Домашнее задание для уяснения темы занятия




Кафедра микробиологии им. доц. Б.М. Зельмановича

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По дисциплине «микробиология»

Для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 4

ТЕМА: «Бактериологический метод исследования. Питательные среды.

Исследование на бактерионосительство стафилококков у студентов фармацевтического факультета (1 этап)»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.

 

Составители:

к.б.н., доцент_________________ Перьянова О.В.

к.б.н., доцент_________________ Хохлова О.Е.

 

Красноярск


Занятие № 4

Тема: «Бактериологический метод исследования. Питательные среды. Исследование на бактерионосительство стафилококков у студентов фармацевтического факультета (1 этап».

2. Форма организации занятия: лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы: выявление бактерионосительства золотистого стафилококка у сотрудников аптек проводится путем их выделения. Для этого необходимо получить изолированные колонии на чашках первичного посева, которые, являясь результатом размножения одной клетки, содержат микроорганизмы одного вида.

4. Цели занятия:

- общая: обучающийся должен обладать ОК: способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы медико-биологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1) и ПК: способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

- учебная: знать назначение питательных сред; требования, предъявляемые к питательным средам, принципы их классификации; сущность бактериологического метода исследования, как «золотого стандарта» клинической микробиологии; цель и технику выполнения 1 этапа бактериологического метода исследования; значение бактерионосительства патогенного стафилококка у аптечных работников;

уметь выделять чистую культуру микроорганизмов (сделать посевы, идентифицировать чистую культуру);забрать материал из носа тампоном и провести посев на желточно-солевой агар (ЖСА) методом "штрих с площадкой";

владеть навыками интерпретации результатов бактериологического метода диагностики;

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний:

Собеседование по контрольным вопросам:

1. Принципы и методы культивирования микроорганизмов.

2. Питательные среды: понятие, требования, предъявляемые к питательным средам, классификация питательных сред.

3. Сущность бактериологического метода и области его применения.

4. Цель и последовательность проведения 1 этапа бактериологического метода исследования.

Тесты.


1. Назначение питательных сред в микробиологической практике (верно все, к р о м е):

а) культивирование бактерий

б) культивирование вирусов

в) изучение биохимических свойств бактерий

г) сохранение музейных культур бактерий

д) определение чувствительности культур к антибиотикам

 

2. Питательные среды для культивирования бактерий выбирают исходя из:

а) антигенного строения

б) фаголизабельности

в) физиологии

г) морфологии

д) вирулентности

 

3. Требования, предъявляемые к питательным средам (верно все, к р о м е):

а) оптимальная концентрация водородных ионов

б) цвет

в) стерильность

г) наличие легкоусвояемых веществ

д) изотоничность

 

4. Среды, применяемые для выделения определенных видов микроорганизмов:

а) дифференциально-диагностические

б) плотные

в) элективные

г) жидкие

д) общедоступные

 

5. Среды, позволяющие идентифицировать и дифференцировать микроорганизмы по биохимическим свойствам:

а) дифференциально-диагностические

б) среды накопления

в) элективные

г) специальные

д) общеупотребляемые

6. Для первичного посева исследуемого материала из нестерильных локусов используют (верно всё, к р о м е):

а) дифференциально-диагностические

б) среды накопления

в) элективные

г) специальные

д) общеупотребляемые

 

7. Принцип получения чистой культуры:

а) посев методом «штрих с площадкой»

б) посев на элективные среды

в) заражение чувствительных лабораторных животных

г) разобщение микробных клеток

д) посев «газоном»

 

8. Для выделения чистых культур используют все, к р о м е:

а) посев исследуемого материала методом «штрих с площадкой»

б) посев исследуемого материала на элективные среды

в) заражение восприимчивых лабораторных животных

г) посев исследуемого материала «газоном»

д) прогревание исследуемого материала для выделения бацилл

 

9. Для выделения чистой культуры и ее идентификации используют:

а) бактериологический метод

б) биопробу

в) аллергический метод

г) серологический метод

д) микроскопический метод

 

10. Бактериологический метод разработал и ввёл в микробиологическую практику:

а) А. Ван Левенгук

б) Р. Кох

в) Л. Пастер

г) З.В. Ермольева

д) И.И. Мечников

 

11. Цель бактериологического метода диагностики заболеваний:

а) обнаружение возбудителя

б) определение чувствительности возбудителя к антибиотикам

в) получение чистой культуры, ее идентификация и определение чувствительности к антибиотикам

г) определение иммунного статуса

д) определение патогенности возбудителя

 

12. Исследуемый материал в бак. методе (верно все, к р о м е):

а) смывы с рук аптечных работников

б) сыворотка крови больного

в) кровь больного

г) глазные капли после стерилизации

д) инъекционные растворы до стерилизации

 

13. Цель I этапа бак. метода:

а) получение изолированных колоний

б) посев исследуемого материала

в) микроскопия исследуемого материала

г) выделение и накопление чистой культуры

д) идентификация исследуемой культуры

 

14. Для выявления бактерионосительства золотистого стафилококка у аптечных работников используется:

а) микроскопия отделяемого из зева и носа

б) посев отделяемого из носа на ЖСА

в) закапывание индикатора в полость носа

г) определение антител в крови

д) рентгенологическое исследование пазух носа

 

15. Популяция микроорганизмов, полученная из одной клетки на плотной питательной среде:

а) штамм

б) колония

в) биовар

г) чистая культура

д) серовар

 

Составители тестов:

зав. кафедрой, доцент Перьянова О.В.

ст. преподаватель Степанова А.И.


Основные понятия и положения темы

Одной из мер профилактики контаминации лекарственных средств и оборудования в условиях аптеки является выявление носителей золотистого стафилококка среди персонала с последующей санацией. При проведении бактериологического обследования обязательным является исследование слизи из передних отделов носа; исследование слизи из зева проводят выборочно, прежде всего, при наличии воспалительных процессов в зеве.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

1. Ознакомиться с различными питательными средами, используемыми в микробиологической практике.

2. Провести 1 этап бак. метода выделения аэробов на примере определения бактерионосительства золотистого стафилококка у студентов фармацевтического факультета:

2.1. Взять тампоном мазок из носа (при наличии воспалительных процессов – также из зева).

2.2. Провести посев тампоном на ЖСА методом "штрих с площадкой".

· Занести в протокол полученные результаты.

 

Методические указания к выполнению исследовательского задания:

I. Ознакомьтесь с различными питательными средами, используемыми в микробиологической практике. Заполните таблицу №1 "Питательные среды".

Таблица 1.

 

№ пп Название питательной среды Классификация
по составу по консистенции по назначению
         
         
         
         

 

II. Проведите 1 этап бак. метода с целью выявления носителей золотистого стафилококка среди студентов фармацевтического факультета:

2.1. Забор материала из передних отделов носа осуществляется одним стерильным сухим ватным тампоном, который сначала вводят в один, а потом в другой носовой ход, не касаясь крыльев носа снаружи.

2.2. Посев исследуемого материала на 1/2 чашки Петри с желточно-солевым агаром (ЖСА) - элективной средой для выделения стафилококков проводят не позже 2-х часов после его забора.

При посеве методом "штрих с площадкой" исследуемый материал втирают в среду со всех сторон тампона на участке площадью 2 х 1 см. Затем этим же тампоном засевают оставшуюся поверхность 1/2 чашки. Посев производят частыми параллельными штрихами, не меняя положение тампона. Такой метод позволяет засеять весь материал с тампона и получить изолированные колонии. Засеянные чашки инкубируют 24 ч. при 37°С, а затем 24 ч. при комнатной t°. Посев следует производить на чашки с ЖСА, согретые при комнатной t° или в термостате (15-20 мин).

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия

· Принципы культивирования микроорганизмов.

· Назначение питательных сред и их классификация.

· Требования, предъявляемые к питательным средам.

· Принцип и методы выделения чистых культур микроорганизмов.

· Сущность бактериологического метода исследования, области применения, его достоинства и недостатки.

· Последовательность выполнения работы на первом этапе бак. метода.

· Назначение микроскопии исследуемого материала.

· Понятие "изолированные колонии" и цель их получения.

- решение ситуационных задач:

1. Можно ли приготовить универсальную питательную среду, на которой росли бы, если не все, то большинство микроорганизмов?

2. В бактериологическую лабораторию поступил исследуемый материал (мазок из носа) обследуемой, работающей в аптеке ЛПУ, в которой осуществляется приготовление лекарственных препаратов?

· С какой целью доставлен исследуемый материал в бактериологическую лабораторию?

· С какой целью проводится обследование работников аптеки на носительство золотистого стафилококка.

Домашнее задание для уяснения темы занятия

(См. контрольные вопросы по теме занятия, тестовые задания, ситуационные задачи).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: