(несколько слов о новом спектакле театра «Живая вода»)
Наталья Сухинина
21 апреля 2012 г.
Да уж, написано, — не покажется мало. И хорошо, и плохо, и гениально, и бездарно. Романы, повести, стихи, поэмы, песни, оперы, пьесы, симфонические произведения, даже частушки. И нет фразы более банальной, чем эта: «Тема любви — вечная тема». Мы давно не спорим с ней, соглашаемся и ждем, ждем с нетерпением чего-то новенького, чтобы ревностно вглядеться, чтобы строго оценить, чтобы порадоваться или с раздражением признать, что мы разочарованы: неглубоко, формально, наспех, несерьезно.
Приблизительно с таким вот чувством шла я на спектакль театра «Живая вода» с совершенно определенным, ясным как день названием «Он-Она». Опять о любви. Вечная тема… С одной стороны удивилась, с другой — порадовалась смелости художественного руководителя театра Ларисы Никулиной. Надо же, за такую тему взялась. Это же добровольно подставить себя под шквал критики, ведь в любви разбираются все, ведь о любви имеет мнение каждый. Много мнений и все правы. Но и надежда, признаюсь, жила в моем сердце. Потому что знаю театр, потому что пересмотрела все спектакли «Живой воды», потому что много раз радовалась таланту, тонкому чутью, хорошему вкусу, оригинальным находкам, как руководителя, так и актеров.
Сразу скажу — не ошиблась. Хотя, если честно, не особенно и рисковала…
Зряшное дело — искать счастье. Сколько искателей спотыкнулось на этой бесконечной тропе, сколько набито мозолей и стоптано башмаков. Все ищут счастье. И наши герои туда же.
— Собрались мы счастье искать…
Простые, очень узнаваемые. Наши. Все ищут, и им счастье подавай. А сквозь их поиски счастья — молодые. Все как у всех. Встретились. Понравились друг другу.
|
Свадьба пела и плясала, а Иван-дурак искал котеночка. Беленького. С черным ушком.
— Кис-кис, не видали котеночка?
Беззащитный, маленький, дрожит и всех боится. Приласкать его надо, отогреть, молочка ему на блюдечке. А молодые? Все знают? Твердо стоят на ногах? Ничего не боятся? Отчаянные танцы через край веселья. Надрывного.
И зачем это мужик с бабой надумали счастье искать? Вот оно — счастье. Глаза невесты горят нетерпением к жизни.
— А давай…!
— Давай! — подхватывает жених, уже муж.
Как славно, как весело, как бесшабашно. Впереди счастья! Хоть лопатой греби! Сплошное счастье. Сегодня! Завтра! Всегда. И маленький такой конфуз. Неприметный в неудержимом свадебном веселье. Икона. Не вписались мужик с бабой в протокол.
— Вот, подарить вам хотим…
Красивые, взбудораженные музыкой, танцами, подарками. Растерялись. Смотрят на икону.
— Нас могут не понять… — бормочут в смущении.
А Иван-дурак все котеночка ищет.
— Кис, кис, беленький такой…
Зритель все понимает, хотя ему и не разжевывают. Зритель жалеет не только котеночка-несмышленыша. Он жалеет молодых. И себя. Потому что помнит. Кто-то давнее, кто-то почти вчерашнее. Помнит свое неудержимое свадебное веселье, когда счастье звало и манило, да как-то, куда-то, когда-то… Эх, молодо, зелено. Эх, начать бы все сначала.
А мужик с бабой не отступают, ищут счастье, заглядывают в окна молодых. Справный дом. Все как у всех. Безрадостно, кисло. Вот уже и ребеночка Бог послал, а оно все равно — кисло.
Мелкие придирки, мелкие ссоры, мелкий эгоизм, мелкое однообразие. Все не так, как хотели. Но почему?! Почему холоден очаг, почему туск голос, почему нерадостен завтрашний день? Ведь все есть. Все, да не все. Нет главного. Желания потрудиться. Да так, чтобы взять на себя чуть больше, чем близкий человек. Здесь-то наоборот, боязнь передать, боязнь переусердствовать в добром. Да…
|
Ссоры, ссоры. И вот она главная — чернее тучи. Звон от нее по всему зрительному залу. Мужик с бабой затаились в предчувствии беды. Сокрушаются, сидят, плечо к плечу, рядышком.
— Надо что-то делать…
Да не что-то, молиться надо. Просить. И — просят. Уверена, это главная сцена спектакля «Он-Она». Молятся чистые сердцем, простые люди, немного растерянные перед современной жизнью, не вписывающиеся в ее путаный этикет. Вот и счастье искать надумали. Да кто его сейчас ищет? Его все завоевывают. А называют по-разному. Благополучие, везение, успех, удача. Нет, нет, мужик с бабой просят именно счастья! Бухнулись на коленочки и — просят. Не себе, у них-то все слава Богу. Пенсия хорошая, картошка уродилась. Они просят счастья молодым. Потому что, страшно им себе это представить, может случиться непоправимое.
Но не случается непоправимое. Случилось то, что случается тогда, когда молитва слезна и дерзка. Будто пелена спадает с молодых, и протянутые навстречу друг другу руки навсегда соединяются.
Счастливый конец? Нашли мужик с бабой счастье? Да, конец счастливый. И я порадовалась определенности этого счастливого конца, устав от модного сейчас многоточия финала. Сами. Сами додумывайте, не маленькие. Но счастливый конец вовсе не пресекает наших дум. Наоборот, после спектакля только и делаешь, что думаешь. Ловишь себя на мысли, что хочешь посмотреть этот спектакль тем, кто давно перестал искать счастья, кто обрек себя на тягомотину безрадостной семейной лямки. А еще тем, кто только собирается вступить в брак, а еще тем, кто прожил жизнь, но у кого внуки на выданье, а еще тем, кто решил, что ничего уже у них не получится. А еще тем… Всем. Всем бы посмотреть. Честное слово, толк будет. Серьезный разговор о семье, о том, как важно во что бы то ни стало, сохранить ее, актеры тетра «Живая вода «ведут очень доверительно и, несмотря на молодость, мудро.
|
Иван-дурак (актер Егор Николаев) говорит тихо, да только слышно всем, мало, да только слова его западают в душу. Мужик с Бабой (Игорь Коровин и Татьяна Пашкова) настолько трогательны в своей заботе друг о друге, настолько жертвенны, что хочется крикнуть им прямо с места:
— Не ищите счастья, вы его давно нашли, оно с вами рядышком, рядышком.
Да и догадаешься, что они знают про это, просто живут себе и живут, без самокопания, тихо, потому и слышит их молитву Господь. Игорь Коровин и Татьяна Пашкова достоверны, хотя им еще ой как далеко до хорошей пенсии. Их игра слегка утрирована, режиссер задумал, а они поддержали, но не перегнули, соблюли то самое важное в актерской работе чувство меры. Порадовали и молодые Он и Она. Он — Олег Осипов, Она — Екатерина Крутикова. Непросто в небольшом спектакле показать перерождение души. А у них — получилось. Небуквально, тонко. И если в начале спектакля смотрит зритель с болью и тревогой на разгуляй-свадьбу и понимает — ничего путного из нее не получится, то к финалу верит в искренность чувств и прочность молодой семьи, получившей урок, который усвоен.
А еще хорошо, что в спектакле — песни. Это уже обязательно, без этого театр «Живая вода» уже немыслим. Спасибо за это «гостям на свадьбе» Серафиме Викман, Инне Хамидовой, Анне Липко. Спасибо музыкантам Виктору Смирнову, Андрею Юдинцеву, Руслану Семенову, Андрею Канушину, Илье Щаблию.
Знаю, что спектакль рождался долго, совместным трудом художественного руководителя и актеров. Бывало, спорили, бывало, друг другу возражали, искали, искали… И, думается мне, нашли. Нашли главное — где болит. Современная семья переживает сейчас времена, полные тревоги и опасности. Есть на это много причин, но не о том речь. Речь о том, что, почувствовав эту боль, театр «Живая вода» проникся ею, сделал ее своей, попытался сказать верное слово, которое, вовремя сказанное, обязательно принесет пользу.
О любви немало песен сложено… Вот и «Живая вода» спела свою песню о любви. Нам, зрителям, она пришлась по душе. В ней нет фальшивых нот, слова песни просты и сердечны, а голоса певцов звонки и чисты.
АНОНС
Театр «Живая вода» вновь приглашает современников к разговору «о наболевшем».
На этот раз мы решили разобраться – почему так происходит, что в наше время многие молодые люди, казалось бы, совсем недавно связавшие свои судьбы семейным союзом и клятвой любви, не могут прожить вместе больше года и разводятся? В чём основная причина?
Так родилась идея постановки спектакля о сохранении семейных ценностей «Он-Она», которая призвана помочь молодым семьям избежать непоправимой ошибки.
В создании сценария приняла участие писательница Наталия Сухинина. В спектакле звучат древние русские песнопения, авторские музыкальные композиции, в современных обработках, а также песни на стихи поэта Светланы Кековой.
В спектакле задействованы пять персонажей:
Он (Олег) и Она (Оля) – молодой человек и девушка, активные, деловые влюблённые;
Мужик и Баба – простосердечные люди средних лет, семейная пара;
Иван-дурак – человек без возраста, не от мира сего, «голос совести».
Краткое содержание
Мужик и Баба отправились искать счастье. Они встречают на пути Ивана-дурака, который рассказывает им историю. Героями этой истории становятся молодой человек и девушка - типичные представители современной молодёжи, да, и сам Иван-дурак, с Мужиком и Бабой. Молодые люди влюбляются, женятся и…
Пусть продолжение этой истории на время останется для Вас тайной.
Драматическое действие сопровождает группа музыкантов: клавишные, гитара, барабаны, бас-гитара, саксофон. В спектакле звучат древние русские песнопения, авторские композиции, песни на стихи Светланы Кековой.
Мы надеемся, что актуальность темы, острота взаимоотношений героев, юмор и динамика сцен с внутренней пульсацией в жанре трагического цирка не оставят равнодушными никого в зрительном зале.
АННОТАЦИЯ
или размышления о спектакле «Он-Она»
Театра-студии «Живая вода»
Театр «Живая вода» приступил к постановке нового спектакля для молодёжи о сохранении семьи. Название - проще не бывает… «Он-Она».
Два человека. Два Божьих создания - Он и Она! Тема вечная. Сколько всего написано, сыграно, спето... Сколько всего красивого, блестящего, горячего сказано о взаимоотношениях мужчины и женщины!
А мы смотрим на друзей, знакомых… и становится больно. Ещё вчера, счастливо улыбающиеся, искусно позирующие на камеру молодожёны, спустя год-два, разводятся…. И рост количества разводов нас ужасает. Почему так происходит? Как остановить это?
Во все времена люди хотят обрести счастье. Для большинства из нас - это найти свою половинку, создать семью и жить в любви. А что это такое создать семью, возможно, мало кто из нас понимает. А не понимаем мы это, чаще всего из-за того, просто ленимся узнавать больше того, что нам «вливают» в сознание, чем нас "кормят". До чего же мы дошли, поводом для осознания наивысшего чувства стали считать страсть. «Тянет друг к другу», - говорят, «значит, любовь»...?
Как же измельчали наши чувства, истончились. Ведь, разжигаемая со всех сторон необузданная страсть плоти, залитая парфюмерией, поджаренная в соляриях, воспевается и ложно превозносится до духовного звания Любовь. И, согласитесь, в таком угаре создаётся большинство современных молодых семей... и, конечно же, чаще всего они временные - на тот кратковременный период утоления жажды плоти.
А ведь, Государство и Церковь молодёжь призывают к хорошему - "Создавайте семью!". Да, и сама молодёжь, тоже стремится к доброму, к тому, что подсказывает сердцу внутренний голос. Тот самый голос, драгоценное приданое предков - совесть. Но, чтобы этот голос услышать, а тем более стараться жить по зову его, воспитание нужно. Воспитание и знание. Для чего создаётся семья? Ради какой цели мужчина и женщина соединяются в единое целое?
Возникновение таких глубоких вопросов, как правило, исключается отвлекающими, другими, более модными и продвинутыми в сознание молодёжи идейками. Например, "чтобы помогать друг другу в карьерном росте", чтобы "создавать совместный капитал и совместно его красиво тратить, в погоне за удовольствиями». Разве не идея? Но, порой, даже и до самого возникновения вопроса "А ради чего?" дело не доходит... «тянет друг к другу» и всё тут! Вы только вслушайтесь в само слово "тянет"… словно, в болото. Итог всего этого - разочарование, раздражение, ненависть, развод.
А жизнь, ведь, многогранна и вся пронизана тончайшими нитями разумного, духовного закона, нарушая, преступая который, каждый из нас, невидимо, и чаще всего неощутимо сразу, наносит колоссальный вред не только себе, но и другим людям, поколениям, идущим за нами.
Так для чего же создаётся семья? В чём смысл соединения двух сердец? А?
На все эти вопросы Театр «Живая вода» попытается ответить своей новой постановкой «Он-Она».