ОТВЕТы НА ЗАДАния
Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
Учебный год
Класс
Общее количество баллов – 152,5
Практический тур
Общее количество баллов – 60
Задание 1. ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
(мах. 20 баллов)
1. Наблюдение признаков повреждения клетки. За каждый правильно вставленное слово или словосочетание ответ учащийся получает 1 балл
Срез с чешуи непигментированной луковицы выдерживают в слабом растворе нейтрального красного в течение 20 мин. После окрашивания срез помещают на предметное стекло в каплю воды, накрывают покровным стеклом и рассматривают под микроскопом при малом, а затем при среднем увеличении. У живых клеток вакуоли окрашиваются нейтральным красным в малиновый цвет, а цитоплазма и ядро не окрашиваются. У мертвых клеток оструктуренные цитоплазма и ядро окрашиваются этим красителем. Не снимая препарат со столика микроскопа, фильтровальной бумагой отсасывают воду из-под покровного стекла и вводят под него каплю 1 М раствора КNО3. После этого наблюдается плазмолиз клеток, накопивших краску в вакуолях, подтверждающий, что эти клетки живые. Чтобы проследить за изменениями в клетке при ее повреждении и гибели, применяют сильный яд - аммиак. Из-под покровного стекла фильтровальной бумагой отсасывают КNО3 и заменяют его каплей 10-процетного аммиака. Окраска среза становится желтой, так как в присутствии аммиака кислая реакция клеточного сока изменилась на щелочную. В погибших под действием аммиака клетках цитоплазма и ядро приобретают видимую в микроскоп структуру и окрашиваются в желто-бурый цвет.
Вывод: Мертвая протоплазма свободно пропускает через себя краситель (2 балла), живая – избирательно (2 балла).
Комментарии по оцениванию. Возможна иная формулировка выводв, не искажающая его смысла.
За каждую дополнительно правильную предложенную учащимся позицию вывода добавляется 2 балл.
Задание 2. Зоология позвоночных
(мах. 20 баллов)
1. [4 балла] Рассмотрите предложенный череп млекопитающего животного. Определите, к какому отряду принадлежит данный объект.
Отряд Зайцеобразные
2. [12 баллов] Запишите зубную формулу объекта, используя обозначения: резцы (I), клыки (C), малые коренные (P), большие коренные зубы (M).
Зубная формула.
Комментарии по оцениванию. За каждое правильно представленное количество резцов, клыков, малых и больших коренных зубов в нижней и верхней челюстях (в паре) учащиеся получают 3 балла
3. [4 балла] Укажите знаком Х положение объекта в соответствующей графе таблицы.
Плотоядное животное | Растительноядное животное | Смешанноядное (употребляет и растительный, и животный корм) | |||
Хищник | Насекомоядное | Преимущественно травоядное | Питается преимущественно семенами | Поедающее преимущественно ветви, кору, листья | |
Х | Х |
Комментарии по оцениванию. За каждое правильно определенное положение объекта учащиеся получают 2 балла
Задание 3. физиология человека.
(мах. 20 баллов)
Ответьте на вопросы.
1. Какой процент мочевины фильтруется в почка? 100% (5 б)
2. В какой части нефрона реабсорбируется мочевина? проксимальный отдел нефрона и собирательные протоки (2 б) Укажите на рисунке стрелкой цифрой 1 проксимальный отдел нефрона (3 б)
3. В какой части нефрона секретируется мочевина? тонкая часть петли Генле (2 б) Укажите на рисунке цифрой 2 данный отдел нефрона (3 б)
4. Какой процент мочевины содержит венозная кровь, покидающая почку? 5% (5 б)
Комментарии по оцениванию. Возможна иная формулировка ответа, не искажающая его смысла.
![]() |