ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ «ГОЛЫШМАНОВСКИЙ АГРОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МДК 03.03.Теория и методика экологического образования дошкольников
Оценка и педагогический контроль экологических занятий с дошкольниками
Студент: Боева Евгения Анатольевна
Группа: ДО-011/17(з)
Специальность: 44.02.01
Дошкольное образование
Руководитель: Пономарева Е.В.
«»2020 г.
Оценка
Голышманово, 2020
Тема 3.1 Оценка и педагогический контроль экологических занятий с дошкольниками
1. Педагогика Учеб. под ред. Л.П. Крившенко.
Контроль - наблюдение за процессом усвоения Контроль педагогический – система научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания. знаний, умений и навыков.
2. Туловьева А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.
Контроль – это система наблюдений, проверок, анализа и оценки форм работы в экологическом воспитании дошкольников.
3. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
Тематический контроль - это вид контроля, который проводится по завершении изучения большой темы.
Методика «Удивительная прогулка»
Цель: выявить уровень сформированное™ экологических представлений о среде жизни и ее факторах.
Подготовка исследования: подобрать рассказ экологической тематики с нелепым содержанием (отрывок рассказа В. Танайсичук "Удивительная прогулка"). Проведение исследования:
1. Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":
"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится. Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть у нее даже не белая, а чуть желтоватая, только нос черный. Рядом медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.
|
Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся воды попить, глядь, бревно-то с глазами, и глаза эти на меня смотрят. Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело? Да в том, что на
елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..." 2. Экспериментатор задает ребенку вопросы:
"Чем для тебя этот рассказ необычен"?
"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?
"Какие условия жизни им необходимы"?
"Где обитают эти животные"?
Обработка данных.
Ответы детей анализируются по пяти уровням
Очень высокий уровень (5). Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.
Мотивировал свой ответ доводами о необходимости для этих животных других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.
|
Высокий уровень (4) Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной местности. Назвал места их обитания.
Средний уровень (3). Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу).
Низкий уровень (2). Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.
Очень низкий уровень (1). не смог определить несоответствие между средой обитания и животными. Молчал или отвечал "не знаю".
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-yekologicheskogo-vospitanija-detei-srednei-grupy.html
2. Методика "Живая - неживая природа"
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе.
Подготовка исследования: подготовить листы на каждого ребенка с изображением объектов живой и неживой природы для раскрашивания, цветные карандаши.
Проведение исследования:
Детям (испытуемым) раздаются листы с изображением природы для раскрашивания и дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к живой природе.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень (2-3). Ребенок допустил ошибки: раскрасил объекты неживой природы или пропустилнекоторые объекты живой природы.
Низкий уровень (1). Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.
Источник: https://znanio.ru/media/diagnosticheskij-material-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-2518196
2. 3. Методика "Знатоки природы"
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений об условиях жизни живых объектов природы, их дифференцированном отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.Проведение исследования:
|
(Исследование проводится в индивидуальной форме) Ребенку предлагаются следующие задания:
1.Используя серию карточек "Жизнь дерева круглый год", ребенку необходимо расположить их по порядку и описать процесс изменения внешнего облика дерева в зависимости от времени года.
2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и определить их отношение к теплу, свету, и влаге (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).
3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка, кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.
4.Предлагаются карточки с изображением живых объектов природы, из которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.
Обработка данных:
Высокий уровень (4-5). Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.
Средний уровень (3-2). При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.
Низкий уровень (1). У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не смог правильно расположить карточки или отказывался от выполнения заданий.
Источник: https://znanio.ru/media/diagnosticheskij-material-po-ekologicheskomu-vospitaniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-2518196