В) Правда Сони Мармеладовой.




ГБОУ СПО СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ №26

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №5

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

I КУРС НПО
Преподаватель – И.В. Павлюк

Тема. Ф. М. Достоевский. Теория «сильной личности» и ее разоблачение в романе (по роману «Преступление и наказание»)

Цели урока.

Образовательные: - выявить жанровое своеобразие романа;

- дать характеристику персонажам;

- отметить идейно-художественное своеобразие образов романа;

-продолжить формирование литературоведческого понятия «психологизм писателя»;

- показать актуальность романа.
Развивающие: - развивать навыки аналитического чтения;

- развивать навыки сопоставительного анализа образов героев романа;

- развивать навыки делать обобщающие выводы;

- развивать навыки соотносить текст художественного произведения с

его экранным воплощением.
Воспитательные: - через отрицание пробудить у обучающихся чувство уважения к

человеку, к незыблемости нравственных понятий.

Оборудование:

 

1.
Достоевский Ф. М. «Преступление и наказание» Изд-во «Правда» 1982 г.

2.
Портрет писателя работы В. Перова.

3.
Репродукции картин: В. Перов «Портрет Достоевского», Крамской «Христос в пустыне».

4.
Иллюстрации к роману «Преступление и наказание» Шмаринова.

5.
Фрагменты художественного фильма «Преступление и наказание». Реж. Д. Светозаров 2007 г.

6.
Карточки-задания.


ПЛАН УРОКА

 

1 Организационный момент. 1 мин.
2 Тема урока. Постановка учебной задачи. 3 мин.
3 Проверка домашнего задания. Актуализация изученного. 5 мин.
4 Работа в командах по карточкам-заданиям. 1. Сообщения обучающихся. 2. Аналитическая беседа. 3. Работа с репродукциями картин. Обмен мнениями. 4. Работа с фрагментом художественного фильма. 20 мин.
5 Работа с литературоведческим словарем. Определение жанровой картины романа. Введение понятий «притча», «философский и психологический роман». 10 мин.
6. Домашнее задание. 4 мин.
7 Подведение итогов урока. 2 мин.

 

ХОД УРОКА

Учебная группа разбивается на 4 команды. Преподавателем или самими учащимися назначается старший группы, который на этапе предварительной подготовки к уроку координирует работу членов группы, помогает им в работе с текстом произведения.
На доске - эпиграф урока.
Я приду помолиться в собор,

Там я камень с души моей скину.

У святых, чудотворных икон

Преклоню я усталую спину…

Попрошу, чтобы Бог мне простил

Все грехи мои (ныне и прежде).

А по смерти – к себе допустил.

Тем живу я в великой надежде.

Сергей Сидорин.
I. Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателя, определение темы урока, постановка учебной задачи.

-Сегодня мы с вами продолжим изучение романа «Преступление и наказание», одного из самых сложных произведений русской литературы 19 века. Тема сегодняшнего урока – теория «сильной личности» в романе и ее развенчание автором. Нам предстоит проследить по тексту произведения, какие способы и художественные средства использует автор для того, чтобы убедить читателя в бессмысленности и опасности зарождения в сознании людей теории «сильной» личности и подобных ей теорий. Также мы проанализируем, как средствами сопредельных с литературой областей искусства (кино, живопись) художники приводят своего зрителя к осознанию незыблемости нравственных ценностей для любого человека.

Тема записывается в тетради.

III. Проверка домашнего задания.

Накануне урока старший группы получил карточку с заданием. Он назначает ответственного за один из вопросов. Во время проверки домашнего задания предполагается дискуссия между членами разных групп.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ № 1 (домашнее задание)

 

1.
В чем смысл теории Р. Раскольникова?

2.
Что стало причиной зарождения в сознании героя его теории? Только ли бедственное положение героя толкнуло его на преступление? Что отмечают окружающие в характере Раскольникова?

3.
Случайным ли оказалось убийство Лизаветы? Аргументируйте свой ответ.

4.
Можно ли оправдать преступление, если даже оно мотивировано благородными целями? Обоснуйте свой ответ.

 

Во время ответов учащихся на экран проецируются иллюстрации Шмаринова к роману (каморка Раскольникова, портрет Раскольникова, портрет старухи-процентщицы, Соня за чтением Евангелия).


В ответах обучающихся прозвучит информация о том, что Раскольников – бывший студент, из-за бедности бросает учебу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, деньги, которые он вынужден брать у матери, - все это чрезвычайно ущемляет его гордость, даже темная конура, где он живет, сильно повлияла на его мировоззрение. Сильно, но не в решающей степени. Как все честолюбцы, метящие высоко, Раскольников хочет сделать что-то такое, что могло бы возвысить его над людьми. В своих мечтах он начинает забывать, что цель всякого великого человека – служить людям. Он считает, что главное – именно это величие. Главной причиной преступления Раскольникова стало его стремление встать над толпой. Тем самым он присвоил себе право казнить и прощать, нарушать человеческие и божеские законы. Именно о таких людях Достоевский сказал свою знаменитую фразу о том, что раз Бога нет, то все позволено.

Так и рождается в сознании героя теория о делении людей на два разряда: тварей дрожащих и право имеющих.
IV. Работа в командах по карточкам-заданиям (каждая группа получает свою карточку с заданием).

Группа № 1

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ № 2

 

1.
Какие чувства испытывает герой после преступления? Подтвердите текстом произведения

2.
Почему ему невыносимо больно видеть даже самых близких себе людей?

3.
Какие добрые поступки совершает Раскольников после преступления? Почему он презирает себя за них?

 

Отвечая на предложенные вопросы, обучающиеся отмечают, что после совершения преступления, герой не испытывает торжества победителя, убийством причислившего себя к избранным. Напротив, герой переживает мучительный надлом в себе: он избегает людей, даже самые близкие люди становятся ненавистны ему, его преследует страх разоблачения, во сне приходит убитая им старуха. Он презирает себя за этот страх – чувство, свойственное простому смертному.
В тетради оформляется запись: «Приемы разоблачения теории «сильной» личности в романе », - и вносится первый аргумент, который использует писатель.

А) Психологическое исследование состояния героя после совершения им преступления как пророческое предупреждение всем одержимым «наполеоновской» идеей.

Группа № 2

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ № 3


1.
Для чего автору понадобилось вводить в роман образ П. П. Лужина? Что вы узнали о нем?

2.
Какова жизненная позиция Лужина? Почему Раскольников, презирая Лужина, тем не менее охотно и с интересом разговаривает с ним?

3.
Докажите, что лужинский принцип «целого кафтана» («…все на личном интересе основано…») – это реализованная на практике теория Раскольникова

4.
Какие чувства вызывает у вас Лужин?

 

Обучающимся предстоит решить довольно сложную задачу: зачем вообще нужен Лужин в романе. Необходимо подвести детей к осознанию, что Лужин – это торжествующее зло. Именно против таких направлен бунт Раскольникова (вспомним: «Лужину ли жить и делать мерзости…» - вопрос Раскольникова к Соне). Лужин уже живет по теории главного героя: все дозволено, так как

«все на личном интересе основано». Раскольников с отвращением понимает, что Лужин ему идейно близок, поэтому с интересом и разговаривает с ним, хотя это его мучает. Лужин, таким образом, двойник Раскольникова. Это кризисное подобие и есть еще один из приемов опровержения теории главного героя.

После обсуждения предложенных вопросов в тетрадь вносится следующая запись:

Б ) Введение в роман образов «двойников» Раскольникова, вызывающих у читателя чувства протеста, негодования, омерзения.

Группа № 3

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ № 4


1.
Почему Раскольников открылся именно Соне? Что мы знаем о ней?

2.
Что поразило Раскольникова в словах Сони в ответ на его признание?

3.
Какую притчу читает Соня Раскольникову и почему? Какова позиция автора в этом эпизоде?

4.
За что каторжане полюбили Соню и почему сторонятся Раскольникова?

 

В восприятии Раскольникова, Соня тоже «преступила», потому идейно близка ему. Поэтому открывается именно ей. Однако Соня становится в романе главным оппонентом героя, его «больной совестью». Она похожа на девочку(приход Сони к Раскольникову. Ч.III, гл. 4), а по мысли писателя, дети – это образ Христовый. В романе подчеркнуто и сходство Сони с убитой Лизаветой. Убив ближнего, человек убивает себя («Что это вы над собой сделали…»). Проследим ряд: Дуня – Соня (общий жребий) – Лизавета (обе юродивые, то есть блаженные). Таким образом, все в родстве, и убивая другого, ты убиваешь себя.

Чтение притчи о воскрешении Лазаря – кульминационная сцена романа. Без этой притчи непонятны мотивы покаяния Раскольникова. Тема Лазаря дана и выше – в разговоре с Порфирием Петровичем. Так Достоевский издали, заблаговременно подготавливает читателя к восприятию мотива, связанного с духовным воскресением. Достоевский изображает распахнутость сердца Сони навстречу евангельской мудрости. Для Сони все, что связано с Богом, свято.

К чтению эпизода «Чтение Соней притчи» необходимо подготовить одного из уч-ся, чтобы по возможности передать все интонации Сониного голоса, потому что за тоном чтения проступает нечто большее – вера, глоток, который так нужен Раскольникову. Можно также показать соответствующий фрагмент художественного фильма.

После обсуждения предложенных команде № 3 вопросов преподаватель заостряет внимание всех учащихся на том, что образ Сони Мармеладовой, ее правда – самый мощный аргумент в ряду тех, с помощью которых писатель развенчивает теорию Раскольникова, поскольку Соня несет в мир слово Божие и выражает мысль Достоевского о сострадательной и деятельной любви как спасении от всеобщего хаоса.

Делается запись в тетради:

В) Правда Сони Мармеладовой.

Далее на экран одновременно проецируются репродукции картин В. Перова «Портрет Достоевского» и Крамского «Христос в пустыне».

Вопросы для беседы:

- Как вы думаете, почему именно этот портрет писателя из многих его художественных и фотографических портретов приковывает особое внимание читателей Достоевского?

(Писатель изображен в арестантской шинели, что говорит о непростой его судьбе, о принятом им страдании как искупительной жертве человека за грехи.)

- В разное время и в разной манере были написаны портреты. Однако не заметить точек соприкосновения в изображении Спасителя и писателя невозможно. В чем вы видите сходство художественных полотен и чем объясните это сходство?

(Обучающиеся обращают внимание на почти полное уподобление поз, в которых изображены персонажи, переплетенные пальцы рук, согнувшаяся под бременем несомой на себе ноши спина, обращенный в вечность взгляд. Преподаватель помогает обучающимся осознать, что, подобно приходу в мир Иисуса Христа, в русскую литературу со своим спасительным словом пришел и писатель Достоевский.)

Группа № 4

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ № 5

 

1.
Почему автору важно было показать сон Раскольникова, в котором он увидел себя именно ребенком?

2.
Какой сон увидел Раскольников на каторге во время болезни? Подтвердите текстом произведения.

3.
Почему на путь «выздоровления» Раскольников встает после сна, увиденного на каторге?

4.
В чем, по-вашему, заключается преступление Раскольникова и какое наказание он понес?

 

Как уже было сказано выше, дети, по мнению Достоевского, подобие Христа. Они проявляют себя искренне, мотивы их поведения некорыстны, сказанное ими – всегда истина. Эпизод об убийстве лошади оказывает мощное эмоциональное воздействие на читателя. Сон о «моровой язве» - пророческое предсказание и предупреждение писателя. Что станет с миром, если каждый, пожелав стать избранным, попытается реализовать свое желание. Увиденная Раскольниковым во сне ужасающая картина гибели мира становится началом его воскрешения.
В тетрадь вносится следующий аргумент, с помощью которого автор разоблачает теорию своего героя:

Г) Сны Раскольникова как форма выражения массового безумия людей, порабощенных бесчеловечной идеей.
Далее преподаватель предлагает учащимся посмотреть иллюстрацию «Сон о моровой язве».

Вопросы для беседы:

- Как средствами живописи художнику удалось передать состояние массового безумия, охватившего людей;

- Что по силе воздействия оказалось значительнее: фильм, художественное полотно или текст произведения?


Во время обсуждения мнения обучающихся разойдутся, и, вероятнее всего, они остановят свой выбор на фильме. Но задача преподавателя убедить своих учеников в том, что, действительно, бывают экранизации исчерпывающие, что кинематограф может высечь из литературного произведения искру, о которой и не догадываешься, читая первоисточник, однако авторского слова он все же заменить не может. Что и как должен делать актер в кадре, чтобы передать тончайшие переливы психологического состояния Родиона Раскольникова. Невозможно представить. Литературу не заменить.


v.
Работа с литературоведческим словарем (на столе у каждой группы имеется хотя бы один экземпляр).


- Показался ли вам роман необычным? Чем?

(Герой много думает, размышляет, ищет, сомневается. Все персонажи романа – носители определенной идеи. На страницах книги борются Добро и Зло. Полем битвы становится душа человека.)

- Как можно охарактеризовать жанровую природу романа?

(Философский роман.)

- Найдем разъяснение в литературоведческом словаре, коротко запишем.
VI. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания обучающимся предлагается провести лексическую работу на основе изученного материала и выстроить символическую лестницу, по которой человек движется к Богу или спускается в ад. На каждой ступени лестницы необходимо написать слово-символ нравственных качеств, накапливая которые человек возрастает или падает. (Возможные варианты: любовь, добро, вера, милосердие, сострадание, страдание; безверие, ненависть, жестокость, зло, зависть, гордыня…). Для выполнения задания каждый обучающийся получает карточку-трафарет.
VII. Подведение итогов урока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: