Русская монархическая партия




Консервативные партии и организации в 1905-1907 гг.

 

 

Доклад

студентки I курса магистратуры

исторического факультета

Группы 460401

Мощенская М. Ю.

 

Преподаватель:
Леонов М.И.

 

САМАРА 2018

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

«Союз русского народа»................................................................................ 7

Русская монархическая партия..................................................................... 12

Консервативные организации....................................................................... 17

Заключение.................................................................................................... 23

Список источников и литературы................................................................ 24

 


 

Введение

Происхождение консерватизма, как правило, связывается с эпохой буржуазных революций и, в частности, с английской и Великой французской революциями. Он возник именно как реакция на потрясения и перевороты в обществе. Консерватизм – это политическая доктрина, ставящая во главу защиту основ существующего политического и социального строя. Не отказываясь совершенно от преобразований, консерваторы с подозрением относятся к любым планам радикальных реформ, призывая всегда с осторожностью вмешиваться в жизнь общества и государства. Для них также присуща опора на личность и неотъемлемые права, на традиционные общественные устои и признание несовершенства человеческой природы.

Нельзя не согласиться с мнением В.Я. Гросула, что попытки установления истоков русского политического консерватизма не могут не быть дискуссионными и всегда носят более или менее приблизительный характер. Российский консерватизм связан с европейской либеральной мыслью, является ее порождением, с тем, как она воздействовала на власть. В России консерваторы появлялись тогда, когда возникала угроза отмены крепостничества. Ряд историков начинают российский консерватизм с истории Уложенной комиссии Екатерины II 1767-1768 гг., вызвавшей появление первых сочинений, где составные компоненты консерватизма проступали вполне отчетливо. Реакцией на нее стало сочинение князя М.М. Щербатова «О повреждении нравов в России», где Щербатов предстал в нем сторонником крепостничества, сильного государства, защитника интересов дворянства, выступил в роли критика власти, апологета нравственных устоев старины, не отвергая, впрочем, необходимость реформ или развития вообще. Некоторые исследователи говорят о консерватизме и применительно к эпохе Ивана Грозного. В таком случае оправдана позиция В.А. Гусева, вы делившего «предконсерватизм» еще со времен Киевской Руси[1].

Уже с XVIII в. российские консерваторы – это те, кто выступал за безусловную приверженность «исконным началам» государственной и общественной жизни, подразумевая под этим такие институты как семья, православная церковь, община, сословный строй, крепостное право и т.п. В политической области консерваторы – это сторонники в первую очередь сильной власти, а затем уже – монархисты. Важную роль во взглядах российских консерваторов играли вопросы морали и патриотизма, нежели защита самодержавного строя. Преобразования ими вполне допускались, но только те, которые не посягали на «основы», а вообще ко всяким нововведениям они относились критически, с осторожностью и скептицизмом.

Под влиянием революционных событий начала ХХ века российская интеллигенция постепенно приходила к осознанию того, что созданные ею модели развития России могут оказаться разрушены жестокой реальностью и нужно не столько стремиться подогнать мир под идеальные концепции, сколько менять свои взгляды, сообразуясь с реалиями времени.

Несмотря на острый полемический характер дореволюционных стаей, посвященных отечественным консерваторам, в них очень четко выявлен элемент личного отношения к анализируемым концепциям. Авторы не стремились к беспристрастности и в этом определенная ценность их работ, которые позволяют четко проследить реакцию интеллектуальных представителей различных мировоззренческих групп на идеи государственников. Мировоззрение консерваторов оценивалось с различных общественно-политических и религиозно-философских позиций. Их отношение к проблеме государства и власти не подвергалось специальному исследованию. Очень большое внимание уделялось данным биографического характера, при этом допускались многочисленные повторы в изложении наиболее значимых жизненных событий, в то время как отдельные эпизоды их жизни оставались неосвещенными. И самое главное: Данилевский, Леонтьев, Победоносцев и Тихомиров рассматривались по отдельности, что не позволяло дать целостной картины взаимовлияния и взаимопроникновения их идей и взглядов. Весьма слабо прослеживаются попытки сопоставления проектируемой консерваторами идеальной модели государственности и реальной жизни того времени[2].

Определенный субъективизм в оценках присутствует и в мемуарах людей, хорошо знавших «политическую кухню» России. Великий князь Александр Михайлович, С.Ю. Витте, Е.М. Феоктистов, Н.А. Епанчин, обращаясь в своих воспоминаниях к государственной деятельности К.П. Победоносцева, зачастую оценивали ее с учетом личных пристрастий, и в целом весьма критически, хотя и были, подобно ему, монархистами.

