное сопротивление и были прекращены. В силу закономерностей индустриализации годовой прирост населения постепенно снизился с 2,1% в 1990 г. до 1,4% в 2008 г, и, по оценкам, к 2020 г. сократится до 1,1%. Но с учетом накопленной безработицы проблема продуктивной занятости многомиллионной молодой рабочей силы остается. Для ее решения правительство Индии делает ставку на расширение образования, особенно технического, доступ к нему бедных слоев населения, направление всегда присутствующее в пятилетних планах страны. Увеличение числа высших учебных заведений особенно заметно в годы десятого пятилетнего плана, когда выросли финансовые возможности правительства. С 2002 по 2007 гг. число университетов возросло с 201 до 378, колледжей - с 2342 до 18 064, а численность студентов увеличилась с 7,5 млн. до 14 млн. В 11-м пятилетнем плане по сравнению с предыдущим доля ассигнований на образование была поднята с 7,6% до 19,2% и стала самой крупной статьей расходов. Предполагается к 2012 г. увеличить число студентов до 21 млн.Технические ВУЗы страны выпускают примерно 300 тыс. чел. в год, и внутренний спрос на них растет. Спрос на образование в обществе увеличивается, в том числе потому, что это основная возможность социального лифта для молодого поколения, выходцев из низов. Правительство считает задачей на перспективу обеспечить доступ к высшему образованию всем желающим, независимо от их материального положения, видя в том возможность снижения социального и экономического неравенства. Новой тенденцией стало участие местного крупного капитала в создании университетов. Не исключен вариант, что неудовлетворенность оплатой и условиями труда усилят выезд подготовленных кадров за рубеж, особенно в случае стабилизации мировой экономики. Успехи аутсоринга показали преимущества знания английского языка в получении работы, карьерном росте - как в стране, так и особенно за рубежом для студенчества, технических кадров и бизнесменов. Надо отдать должное правительству Индии за его взвешенную эмиграционную политику. Лидеры многих развивающихся стран в 60-70-е годы ХХ в. рассматривали выезд своих граждан за рубеж как «утечку мозгов» и в разной степени его ограничивали. Правительство Индии предпочитало сохранять контакты с эмигрантами, особенно специалистами, приглашая их для чтения лекций, обмена опытом. Периодически на высоком официальном уровне в Индии проводятся встречи с представителями диаспор из разных стран. Одним из результатов стало возвращение в страну в последние годы многих бывших эмигрантов, получивших за рубежом образование, навыки работы в современных компаниях, финансовые ресурсы. Привлеченные подъемом индийской экономики, открывшимися перспективами, они вкладывают средства и знания в организацию новых предприятий (start-ups). Их расселение вокруг Дели, Мумбая, Шенная стали кластерами современного среднего класса. Другая сторона эмиграции - переводы от заграничной индийской диаспоры, достигшей 25 млн. чел., со значительной прослойкой высокооплачиваемых специалистов. Индия заняла одно из первых мест среди развивающихся стран по масштабам получаемых средств (21 млрд. долл. в 2008 г., 25 млрд. - в 2009 г.). Они в основном расходуются получателями на текущее потребление, но постепенно растет доля вложений в экономику, особенно в малые предприятия. Заслуживает внимания, что правительство Индии не увлекается грандиозными проектами, так называемыми «белыми слонами», проведением пафосных спортивных и иных мероприятий, рассчитанных на внешний эффект. Это особенно заметно в политике М. Сингха. Исключением впервые за последние 30 лет стали Игры Содружества, прошедшие в октябре 2010 г. с большими накладками. Осторожная политика правительства Индии, чувство меры, своего рода рыночная «обучаемость» способствовали не только количественному росту экономических показателей, но и создали качественные предпосылки, обозначившие процесс развития в современных формах. Успехом реформ стали финансовые операции индийского крупного бизнеса за рубежом, активно развернувшиеся в первом десятилетии ХХI в., что стало знаком изменившегося экономического статуса страны. «Встречайте новых парней», - так лондонский Economist характеризовал ситуацию в мирохозяйственных связях. В начале 2007 г. индийские компании объявили, что за последние несколько лет ими проведено 234 сделки слияний и поглощений на мировом рынке общей стоимостью 72 млрд. долл.15 Особой активностью отличается известный конгломерат Тата. Признанием его позиций стало включение в 2009 г. в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи. Созданная в конце 2007 г. Tata Communications Ltd. концентрируется на Интернет-услугах. Группа Арселор-Миттал вышла на первое место в мире по объему выплавки стали. На мировом рынке пользуется успехом продукция индийской фармацевтической Ranboxy Laboratories Ltd., производителя дженериков. Наконец, Индия вошла в первую 20-ку промышленно развитых стран.

Вопросы.

1.Как произошло государственное размежевание в Южной Азии? В каком международном положении оказался регион?
2. Как особенности раздела британских владений сказались на военно-политической ситуации в Южной Азии?
3. Как сформировались основы внешнеполитического курса независимой Индии?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: