Лекция по теме: «Системное строение общества. Основные институты общества»




Общество понимается в нескольких смыслах:

1. Во-первых, общество представляет собой часть мира, которая обособилась от природы, но продолжает быть связанной с ней и включает способы и формы сосуществования и совместной деятельности людей (например, жители планеты Земля, мировое сообщество);

2. Во-вторых, обществом считается определенная группа людей, которая объединяется на основании общих интересов и целей для их достижения в процессе совместной деятельности (например, общество защиты морских котиков, общество любителей экстремальных видов отдыха);

3. В-третьих, понятие общества используют для определения отдельного этапа исторического развития того или иного народа или всего человеческого рода (например, феодальное общество или античное общество).

В итоге, общество образуется, прежде всего, благодаря совместной деятельности людей.

Общество выполняет различные функции:

• производит общественные блага;

• распределяет результаты труда;

• контролирует поведение людей и регламентирует их деятельность;

• социализирует и воспитывает человека;

• создает духовные ценности и идеи;

• сохраняет, воспроизводит и передает духовные блага.

Человек и общество взаимозависимы, то есть человек является основной частью общества, при этом испытывая на себе его влияние.

Общество состоит из совокупности отношений между людьми. Общественные отношения представляют собой различные формы человеческого взаимодействия, а также возникающие между различными группами связи.

Общество является сложноорганизованной, саморазвивающейся, целостной системой, а не разрозненной толпой людей.

Признаки общества:

1. Общество является системой. Под системой в данном случае понимается совокупность связанных и упорядоченных между собой элементов. Элементы общества - люди, социальные группы, организации и т. п., которые состоят друг с другом в разнообразных взаимосвязях. Говоря об обществе как о системе, ученые уделяют внимание элементам, связям между людьми и группами.

2. Общество является динамической системой, т. е. постоянно развивается во времени. «Все течет, все изменяется, в одну реку нельзя войти дважды – воды текут не те, да и человек другой» - сказал древнегреческий философ Гераклит. Как будет развиваться общество, предсказать невозможно. Во многом это связано с тем, что существует несколько вариантов развития, которое никогда не завершается, а продолжается разными темпами, то ускоряясь, то замедляясь.

3. Общество, конечно же, является открытой сиотемой, что отражается в постоянном взаимодействии с такими системами, как природа, космос и т.п. Это взаимодействие проявляется, например, когда

природа влияет на общество во времена засухи или холодов, В свою очередь, и общество может оказать воздействие на природу, разгоняя облака, создавая заповедники, искусственные сооружения и т. п.

Ученые выделяют четыре сферы (подсистемы), из которых состоит

общество:

-экономическая сфера является совокупностью взаимоотношений

между людьми, которые необходимы для того, чтобы создавать,

распределять, обменивать и потреблять экономические блага;

-политическая сфера охватывает управление, взаимоотношения

людей по вопросам власти, идеологию и политические нормы;

-социальная сфера рассматривает социальные общности, группы,

классы, а также взаимодействие между ними;

-духовная сфера содержит в себе такие элементы, как культура,

наука, образование, религия и др.

Разделение общества на подсистемы связано с различными базовыми потребностями человека, которые удовлетворяются этими сферами общественной жизни, К этим потребностям относят: необходимость правопорядка, организованности, дисциплины и мира в обществе; поиск и создание материальных благ; желание человека контактировать, общаться с другими людьми; и, конечно же, потребность в реализации своих внутренних желаний и целей, самоутверждении, а также о том, чтобы умножать добро, истину и красоту.

Разделение общества на сферы достаточно условно, Большое количество элементов общественной жизни можно отнести к двум, а то и ко всем четырем выделенным сферам. Радио, например, используется и в политических целях, и способствует контакту между людьми, и транслирует информацию, влияющую на духовную сферу жизни общества. Важно помнить, что все выделенные сферы взаимосвязаны и влияют друг на друга,

Взаимодействие общества и природы является сложным, противоречивым процессом, Природа есть совокупность естественных условий жизнедеятельности человечества, Природа также является системой. Развитие и общества, и природы происходит по определенным законам, под воздействием сил сознательных, влияющих на общество, и бессознательных, влияющих на природу, Природа определяет условия жизни общества и его членов, а общество оказывает противоречивое воздействие на природу. Общество может загрязнять окружающую среду, природу, но также может влиять положительно – создавать заповедники, лесопарковые зоны и т. д.

Общество взаимодействует и с культурой, создавая и развивая ее. При этом культура предопределяет развитие самого общества.

Для более детального изучения отношений, возникающих в обществе, ученые стали выделять социальные институты, которых достаточно много внутри каждой общественной подсистемы. Под социальным институтом в обществоведческой науке понимают исторически сложившуюся, устойчивую форму организации совместной деятельности людей, которые выполняют конкретные функции в обществе.

Отношения в социальном институте регулируют однородные законы, обычаи и другие социальные нормы. Например, институт брака относиться к социальным институтам, подразумевает создание и регулируется Семейным кодексом РФ, а также общественными традициями.

Социальных институтов множество, не меньше нескольких сотен. Это обусловлено тем, что крупные институты можно разделить на мелкие. Наиболее важными социальными институтами являются:

• власть, парламентаризм, местное самоуправление, политическая партия, суд, армия (политическая сфера);

• деньги, обмен, собственность, предпринимательство (экономическая);

• семья, брак, материнство (социальная);

• религия, образование, наука, средства массовой информации (духовная).

Каждый социальный институт выполняет определенные функции в обществе, подразделяемые на официальные, которые признаются и контролируются обществом, и скрытые, которые выполняются непреднамеренно, без контроля со стороны общества.

Функции социальных институтов:

• организация и упорядочивание деятельности человека и общества в целом;

• присваивание своим участникам социальных ролей и статусов;

• введение санкций (наказания, поощрения);

• обеспечение стандартных образцов поведения людей в социально одинаковых ситуациях;

• удовлетворение потребностей людей, упорядочение их поведения;

• социализация и интеграция новых поколений в общество;

• социальный контроль за деятельностью и направленностью поведения всех членов общества.

Для того чтобы в обществе присутствовала стабильность, необходимо правильно и в полном соответствии исполнять функции, которые закреплены за конкретным институтом. В тех случаях, когда исполнение официальными институтами своих функций прекращается, появляются теневые институты, что является прямой угрозой общественной стабильности. Так, если государство как институт не будет нормально исполнять возложенные на него функции, его место в общественной структуре могут занять криминальные группировки.

Общество является динамической системой, то есть постоянно куда-то движется с разной скоростью. Говоря об изменениях, можно сослаться на древнегреческого философа Гераклита, которому принадлежит высказывание: «Все течет, все изменяется. В одну реку нельзя войти дважды - воды текут не те, да и человек уже другой».

Изменения в обществе могут быть как позитивными, так и негативными.

В обществоведческой науке процесс перехода от менее совершенного к более совершенному, лучшему состоянию определяют как прогресс. Обратный процесс называется регрессом.

Прогресс является сложным и противоречивым явлением общественной жизни. То есть положительные изменения в одной сфере могут отрицательно влиять и способствовать негативным изменениям в другой сфере. Примером такой взаимосвязи являются достижения физиков-ядерщиков. В связи с прогрессом в ядерной физике человечество смогло создать ядерное оружие. С появлением такого вида оружия обороноспособность государств возросла. Но мировой порядок может оказаться под угрозой, если подобным видом оружия завладеют террористы и подобные им группировки.

Как уже было сказано, прогресс характеризуется нелинейностью, то есть возможны застойные периоды и кризисы. Изменения в обществе происходят по некой спирали. Так, за прогрессом следуют периоды регресса, но в общем прогресс опережает и способствует преодолению негативного эффекта от застойных этапов.

Оценивая происходящие в обществе изменения, достаточно трудно выделить критерии, которые будут говорить о прогрессе или регрессе в какой-либо сфере общественной жизни. Например, в политике, благодаря развитию демократии, повышается уровень прозрачности выборов и процессов, связанных с принятием властью политических решений, формируется гражданское общество и правовое государство. Но в то же время именно демократические выборы привели к власти А. Гитлера в Германии. В экономической сфере выделяют такие критерии, как развитое производство, покупательскую способность населения, увеличение благосостояния человека. Критериями прогресса в социальной сфере являются увеличение средней продолжительности жизни, состояние здоровья населения, повышение общего уровня образования членов общества и т. п. Сложнее обстоят дела с определением критериев прогресса в духовной сфере. Сравнивая культуры разных народов, мы не можем говорить, что восточная культура является более развитой, чем западная. При этом уровень образования, науки можно оценить, и на основании этого сделать выводы о развитости научной и образовательной систем отдельно взятого государства. Так, мы можем говорить о том, что образование, существовавшее в древности, было менее развитым по сравнению с сегодняшним. В современном мире образовательный процесс протекает на протяжении всей жизни человека, то есть и после окончания вуза человек занимается изучением чего-то нового, повышая свой уровень знаний и квалификацию.

Развитие общественных сфер может быть либо эволюционным (медленные, плавные, постепенные изменения, благодаря реформам) либо революционным (быстрым, скачкообразным).

Развитие по пути эволюционных преобразований считается более предпочтительным, так как не приводит общество к нестабильному состоянию и не разрушает существующие общественные отношения, а скорее их преобразовывает. В таком случае общественный прогресс можно охарактеризовать выражением «тише едешь – дальше будешь».

Причины и сущность развития также бывают разными. В случае изменений количественного характера, происходящих благодаря расширению, увеличению чего-либо, говорят об экстенсивном развитии. Если же наблюдаются качественные преобразования, какие-то улучшения, то такое развитие считается интенсивным. Например, если в школе улучшение знаний учащихся о чем-либо происходит благодаря увеличению количества уроков, то это означает, что развитие идет по экстенсивному пути. Если же улучшение знаний происходит благодаря использованию в школе усовершенствованных технологий преподавания, то здесь мы видим интенсивное развитие.

Далее необходимо рассмотреть разные типы обществ, разделение на которые произошло в связи с различным уровнем общественного развития в определенные временные отрезки. Общества можно классифицировать по такому критерию, как наличие письменности, то есть на дописьменные и письменные. Но эта классификация для современной науки неактуальна в связи с тем, что все современные общества мы можем называть письменными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: