Определение понятия «информационно – коммуникационныетехнологии», «познавательные универсальные учебные действия»




Как средство формирования у младших школьников познавательных

Универсальных учебных действий»

Из опыта работы

 

Федорченко Татьяны Андреевны

учителя начальных классов МОУ «Школа № 97 г. Донецка»

 

 

Аннотация

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Развитие активности,самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника т.е., универсальные действия, обеспечивающие организацию учебно-познавательной деятельности, направлены на познавательное развитие личности младшего школьника (формирование научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического, логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии).

И в развитии этих процессов огромную помощь окажет учителю использование компьютерных технологий, которое создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.

В данной работе раскрыты возможности использования информационных технологий в учебной деятельности. Представлен опыт работы по данной теме, показаны методы и приёмы работы, которые позволят в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности.

 

 

Содержание

1. Введение.

2. Основная часть:

2.1. Определение понятий «познавательные универсальные учебные действия», «информационно - коммуникационные технологии».

2.2. Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе начальной школы.

2.3. Результативность обучения как следствие использования ИКТ.

3. Выводы.

4. Список использованной литературы.

 

 

Введение

"Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием "

К.Д. Ушинский

Мы живём в век компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Владение электронными технологиями становится таким же качеством человека, как умение читать и писать. Эффективно владеющий технологиями и информацией, учитель обладает новым стилем мышления, принципиально иначе подходит к оценке проблем, к организации своей деятельности.

Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Познание мира осуществляется в результате создания его модели, а не путём традиционного заучивания. Целью обучения становится формирование личности обучаемого в процессе приобретения знаний, навыков и умений, а не простое приобретение знаний, навыков и умений.

Информационно-учебная деятельность, определяется как деятельность, в основу которой положено информационное взаимодействие между обучаемым, преподавателем и средствами новых информационных технологий, направленную на достижение учебных целей, и включающую в себя следующие виды деятельности – регистрацию, сбор, накопление, хранение.

Сегодня внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно-ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения. В соответствии сГосударственнымстандартомначального общего образования при получении начальногообщего образования осуществляется развитие познавательных интересов, ценностного отношения кобразованию, опыта учебно-познавательной деятельности.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимисямежпредметные термины и понятия, а также универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

 

 

Определение понятия «информационно – коммуникационныетехнологии», «познавательные универсальные учебные действия»

Младшему школьнику присуще богатство воображения и фантазии, эмоциональная активность, стремление к конкретной, но непродолжительной деятельности, которая сопровождается реальными результатами, вызывающими познавательный интерес. Именно познавательный интерес ребенка является важнейшим условием активизации познавательной деятельности школьника. Не все дети любознательны от природы и готовы активно постигать знания. Поэтому в Государственном стандарте начального общего образования указывается на то, что начальное общее образование как первая ступень основного общего образования призвано обеспечить становление личности учащегося, выявление и развитие его способностей, формирование умений учебной деятельности, развитиепознавательных интересов, познавательных универсальных учебных действий». Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов и приемов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса.

И один из важных и действенных методов, способствующих активизации познавательной деятельности школьников на уроках, на мой взгляд, есть использование информационно – коммуникационных технологий. Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности».

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок получал из следующих источников: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Ребёнок, имея желание получить новые знания иучаствуя в увлекательных играх, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.

Перед нами стоит задача: научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромное количество информации. И нужно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Помочь в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: