I. Организационный момент.
Игра «Четвертый лишний».
Назовите лишний звук: а м у о к т б п в г у л и т.д.
II. Постановка цели занятия.
- Кто пришел к нам в гости? (Филя из передачи «Спокойной ночи, малыши!»)
- Что принес Филя? (Фотоаппарат.)
Филя – фотограф.
- Назовите первые звуки в словах «Филя», «фотограф».
- О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О звуках «ф», «фь»).
III. Характеристика звуков «ф», «фь».
- Изобразите, как Филя фыркает: ф-ф-ф-ф.
- Произнесите звук «ф».
- Расскажите Филе о звуке «ф» (Звук «ф» − согласный, глухой, твердый).
- Почему звук «ф» согласный. (Когда мы произносим звук «ф», воздух во рту встречает преграду − зубы и губы.)
- Произнесите звук «фь».
- Расскажите Филе о звуке «фь» (Звук «фь» − согласный, глухой, мягкий).
IV. Выделение звуков «ф», «фь» из состава слова.
Игра «На выставке фотографий».
- Филя делает фотографии, что он делает? (Фотографирует.)
- Давайте посетим выставку его фотографий.
- Назовите слова со звуками «ф» и «фь» и определите место звуков в словах.
( Финики. В слове «финики» звук «фь» слышится в начале слова.) и т.д. про все слова.
- Назовите самостоятельно слова, где звуки «ф», «фь» слышатся в конце слова.
V. Звуко-слоговой анализ слова.
Дидактическая игра «Угадай слово».
- Помогите Филе отгадать название весеннего цветка, который он сфотографировал в лесу.
- Назовите первые звуки в названиях картинок.
- Из звуков получится слово: Филин, ива, аист, луноход, клевер, арбуз.
- Произнесите полученное слово. (Фиалка).
- Филя не стал рвать фиалку, а просто её сфотографировал. Правильно ли он поступил? Лесная фиалка радует нас своей красотой.
Игра «Зашифруй слово».
Филя очень любит финики и просит сделать звуко-слоговой анализ этого слова.
- Сколько слогов в слове «финики»? (Три).
- Почему в слове «финики» - три слога? (Потому что в слове «финики» слышится три гласных звука «и, и, и»).
- Назовите первый звук? (Звук [фь]).
- Звук [фь], какой? (Согласный).
- Почему он согласный? (Потому что, когда мы его произносим воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда – губы и зубы).
- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [фь]).
- Еще, какой звук [фь]? (Глухой).
- Почему он глухой? (Потому что, когда мы его произносим, в горлышке не звенит голосок).
- Проверяем. (Дети кладут ладошку на горлышко и произносят звук [фь]).
- И еще, какой звук [фь]? (Мягкий).
- Итак, если звук согласный, звонкий, мягкий, то каким цветом мы его обозначаем? (Зеленым).
- Выкладываем квадратик зеленого цвета.
- Какой второй звук слышится в слове «финики»? (Звук [и]).
- Звук [и], какой? (Гласный).
- Почему он гласный? (Потому что, его можно петь голосом, когда мы его произносим воздух изо рта выходит свободно, не встречая никаких преград).
- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [и]).
- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).
- Выкладываем квадратик красного цвета.
- И т.д. про каждый звук.
ФИНИКИ
Филя очень любит финики, а еще он любит конфеты и просит сделать звуко-слоговой анализ слова фантик.
ФАНТИК
VI. Физкультминутка.
1. Выполнение движений с речевым сопровождением:
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке! (Сгибание – разгибание рук от плеча.)
Потянулись, потянулись, (Потягивание вверх с поднятыми руками.)
Вправо, влево повернулись, (Повороты вправо, влево, руки на поясе.)
Повертелись, покрутились, (Повороты вправо, влево вокруг себя.)
И на месте в бег пустились. (Легкий бег на месте.)
Пальчиковая гимнастика.
Выполнение щелчков попеременно каждым пальцем правой и левой руки:
Пальчики в футбол играют,
И друг друга обгоняют.
Все - бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить мяч,
Каждый забивает гол.
Хорошо играть в футбол!
VII. Образование сложных слов, закрепление правильного произношения слов сложной слоговой структуры.
Игра «Филины загадки».
Друзья, составьте одно длинное слово из двух и узнаете названия предметов, необходимых фотографу: Фото + аппарат= … (фотоаппарат).
Фото + пленка = … (фотопленка).
Фото + альбом = … (фотоальбом).
Фото + карточка = … (фотокарточка).
Фото + бумага = … (фотобумага).
Фото + репортер = … (фоторепортер).
Фото + лаборатория = … (фотолаборатория).
Фото + ружьё = … (фоторужьё).
Фото + вспышка = … (фотовспышка).
Фото + Выставка = … (фотовыставка).
Фото + снимок = … (фотоснимок).
VIII. Развитие связной речи.
Игра «Объяснялки».
- Филя не знает, что обозначают некоторые слова со звуками «ф» и «фь». Давайте ему поможем и объясним значение слов:
Лифт - устройство в жилом доме для поднятия и спуска.
Сарафа́н - женская одежда в виде платья без рукавов.
Зефи́р - кондитерское изделие; получается сбиванием фруктово-ягодного пюре с сахаром и яичным белком.
Флакон - специальная тара для хранения жидкостей, сыпучих веществ.
Фикус - тропическое вечнозелёное дерево с широкими овальными листьями, разводимое в комнатах как декоративное.
Комуфряж - маскировка предметов путём окраски полосами, пятнами, искажающими их очертания, пятнистая маскировочная одежда военнослужащего.
Финиш - заключительная часть спортивного состязания на скорость.
Портфель - большая четырёхугольная сумка с застёжкой, для ношения бумаг, книг.
(Слова - сарафан, зефир, флакон, фикус, камуфляж, финиш, портфель).
XIII. Итог занятия.
- Филе очень понравилось, как вы занимались.
Он дарит вам фотографии героев передачи «Спокойной ночи, малыши!».
В конце занятия предложите ребенку послушать слогопесенку про звук [Ф].