По данным Министерства обороны Российской Федерации, только в 1992–2004 гг. было уволено в запас более двух миллионов офицеров, прапорщиков и мичманов. Всего же в результате таких сокращений в адаптации к новым жизненным условиям нуждается более пяти миллионов человек. При этом заметим, что подавляющее большинство увольняемых кадровых военнослужащих относятся к возрастной категории 35–50 лет. Они обладают хорошей профессиональной подготовкой и, как правило, имеют высшее образование. У них имеется опыт управления большими коллективами, опыт решения масштабных задач и вопросов воспитательной работы, и т.д. Другими словами, это экономически активная часть населения. Кроме того, в адресной социальной поддержке нуждаются еще около 800 тысяч членов семей военнослужащих, вопросы социальной адаптации которых будут оставаться на повестке дня еще очень долгое время. Широкомасштабное сокращение Вооруженных Сил в 90-е годы привело к росту социальной напряженности в обществе. Как известно до 2001 года не было единой государственной программы социальной адаптации военнослужащих. При реализации этой программы в стране реализовывались две Программы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 июня 1997 г. № 674 и от 3 февраля 1998 г. № 153.
Концепцию Программы адаптации военнослужащих существовавших в то время разрабатывали специалисты Института педагогики Российской академии образования. При этом были использованы результаты социологических исследований 1996 года по итогам реализации Программы конверсии для российских офицеров, анализ Организации экономического сотрудничества и исследования 1997 года "Занятость и профессиональная переподготовка кадровых военнослужащих запаса, живущих в Москве, и их использование в народном хозяйстве", проведенных Центром региональных проблем и Институтом проблем занятости РАН. Большое внимание было уделено изучению опыта работы существующих на тот момент в России различных центров социальной адаптации бывших военных. Они существовали с 1993 года при поддержке зарубежных организаций из Германии, Великобритании. Швеции, Норвегии и других стран Европейского сообщества (TACIS), которые стали создавать региональные учебные центры по переподготовке увольняемых военнослужащих. Эти центры, поддерживаемые западными партнерами, получили хорошее материальное обеспечение, но были открыты только в больших городах Европейской зоны России. ¹ Их главной задачей была профессиональная переподготовка военнослужащих, увольняемых в запас, проблемы же социальной и психологической адаптации, трудоустройства, самозанятости и малого предпринимательства они не решали. Благодаря частной инициативе самих уволенных военнослужащих в различных районах страны стали образовываться ассоциации военнослужащих, уволенных в запас, как общественные негосударственные организации, которые во взаимодействии с региональными органами власти пытались реализовать соответствующие программы. Их деятельность строилась на основе самофинансирования, большинство из них работали в содружестве со Всероссийским центром переподготовки офицеров, увольняемых в запас (ВЦПО), фокусируя свою деятельность в основном на переобучении. В тот период времени региональными администрациями были реализованы несколько проектов, направленных на социальную и психологическую адаптацию бывших военнослужащих. В результате этой инициативы были организованы региональные центры социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных в запас. ¹
|
|
В Тверской, Тамбовской, Рязанской, Калининградской, Волгоградской, Смоленской областях и Подмосковье военнослужащие могли получить социальную, юридическую, психологическую помощь и информационную поддержку. Таким образом, сформировалось несколько подходов к социальной адаптации военнослужащих. Первый подход – организация на базе высших учебных заведений региональных центров по профессиональной переподготовке с объемом не менее 520 часов и выдачей дипломов государственного образца. Второй подход – создание Центров адаптации военнослужащих, как составной части Управлений социальной защиты населения субъектов Федерации.
Третий подход – создание иных организационных форм, ориентируемых на развитие малого предпринимательства с целью финансового обеспечения процессов социальной адаптации бывших военнослужащих. Четвертый подход – деятельность неправительственных общественных организаций или объединений, создаваемых, как правило, бывшими военнослужащими по месту их жительства в целях совместного решения своих собственных социальных проблем.
Как показал анализ, этим организациям во всех их формах не удалось обеспечить достаточный комплексный подход к решению проблем социально-психологической адаптации бывших военных к новым жизненным условиям и включение их в активную жизнедеятельность в условиях рынка.
|
Для разработчиков Программы "Социальная адаптация кадровых военнослужащих, уволенных в запас или отставку" было очевидным, что существующий на тот момент подход к данной проблеме недостаточно эффективен. Невозможно всех уволенных как адаптировать, так и оказать им необходимую помощь. Значит, и ставить такую цель нецелесообразно, прежде следует отработать механизмы комплексного решения социальных проблем данных категорий населения. Целью Программы явилась отработка механизма комплексного решения социальных проблем, возникла необходимость создания комплексной модели организации процесса социальной адаптации на основе самоокупаемости.
При разработке концепции Программы учитывался тот факт, что уволенные в запас кадровые военные, в ходе адаптации к гражданской жизни, сталкиваются преимущественно с социальными (трудоустройство и переобучение) и психологическими проблемами. Приоритетной задачей было решение социальных проблем семьи военнослужащего. При трудоустройстве этих людей основной целью стало включение их в систему предпринимательства и в активную экономическую жизнь страны. Это было особенно необходимо в местах, где были локализированы военные гарнизоны и городки. В ходе реализации этой Программы важным аспектом стала социально-психологическая реабилитация участников боевых действий и вооруженных конфликтов. Все это и объединилось в понятие "социальная адаптация военнослужащих".
Социально-психологическая адаптация становится для большинства уволенных военнослужащих сложным процессом: необходимо освоить новые социальные роли, сформировать адекватную самооценку, обрести новую профессию. Им трудно ориентироваться в мире гражданских профессий и источниках информации, соотнести свои возможности с требованиями различных видов труда, осуществить поиск вакантных должностей и заключить трудовые договоры. Все это ведет к тому, что люди, способные внести свой вклад в преобразование российского общества, оказываются незащищенной частью населения. Серьезные трудности с подбором гражданской профессии испытывают до 70% уволенных в запас офицеров, многие из них больше года после увольнения из рядов Вооруженных Сил остаются безработными.
Решить эту проблему – значит оказать квалифицированную социально-психологическую помощь военнослужащим. Это под силу лишь специалистам, целенаправленно работающим с бывшими военнослужащими в государственных структурах. В настоящее время службы занятости с этой проблемой справиться не могут.
Однако, кроме трудоустройства, для полноценного вхождения бывших военных в мир гражданской жизни необходима еще более сложная работа: многое нужно изменить в представлениях о себе, своем внутреннем мире и мире вокруг, обрести новые стратегии и тактики поведения, поскольку такими, какими они вышли на просторы гражданской жизни, они вряд ли достигнут успеха. Стать своеобразным проводником и помощником в мире гражданских норм, прав, обязанностей, профессий, отношений с людьми, наконец, с самим собой призваны центры социальной поддержки военнослужащих. Центры привлекательны для бывших военных уже тем, что имеют стабильное бюджетное финансирование, поддерживаются государством, местной администрацией и создаются директивным путем, регулируя свою деятельность законодательно оформленными нормами. Успех реформ в армии во многом определяется тем, как и насколько быстро и безболезненно удается адаптироваться вчерашним офицерам, мичманам, прапорщикам к новым условиям жизни.