Наряду с многочисленными публикациями мемуарного и полемического характера появляются статьи, содержавшие исторический анализ консервативной идеологии. Так, в 1907 г. в «Историческом вестнике» вышла работа историка Б.Б. Глинского «К.П. Победоносцев (Материалы к биографии)». Автор объединил и проанализировал подборку различных воспоминаний о Победоносцеве. В работе получили отражение взгляды Победоносцева на самодержавие и общество, его государственная деятельность и те мировоззренческие принципы, на которых эта деятельность базировалась. Автор работы пришел к заключению, что попытки нейтрализации Победоносцевым западнической (либеральной) и славянофильской (традиционалистской) оппозиции самодержавию не привели к желаемым результатам. Стремление к консервативной стабильности, без «великих потрясений» оказалось несовместимым с происходящими в России модернизационными изменениями, когда общественное мнение все больше склонялось к поиску радикальных путей решения социально-политических проблем[3].

Первый этап возникновения монархических организаций связан с появлением в начале 1901 г. в Петербурге кружка «Русское собрание», идеологической основой которого стала триединая формула – «самодержавие, православие, народность». Оставаясь элитарным политическим салоном, «Русское собрание» не могло оказать значительного влияния на широкие слои российского общества. Первые массовые организации консервативно-охранительного направления стали возникать в разгар революции - весной 1905 г., однако их резкий рост приходится на период после опубликования Манифеста 17 октября. На этом этапе организационного оформления движения роль координатора в борьбе за сохранение неограниченной власти самодержавия играли монархические съезды.

Целью работы является изучение консервативных партий и организаций в 1905-1907 гг.

Задачи: исследование источников по данной теме, выявление особенностей и анализ программ консервативных организаций в указанный период.

 

 


 

«Союз русского народа»

«Союз русского народа» (СРН) - крупнейшая всероссийская черносотенно-монархическая партия, принимавшая активное участие в политической жизни страны (1905-1917 г.). Центральный печатный орган партии - газета "Русское знамя".

Следующим шагом в формировании объединяющего центра стало создание в ноябре 1905 г. в Петербурге "Союза русского народа", партии, 'рассчитанной на привлечение широких слоев общества. Организационные корни "Союза" уходили в различные "патриотические общества", "боевые дружины", "союзы", которые стали опорой официальных властей в борьбе с революционным движением.

С момента своего возникновения деятельность "Союза русского народа" была направлена на решение двух основных задач: привлечение и объединение представителей различных социальных слоев под знаменем монархизма и создание боевых дружин для защиты порядка и законности, ставших впоследствии организаторами погромов. Социальный состав "Союза русского народа" был достаточно пестрым. Если в руководстве СРН преобладали представители монархически настроенной интеллигенции, дворян-землевладельцев, духовенства, то среди рядовых членов было немало крестьян, мелкой городской буржуазии, рабочих. Это свидетельствовало об отсутствии связи СРН с какими-то определенными социальными слоями, что отвечало их программной цели: создание надклассовой, национальной организации, объединяющей своих членов идеей укрепления монархической самодержавной власти в России. Осенью 1906 г. под эгидой "Союза русского народа" создаются первые монархические организации, рассчитанные на привлечение конкретных социальных групп общества[4].

Поражение на выборах в I Государственную думу заставило СРН пересмотреть некоторые программные положения, тактику борьбы. Уход от острых социальных вопросов не мог обеспечить успех в предвыборной борьбе, а нежелание идти на компромиссы даже в избирательной кампании обернулось потерей колеблющихся сторонников[5]. И во время выборов во II Думу были созданы коалиционные комитеты правых партий. В итоге правые партии получили 24,6% голосов выборщиков - больше, чем какая-либо другая партия. Во II Думу было избрано 8 депутатов от монархических партий. Неутешительные в целом итоги выборов определили и содержание думской тактики правых - подталкивание правительства на скорейший роспуск Думы и изменение избирательного закона. Что же касается политической ситуации в стране, то, по мнению правых, восстановление порядка и законности требовало введения в России военного положения, военно-полевых судов и легализации погромной деятельности "боевых дружин'. Последнее требование было для черносотенцев особенно важно, поскольку провокационно-погромная деятельность, этих организаций, вызвавшая осуждение в российском обществе, наносила ощутимый урон политическому престижу монархистов[6].

Как важный шаг на пути восстановления неограниченной монархии был воспринят правыми партиями третьеиюньский переворот и новый избирательный закон. В результате СРН имел в III Государственной думе 32 депутатских мандатов. Однако единства фракций не было, а ее лидеры Н. Е.Марков, В.М.Пуришкевич, В.М.Волконский, Г.Г.Замысловский старались подчеркнуть свою независимость от Главного совета "Союза" и его председателя А. И. Дубровина, репутация которых была запятнана покровительством погромщиков. Однако главными причинами наметившегося раскола в руководстве СРН была борьба за власть в партии и неудавшиеся попытки создать чисто дворянскую партию.

Отражением противоречий внутри третьеиюньской политической системы стал политический и организационный кризис в "Союзе русского народа". Появление в партии сторонников сохранения законодательной Думы и противников общинного землевладения привело к созданию независимого от СРН "Русского народного союза имени Михаила Архангела". Определенной компенсацией явилось объединение в 1907 г. СРН с «Союзом русских людей» и Русской монархической партией. Однако отсутствие конструктивной программы решения острейших социальных вопросов, участие в погромах или их оправдание, углубление противоречие в самом правительственном лагере – все это ослабляло значение «Союза русского народа»в политической жизни российского общества и выдвигало на первый план в русском монархическом движении корпоративную дворянскую организацию – «Совет объединенного дворянства»[7].

С целью восстановить былую массовость своих организаций была предпринята попытка подчинить своему влиянию рабочие легальные организации. Создавались профсоюзы и железнодорожные отделы СНР. Однако их малочисленность не позволяла говорить об успехе этого начинания. В тупике оказалась и тактика в отношении крестьянства, требовавшая отчуждения помещичьих земель. Таким образом, монархическая ортодоксальность, консерватизм в подходе к социальным проблемам, тактические просчеты вели к массовому уходу рядовых членов из СНР, к состоянию постоянного кризиса в самой партии[8].

Высшим органом СРН являлось совместное собрание членов-учредителей и Главного совета СРН. Состав Главного совета: председатель – А.И. Дубровин, заместители – В.М. Пуришкевич, Н.Е. Марков, А.И. и Э.И. Коновницыны. Многие организации, входившие в «Союз», имели значительную самостоятельность, например, в отношении распоряжений Главного совета, которые рассматривались чаще как рекомендации.

Членом «Союза» мог быть, русский подданный, без различия пола, сословия, состояния, достигший совершеннолетия, преданный целям СРН. Для вступления в «Союз» было достаточно представить письменное или устное заявление. Численность СРН определить нелегко. Вплоть до 1906 г. СРН воздерживался от публикации сведений о количестве местных отделов. По данным департамента полиции, сообщениям газеты «Русское знамя», в 1906г. СРН имел около 200 местных организаций, к концу 1907 г. численность увеличилась до 400,а количество членов доходило до 100 тыс. человек[9].

В конце января 1906 г. "Союз русского народа" опубликовал свой "Устав и Основоположения". Используя славянофильскую схему исторического развития, авторы программы заявляли, что "соборное самодержавное начало" Древней Руси было нарушено Петром I и теперь стало "весьма близким к западноевропейскому императорскому абсолютизму, основанному не на правительственно-церковном и земско-государственном единении и общении царя с народом, а на праве сильного". Программа рассматривала Россию в качестве аграрной страны, проводя идею ее ограждения от мировой капиталистической системы. Шагом в направлении восстановления истинно русской государственности, единения царя и народа, как считал СРН, мог стать Манифест 17 октября.

Будущее России связывалось с обязательным "сохранением русского самодержавия, православия и народности", учреждением Государственной думы, порядка и законности. Вместе с тем отмечалось, что изменение действующего строя должно совершаться отнюдь не проведением в жизнь ограничительных начал в форме каких бы то ни было конституционных или вообще учредительных собраний, но лишь путем учреждения Государственной думы как органа, «являющего из себя создание непосредственной связи между державною волею царя и правосознанием народа». Под изменением действующего строя подразумевалось изменение того бюрократического, министерского строя, которой по мнению авторов программы, присвоил себе часть прав самодержавной власти и привел страну к революционным потрясениям. В своих правах Дума была ограничена правом непосредственного доклада царю, правом запроса министрам и фактического контроля за их деятельностью[10].

Составной частью программы СРН и идеологии черносотенства был великодержавный шовинизм. «Русской народности… принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и государственном строительстве», а «все инославные и нехристианские народности являются на Земский собор или в Государственную думу только на правах челобитчиков». Это касалось финнов, поляков, кавказских народов и особенно евреев. Разрешалось допускать евреев в Государственную думу в числе не более трех для доклада о частых нуждах еврейского народа. Однако СНР оказывал поддержку конкретным целям сионистских организаций, в частности, была поддержана идея выселения евреев из России и образования независимого государства в Палестине[11].

Программа СРН по аграрному вопросу исходила из тезиса о том, что «никакие меры, направленные к улучшению быта крестьян, не должны нарушать неприкосновенности земельной собственности». Проблему малоземелья СРН предлагал решить с помощью переселенской политики, увеличением кредита крестьянам. Что же касается общины, то отношение к возможности ее ликвидации было неоднозначным. В программе отмечалось, что вопрос о сохранении или уничтожении общины в крестьянском сословии СРН считается мерой величайшей государственной важности. В программе подчеркивалось, что крестьянство должно само решить этот вопрос «без чуждого влияния извне»[12].

Рабочему вопросу в программе СРН было уделено всего несколько строк. СРН ограничился требованиями сокращения по возможности рабочего дня, введения государственного страхования, упорядочения условий труда, регулирования законом отношений между рабочими и работодателями[13].

Организационная структура СРН представляла собой довольно сложную картину. Существовала многоступенчатая система, объединявшая монархические организации во главе с Всероссийским съездом русских людей, Главная управа объединённого русского народа, Совет уполномоченных всенародного союза, Соединённое собрание членов-учредителей «Союза русского народа». Следующий уровень составляли непосредственно органы русских монархических организаций – Совет «Союза русских людей»., Совет «Русского собрания», Главный совет СРН, Центральное бюро Русской монархической партии, областные управы, отделы и подотделы в губерниях, уездах, селах.

Русская монархическая партия

Русская монархическая партия – одна из ведущих политических организаций консервативно-охранительного направления. По своим целям, задачам и характеру деятельности Русская монархическая партия была близка «СРН». Печатными органами Русской монархической партии была газета «Московские ведомости» и ежемесячник «Русский вестник».

Начавшаяся первая российская революция 1905-1907гг. поколебала монопольное положение «Русского собрания» в правом лагере. В рамках монархического движения определилось несколько течений: возник «Кружок московских дворян», включавший правое крыло земского движения, «национально-историческое течение», пропагандировавшее идеи славянофилов, и наиболее консервативная часть этого движения во главе с «Московскими ведомостями», редактором которых был В.А. Грингмут. Наличие нескольких течений в российском монархическом движении явилось одной из причин многопартийности в консервативно-охранительном лагере. 24 апреля 1905 г. «Московские ведомости» сообщили, что в Москве и других городах империи образуется Русская монархическая партия. Признанным лидером партии стал В.А. Грингмут. В числе организаторов партии, впоследствии вошедших в руководство партии, - князь Д.Н. Долгоруков, барон Г.Г. Розен, потомственный дворянин Л.В. Геника, бывший народоволец Л.А. Тихомиров, ставший после смерти Грингмута редактором «Московских ведомостей»[14].

На первом этапе своего существования новая организация носила в основном дворянский, корпоративный характер, что, однако, не помешало ей объявить себя всесословной, массовой партией. Русская монархическая партия пыталась идейно и организовано влиять на многочисленные «патриотические общества», привлекая тем самым к себе новых членов. Со временем социальный состав Русской монархической партии стал достаточно разнородным – в партию вступали представители консервативной интеллигенции, дворянства, помещиков, те, кто являлся «надежнейшим и разумнейшим оплотом царской власти». Среди рядовых членов партии были представители мелкой городской буржуазии, монархически настроенных рабочих и крестьян.

С момента возникновения Русская монархическая партия выступала в щиту неограниченной самодержавной власти, за сохранение привилегий дворянства и православной церкви, против созыва Госдумы. Деятельность партии была направлена на поддержку официального политического курса борьбы с революционным движением. Немногочисленная по составу Русская монархическая партия не могла стать мощной социально-политической опорой самодержавной власти. Реально оценивая свои возможности, с одной стороны, понимая важность воздействия на общественное сознание, с другой, лидеры партии сосредоточили основное внимание на ведении агитационно-просветительской деятельности, широко используя для этого общественные организации, комиссии по проведению общеобразовательных чтений[15].

Сокрушительное поражение на выборах в I Государственную думу показало, что Русская монархическая партия, немногочисленная по составу, с достаточно узкой социальной базой, не может на равных бороться с другим и политическими партиями за голоса избирателей. Выходом из создавшегося положения должна была стать «организация во всероссийском масштабе национально-русских охранительных сил»[16]. И в ходе кампании по выборам депутатов во II Государственную думу Русская монархическая партия выступила единым блоком с "Союзом русского народа" и другими черносотенно-монархическими организациями России. В результате в Думу было избрано 8 депутатов от правых партий. Хотя итоги выборов в целом были мало утешительными, тем не менее тактика предвыборной борьбы оправдала себя[17].

Анализ организационных принципов, численности, состава и размещения местных организаций позволяет получить представление о месте Русской монархической партии в политической жизни Российской империи. Высшим органом Русской монархической партии являлось Центральное бюро, которое осуществляло координирующую и руководящую роль в жизни организации. В его составе и во главе местных отделов находились, дворяне-землевладельцы. В Уставе партии подчеркивалось, что вступающий подает письменное заявление о "согласии с программой и готовности теперь же посильно содействовать осуществлению этой программы"; допускалось и коллективное членство[18].

Одним из важнейших условий деятельности РМП считалось идейное единство ее рядов. «Центральное бюро партии обязано исключать из партии тех ее членов, которые своею деятельностью оказались бы в противоречии тому или другому основному положению программы». До 1907 г. РМП воздерживалась от публикации сведений о численности местных отделов. Согласно «Московским ведомостям» численность партии в 1907 г. составляла 10 тыс. человек. Также РМП насчитывала около 60 местных организаций в губернских и уездных городах центра Европейской России.

В апреле 1905 года Русская монархическая партия опубликовала в «Московских ведомостях» и отдельной брошюрой свою программу и устав. Программа состояла из 15 разделов, содержание которых давало полное представление об идейно-политических принципах монархической партии. В основе программы лежало требование укрепления монархической самодержавной власти. Задача партии состояла в защите авторитета государственной власти. Время для реформ наступит лишь тогда, когда «верховная власть восторжествует над внутренней смутой и доведет войну с внешними врагами до желанного, славного конца». Только сильная самодержавная власть может улучшить общественное благосостояние строго согласованными реформами[19].

Партия выступала против ограничения самодержавной власти Думой и всякого выборного учреждения. Программа РМП предусматривала лишь некоторую реорганизацию Госсовета, куда по выбору государя назначались бы выдающиеся, опытные и преданные самодержавию люди. Но и в таком виде не мог ограничивать государя. Залогом укрепления должна была стать единая православная церковь[20].

Националистическое начало также нашло отражение в программе и уставе партии. Требовалось сохранение единой и целостной великой Российской империи. Интересы других наций принимались в расчет только в том случае, если совпадали с интересами русской нации. Особенно шовинистической была политика партии по отношению к евреям, которым запрещалось состоять на государственной службе. В Уставе было записано, что членом партии могут стать «русские поданные обоего пола, достигшие совершеннолетия, без различия сословий, состояний и вероисповедания, за исключением евреев»[21].

Социальная программа Русской монархической партии сводилась к общей формуле - "поднятие народного благосостояния". Ее цель состояла в укреплении в массах идеи возможного разрешения резких социальных и экономических противоречий, идеи подъема благосостояния при помощи самодержавия, которое должно проявлять неустанное попечение о материальном и духовном благе крестьянского и рабочего сословия и о добром воспитании его в правилах религиозной нравственности, любви к царю и Отечеству и законного гражданского общежития. Программа определяла и пути достижения этой цели - совершенствование рабочего и крестьянского законодательства, развитие народного образования, изменение налоговой системы с целью защиты малоимущих, развитие мелкого и среднего предпринимательства[22].

Раздел, посвященный аграрному вопросу, содержал ряд требований, направленных на "улучшение крестьянского быта, поднятие сельскохозяйственной культуры, правильную организацию сельского кредита, целесообразное землеустройство и расселение, рациональное ведение переселенческого дела". Все предложения по аграрному вопросу исходили из тезиса, что "залогом здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности" должна стать неприкосновенность имущественного права, в том числе и в земельных отношениях. Проблему малоземелья крестьян предлагалось решать при помощи переселенческой политики, улучшения системы мелкого кредита и другими "законными и целесообразными средствами"[23].

Таким образом, программа Русской монархической партии представляла собой попытку остановить поступательный ход исторического развития, законсервировать устаревшую политическую и социально-экономическую систему российского самодержавия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: