VII. Образование сложных слов, закрепление правильного произношения слов сложной слоговой структуры.




I. Организационный момент.

Игра «Четвертый лишний».

Назовите лишний звук: а м у о к т б п в г у л и т.д.

II. Постановка цели занятия.

 

- Кто пришел к нам в гости? (Филя из передачи «Спокойной ночи, малыши!»)

- Что принес Филя? (Фотоаппарат.)

Филя – фотограф.

- Назовите первые звуки в словах «Филя», «фотограф».

- О чем мы будем говорить сегодня на занятии? (О звуках «ф», «фь»).

III. Характеристика звуков «ф», «фь».

- Изобразите, как Филя фыркает: ф-ф-ф-ф.

- Произнесите звук «ф».

- Расскажите Филе о звуке «ф» (Звук «ф» − согласный, глухой, твердый).

- Почему звук «ф» согласный. (Когда мы произносим звук «ф», воздух во рту встречает преграду − зубы и губы.)

- Произнесите звук «фь».

- Расскажите Филе о звуке «фь» (Звук «фь» − согласный, глухой, мягкий).

IV. Выделение звуков «ф», «фь» из состава слова.

Игра «На выставке фотографий».

- Филя делает фотографии, что он делает? (Фотографирует.)

- Давайте посетим выставку его фотографий.

 

 

- Назовите слова со звуками «ф» и «фь» и определите место звуков в словах.

( Финики. В слове «финики» звук «фь» слышится в начале слова.) и т.д. про все слова.

- Назовите самостоятельно слова, где звуки «ф», «фь» слышатся в конце слова.

V. Звуко-слоговой анализ слова.

Дидактическая игра «Угадай слово».

- Помогите Филе отгадать название весеннего цветка, который он сфотографировал в лесу.

- Назовите первые звуки в названиях картинок.

 

- Из звуков получится слово: Филин, ива, аист, луноход, клевер, арбуз.

- Произнесите полученное слово. (Фиалка).

- Филя не стал рвать фиалку, а просто её сфотографировал. Правильно ли он поступил? Лесная фиалка радует нас своей красотой.

Игра «Зашифруй слово».

Филя очень любит финики и просит сделать звуко-слоговой анализ этого слова.

- Сколько слогов в слове «финики»? (Три).

- Почему в слове «финики» - три слога? (Потому что в слове «финики» слышится три гласных звука «и, и, и»).

- Назовите первый звук? (Звук [фь]).

- Звук [фь], какой? (Согласный).

- Почему он согласный? (Потому что, когда мы его произносим воздух изо рта выходит толчками, встречается преграда – губы и зубы).

- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [фь]).

- Еще, какой звук [фь]? (Глухой).

- Почему он глухой? (Потому что, когда мы его произносим, в горлышке не звенит голосок).

- Проверяем. (Дети кладут ладошку на горлышко и произносят звук [фь]).

- И еще, какой звук [фь]? (Мягкий).

- Итак, если звук согласный, звонкий, мягкий, то каким цветом мы его обозначаем? (Зеленым).

- Выкладываем квадратик зеленого цвета.

- Какой второй звук слышится в слове «финики»? (Звук [и]).

- Звук [и], какой? (Гласный).

- Почему он гласный? (Потому что, его можно петь голосом, когда мы его произносим воздух изо рта выходит свободно, не встречая никаких преград).

- Проверяем. (Дети подносят ладошку ко рту и произносят звук [и]).

- Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным).

- Выкладываем квадратик красного цвета.

- И т.д. про каждый звук.

ФИНИКИ

Филя очень любит финики, а еще он любит конфеты и просит сделать звуко-слоговой анализ слова фантик.

 

 

ФАНТИК

VI. Физкультминутка.

1. Выполнение движений с речевым сопровождением:

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке! (Сгибание – разгибание рук от плеча.)

Потянулись, потянулись, (Потягивание вверх с поднятыми руками.)

Вправо, влево повернулись, (Повороты вправо, влево, руки на поясе.)

Повертелись, покрутились, (Повороты вправо, влево вокруг себя.)

И на месте в бег пустились. (Легкий бег на месте.)

 

Пальчиковая гимнастика.

Выполнение щелчков попеременно каждым пальцем правой и левой руки:

Пальчики в футбол играют,

И друг друга обгоняют.

Все - бегом, вприпрыжку, вскачь,

Все хотят ударить мяч,

Каждый забивает гол.

Хорошо играть в футбол!

VII. Образование сложных слов, закрепление правильного произношения слов сложной слоговой структуры.

Игра «Филины загадки».

Друзья, составьте одно длинное слово из двух и узнаете названия предметов, необходимых фотографу: Фото + аппарат= … (фотоаппарат).

Фото + пленка = … (фотопленка).

Фото + альбом = … (фотоальбом).

Фото + карточка = … (фотокарточка).

Фото + бумага = … (фотобумага).

Фото + репортер = … (фоторепортер).

Фото + лаборатория = … (фотолаборатория).

Фото + ружьё = … (фоторужьё).

Фото + вспышка = … (фотовспышка).

Фото + Выставка = … (фотовыставка).

Фото + снимок = … (фотоснимок).

VIII. Развитие связной речи.

Игра «Объяснялки».

- Филя не знает, что обозначают некоторые слова со звуками «ф» и «фь». Давайте ему поможем и объясним значение слов:

Лифт - устройство в жилом доме для поднятия и спуска.

Сарафа́н - женская одежда в виде платья без рукавов.

Зефи́р - кондитерское изделие; получается сбиванием фруктово-ягодного пюре с сахаром и яичным белком.

Флакон - специальная тара для хранения жидкостей, сыпучих веществ.

Фикус - тропическое вечнозелёное дерево с широкими овальными листьями, разводимое в комнатах как декоративное.

 

Комуфряж - маскировка предметов путём окраски полосами, пятнами, искажающими их очертания, пятнистая маскировочная одежда военнослужащего.

Финиш - заключительная часть спортивного состязания на скорость.

Портфель - большая четырёхугольная сумка с застёжкой, для ношения бумаг, книг.

(Слова - сарафан, зефир, флакон, фикус, камуфляж, финиш, портфель).

 

XIII. Итог занятия.

- Филе очень понравилось, как вы занимались.

Он дарит вам фотографии героев передачи «Спокойной ночи, малыши!».

 

 

В конце занятия предложите ребенку послушать слогопесенку про звук [Ф].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: