Наполеоника в академических изданиях




15 августа 2019 г. отмечается 250 лет со дня рождения Наполеона Бонапарта (1769-1821), выдающегося полководца, государственного деятеля, первого консула Французской республики (1799-1804), императора французов (1804-1814, март - июнь 1815). Наполеон Бонапарт известен не только как талантливый военачальник и политик, но и как дипломат, законодатель, литератор, мемуарист, книголюб, покровитель наук и искусств, человек, наделенный качествами харизматического лидера. Годы его правления – время возникновения и расцвета стиля «ампир», образцы которого мы обнаруживаем в европейской архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, моде конца XVIII – начала XIX вв.

Наши соотечественники из всей богатой событиями биографии французского императора особо выделяют эпизоды, связанные с его попытками установить дипломатические отношения с Россией. Также в научной литературе подробно описываются действия русской армии в составе антинаполеоновских коалиций, обстоятельства заключения Тильзитского мира 1807 г. Традиционно высок интерес ученых, литераторов, читателей к документам, в которых освещается история Отечественной войны 1812 года и освободительных походов русской армии 1813-1814 гг.

Споры о личности и деятельности Наполеона, начавшиеся при его жизни, продолжаются в наши дни. Литература, посвященная Наполеону Бонапарту, обширна и составляет тысячи томов, созданных зарубежными и отечественными исследователями, писателями, публицистами. Ежегодно появляются новые монографии, статьи, художественные произведения об этом неординарном человеке. В Научно-исследовательском отделе изданий Академии наук в преддверии 250-летия Наполеона Бонапарта организована выставка «Наполеоника в академических изданиях».

На выставке представлены материалы, которые печатались в типографии Императорской академии наук, в издательстве «Наука», а также издания Академии наук СССР, Российской академии наук, научных центров и академических институтов. Понятие «Наполеоника» используется для обозначения совокупности документов, хранящихся в фондах отдела, содержащих информацию о Наполеоне Бонапарте. Это периодические и продолжающиеся издания, труды по истории Франции и французской культуры, Революционных и Наполеоновских войн, монографии, сборники статей, авторефераты диссертаций, материалы научных конференций, художественные произведения, в которых затрагиваются вопросы, связанные с жизнью и деятельностью знаменитого политика и полководца, с осмыслением его места в мировой истории.

Выставка состоит из трех разделов. Первый раздел – «Наполеон и его эпоха». В Академическом собрании хранится очень мало изданий конца XVIII – первой четверти XIX вв., в которых упоминается Наполеон. Объясняется это сложным, неоднозначным отношением русских современников к знаменитому корсиканцу. Наполеон Бонапарт, на формирование личности которого оказали сильное влияние идеи мыслителей эпохи Просвещения, – воин и политик, стремительный карьерный рост которого начался еще в годы Великой французской революции. Краткая, емкая, предельно корректная, лишенная оценочных характеристик информация о Наполеоне периодически появлялась на страницах газеты «Санктпетербургские ведомости», в календарях (месяцесловах), выпускаемых типографией Императорской Академии наук. Историки отмечали, что в первый век своего существования «Академическая Типография должна была считаться с рядом ограничительных мер и распоряжений правительства в отношении печати. Особенно эти меры усилились в конце века, когда раздались грозные раскаты французской революции. Под влиянием событий во Франции правительственная власть сделалась крайне подозрительной к печатному слову» [1]. К числу редких книг, хранящихся в Академическом собрании, относится сочинение Франсуа-Рене де Шатобриана «Бонапарте и Бурбоны», переведенное на русский язык и разрешенное к печати в типографии Императорской академии наук в 1814 году петербургским цензором, статским советником Иваном Тимковским [2]. Это произведение, в котором речь идет о незаконности прихода Наполеона к власти во Франции и о необходимости реставрации династии Бурбонов.

На выставке можно увидеть обобщающие труды по истории Франции и французской литературы конца XVIII – первых десятилетий XIX вв. Особое место в экспозиции отведено монографии академика Е. В. Тарле «Наполеон». Это фундаментальное сочинение, впервые опубликованное в 1936 году, неоднократно переиздавалось. Для выставки были отобраны монография, выпущенная в 1957 году [3], и издание 1991 г., в котором, наряду с классическим текстом, снабженным современными научными комментариями и библиографией, присутствуют статьи академика, рассказывающие о ряде сочинений XIX века, относящихся к «Наполеониане» [4].

Читатели имеют возможность познакомиться с работами выдающегося советского историка А. З. Манфреда, который, как и Е. В. Тарле, создал фундаментальный труд об императоре французов (впервые книга «Наполеон Бонапарт» была выпущена в 1971 г. издательством «Мысль»). А. В. Гордон, автор статьи о двух советских монографиях, посвященных Наполеону, замечает: «Если ограничиться историко-художественной стороной творчества, можно свести главное различие между двумя учеными к одной фразе: у Тарле Наполеон скульптурен, у Манфреда – живописен. Уверен, корректно при этом рассуждать не только о различии индивидуальных творческих манер, но и о влиянии господствующих вкусов соответствующей исторической эпохи. Оба ученых – могло ли быть иначе – исповедывали классовый подход, оба ссылались на «неодолимые» исторические и экономические законы; но при всем том Манфред гораздо заметнее продвинулся в психологической характеристике общего героя» [5].

Исследователи по-разному оценивали деятельность императора французов. В нем видели «солдата революции», «солдата буржуазной контрреволюции», «диктатора, присвоившего наследие революции» [6]. Янош Поор, доктор Венгерской академии наук, называя Наполеона «экспортером революции», замечает, «что в 1800-е гг. Европа, нравится это кому-то или нет, жила в заколдованном круге, который очертил капрал, коронованный императором. Он не ограничился перекройкой карты. Сама его личность бросала интеллектуальный вызов современникам, так что Бонапарт превратился в эмблематическую фигуру, волновавшую политическую мысль, философию и литературу, особенно русскую, XIX столетия» [7]. Образ Наполеона запечатлели известные художники Жак Луи Давид, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр, Джозеф Мэллорд Уильям Тернер, репродукции картин которых являются важным дополнением к публикациям о французском императоре.

Значимое место на выставке занимают выпуски «Французского ежегодника», издаваемого Институтом всеобщей истории АН СССР (в настоящее время ИВИ РАН). В разные годы в сборники включались переводы сочинений Наполеона и его современников, статьи ведущих российских и западных историков, специалистов по истории Франции Нового времени А. З. Манфреда, А. Собуля, Ж.-О. Будона, Б. Гэно, П. Серна, Ф. Бурдена, М. В. Далина, А. В. Чудинова, В. Н. Земцова, Е. М. Мягкова, А. В. Гладышева, Н. В. Промыслова, В. А. Погосяна, А. В. Гордона, Е. А. Прусской и др. Не оставляет равнодушными читателей опубликованная в «Вопросах истории» работа канадского исследователя Б. Вейдера «Тайна гибели Наполеона» [8]. В ней подробно описаны последние месяцы и дни жизни ссыльного императора на острове Святой Елены.

Второй раздел выставки имеет подзаголовок «Наполеон: полководец, политик, дипломат». Как известно, Наполеон Бонапарт родился в 1769 году в городе Аяччо на Корсике в небогатой дворянской семье, получил образование во французских военных учебных учреждениях, был талантливым офицером-артиллеристом. В юности Наполеон мечтал принести пользу своей «малой родине». Но карьера молодого честолюбивого полководца складывалась так, что в течение нескольких лет, по образному выражению современников, он был «шпагой» пришедшей к власти в ходе Великой французской революции Директории, защищал интересы Французской республики, участвовал в завоевательных походах французской армии. Позже, став первым лицом в государстве, получив консульские, а затем императорские полномочия, он был инициатором войн, названных Наполеоновскими. Историки отмечают наличие у Бонапарта способностей политического деятеля, дипломата, публициста. На выставке представлены монографии, сборники статей, материалы конференций, в которых анализируется внутренняя и внешняя политика Наполеона, международные отношения в конце XVIII – начале XIX вв. Особого внимания заслуживает современный перевод политического памфлета молодого Наполеона «Ужин в Бокере» [9]. Традиционно высоким остается интерес к Египетской экспедиции Наполеона Бонапарта, о которой писали не только европейские и российские специалисты, но и арабские ученые [10, 11].

Третий раздел выставки – «Наполеон и Россия». Это материалы об участии наших соотечественников в антинаполеоновских коалициях, в войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 гг., а также документы, свидетельствующие о неослабевающем интересе русских людей к личности и деятельности императора французов. Большая часть публикаций, экспонируемых на выставке, посвящена событиям 1812 года. Это мемуары, листовки, письма, памятники русского фольклора, повествующие о борьбе с армией Наполеона. Авторы академических монографий и научных статей об Отечественной войне 1812 года - известные русские, советские и российские историки Н. Дубровин, К. Н. Бестужев-Рюмин, Е. В. Тарле, П. А. Жилин, Б. С. Абалихин, Н. А. Троицкий, С. Б. Окунь, Н. И. Казаков, А. Г. Тартаковский, В. Г. Сироткин, С. Н. Искюль, В. М. Безотосный, Л. Л. Ивченко, Л. В. Мельникова, А. А. Орлов и др. Образ французского императора волновал видных деятелей русской культуры. О Наполеоне писали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. Н. Майков, Ф. И. Тютчев, Д. С. Мережковский и многие другие писатели и поэты.

Одна из самых интересных книг, представленных на выставке, названа строкой из незаконченного стихотворения А. С. Пушкина «Воспоминания о Царском Селе» (1829 г.): «Отчизну обняла кровавая забота…». Это альбом, в котором воспроизводятся материалы из фондов Рукописного отдела, Литературного музея, Древлехранилища и Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук. Книга состоит из семи частей. В третьей части книги, носящей подзаголовок «Наполеон», объединены документы, расширяющие наши представления об императоре французов, об отношении к нему представителей разных слоев русского общества. В книге много репродукций шедевров отечественной и зарубежной графики XIX в. Необычен хрупкий сувенир, привезенный А. С. Пушкину из Европы, – «Наполеон под тисовым деревом на острове Св. Елены», представляющий собой силуэт императора, выбитый на сухом листе ложноплатанового клена [12].

Героям, победившим Наполеона, посвящены многие памятники русской архитектуры, скульптуры, живописи, графики. Получивший мировое признание художник-баталист В. В. Верещагин в конце XIX столетия работал над циклом произведений об Отечественной войне 1812 года. В XX в. советских воинов на борьбу с фашизмом вдохновлял пример русских солдат, офицеров и партизан, сумевших одолеть армию Наполеона. Об этом напоминают патриотические книги академика Е.В. Тарле, созданные накануне и в годы Второй мировой войны [13,14, 15], и плакат Кукрыниксов 1941 года с красноречивым названием: «Наполеон потерпел поражение. То же будет и с зазнавшимся Гитлером!».

Выставку завершают материалы конференций последних лет, статьи из академических журналов, свидетельствующие о поисках новых аспектов изучения русско-французских отношений конца XVIII – первой четверти XIX вв. отечественными и зарубежными специалистами [16,17,18].

 

1. Академическая типография, 1728-1928. Л., 1929. С. 40-41.

2. Шатобриан Ф.-Р, де Бонапарте и Бурбоны. СПб., 1814.

3. Тарле Е. В. Наполеон. М., 1957.

4. Тарле Е. В. Наполеон. М., 1991.

5. Гордон А. В. А. З. Манфред - биограф Наполеона (советская наполеонистика от 1930-х к 1960-м) // Французский ежегодник 2006: Наполеон и его время: к 100-летию А. З. Манфреда (1906-1976). М., 2006. С. 57-58.

6. Гордон А. В. Великая Французская революция в советской историографии. М., 2009. С. 221, 284.

7. Поор Я. Дрейф в потоке событий? // Российская империя и монархия Габсбургов в Наполеоновских войнах: взгляд из Венгрии / отв. ред. с российской стороны О. В. Хавановой, отв. ред. с венгерской стороны А. Шереша. СПб., 2014. С. 9.

8. Вейдер Б. Тайна гибели Наполеона // Вопросы истории. 1996. № 2. С. 149-154.

9. «Ужин в Бокере» Наполеона Бонапарта / пер. и коммент. Е.И. Лебедевой // Французский ежегодник 1986: статьи и материалы по истории Франции. М., 1988. С. 233-246.

10. Петрунина Ж. В. Наполеон в Египте, 1798-1801 гг. // Вопросы истории. 2008. № 10. С. 142-148.

11. Ал-Джабарти Абд ар-Рахман. Удивительная история прошлого в жизнеописаниях и хронике событий: т. 3: ч. 1: Египет в период экспедиции Бонапарта (1798-1801). М., 1962.

12. «Отчизну обняла кровавая забота…»: рукописное наследие Отечественной войны 1812 года в собраниях Пушкинского Дома / сост. Г.В. Маркелов; Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб., 2012.С. 93-152.

13. Тарле Е. В. Нашествие Наполеона на Россию: 1812 год. М., 1938.

14. Тарле Е. В. Отечественная война 1812 г. и разгром империи Наполеона. Баку, 1941. – (На азербайджанском языке).

15. Тарле Е. В. Гитлеровщина и Наполеоновская эпоха. М., 1942.

16. Эпоха 1812 года в судьбах России и Европы: Материалы Международной научной конференции (Москва, 8-11 октября 2012 г.). М., 2013.

17. Освободительные походы русской армии 1813-1814 гг. в истории России и Европы: материалы Международной научной конференции (Москва, 25- 26 марта 2014 г.). М., 2014.

18. Секиринский С. С. Наполеон в России: судьба легенды // Российская история. 2012. № 6. – С. 143-157.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: