Общение как творческий процесс




Российский Государственный

Геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе

Кафедра философии

Доклад

«Общение как творчество»

Выполнила

Кобызова Кристина

Группа ТХОМ-17

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие общения, ее функции и стили………………………….……4

2. Общение как творческий процесс……………………………………..6

Заключение…………………………………………………………………9

Литература………………………………………………10

 

Введение

Общение имеет очень большое значение в развитии человеческой психики, ее формировании и становлении культурного, разумного поведения. Через общение с психологически сформированными людьми, благодаря обширным возможностям к научению, человек обретает все свои высшие познавательные способности и качества. Посредством активного общения с сформированными личностями он сам преобразуется в личность.

Известный социальный психолог Г.М. Андреева считает, что посредством общения деятельность организуется и развивается.

Проблемы творчества, общения, их взаимосвязи и бытия в культуре всегда актуальны, поскольку являются фундаментом развития человеческой цивилизации. Но в настоящее время эти проблемы, приобретают особую актуальность, так как происходит активное формирование информационного общества, в которой одних из основных факторов развития будет являться не производство вещей, а производство информации. Знание приобретает решающее значение и становится основой благосостояния общества. Новые информационные технологии занимают главенствующее положение на мировом рынке. В развитых странах наибольший доход сейчас приносит именно продукция творческого труда, которая через постоянно совершенствующиеся средства массовых коммуникаций становится достоянием всего общества.

 

 

1. Понятие общения, ее функции и стили

Общение - это коммуникативное и информационное взаимодействие людей. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Общение является сложным и многогранным процессом. Мы редко задумываемся о том, что же представляет собой общение, что, какие факторы делают его более эффективным, что помогает, а что мешает договориться с другим человеком. Именно системное понимание сущности общения, его многофункциональности поможет сделать его более продуктивным.

Существуют различные психологические концепции общения. Общение рассматривается:

- как средство передачи информации;

- деятельность (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев);

- специфическая форма взаимодействия (Б. Ф. Ломов);

- способ познания другого человека (А. А. Бодалев, В. Н. Мясищев и др.);

- условие жизнедеятельности (А. А. Бодалев);

- способ передачи культурного и общественного опыта (А. А. Леонтьев и др.);

- способ влияния (В. М. Бехтерев, Е. Л. Доценко, А. Ю. Панасюк и др.);

- средство раскрытия субъективного мира личности (Г. М. Андреева и др.).

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных функций общения.

 

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека.

3. Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений.

5. Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог).

В.А. Калик выделяет следующие стили общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе данного стиля – единство высокого профессионализма и этических установок.

2. Общение на основе дружеского расположения.

3. Общение-дистанция.

4. Общение-устрашение.

5. Общение-заигрывание.

 

Общение как творческий процесс

Общефилософское формулировка общения равно как субъект-субъектного взаимодействия предоставляет вероятность выявить его не только лишь в степени межличностных контактов, — типичное представление при трактовке общения не более как «персонификации социальных взаимоотношений», — однако и в 2-ух иных — внутриличностном и сверхличностном (так как лицо в силах являться и индивидуальным — одной из ипостасей целого Я личности, и общим — групповым субъектом вида семьи, производственного коллектива либо национальность, класса, людей в полном). В соответствии с этим взаимодействие оказывается не только лишь межличностным взаимодействием, но и внутренним диалогом, и взаимодействием разных социальных компаний, диалогом культур. Для психологии подобное представление разномодальности общения немаловажно так как, то что ориентирует в исследование не только восприятия лица народом, дружбы, любви, так и, с одной стороны, внутренней диалогичности сознания, а с иной — эмоциональных контактов между общественными группами различных масштабов.

Из этого понятия общения вытекает ещё 1 важный итог, никак не акцентировавшийся до этих времен ни философами, ни специалистами по психологии, — его творческая сущность. Поскольку в случае если общение это никак не коммуникация, никак не взаимообмен информацией, а итог взаимодействия субъектов, производящего их общность, новейшую целостность — я, совокупного субъекта, то согласно лично своей природе оно оказывается творческой деятельностью. Общение содержит творческий характер и в внутриличностном, и в меж- и сверхличностном уровне. В случае если душевная целостность личности — задача внутреннего диалога — есть непосредственно творческий результат её духовной активности, в таком случае диалог культур выражается, к примеру, в прочтении традиционного произведения (пьесы, оперы, романа) его современными исполнителями либо иллюстраторами, в креативном синтезе одной культуры с миропониманием интерпретирующих его представителей иной культуры, в «этнической дипломатии» и т.д.

М. С. Каган и А. М. Эткинд (1988) пишут об общении как творчестве, а Е. Ю. Сидоркина (2000) полагает, что необходимо говорить о «творчестве в общении», под которым понимает гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи собщением. Творческими приемами и действиями в общении могут являться любые неожиданные действия, вызывающие активную встречную реакцию, разрушающие стереотипы и рутинные события.

Такой подход к творчеству имеет право на существование.

Введено понятие "творческое общение", основной отличительный характеристикой которого является совершенствование людей в процессе общения.

Ильин подчеркивает, что «...каждый вовлекается в творческое общение с вещами всем своим существом; и успех его творчества обусловливается не только напряжением его инстинкта, но и усилиями его духа».

Психология творческого общения использует известную формулу: люди в общении творят друг друга. Но не каждое общение является творческим. Творить друг друга можно по-разному. Отличительной характеристикой творческого общения является взаимное совершенствование в процессе общения. Можно творить друг друга и при этом деградировать. Сказанное ни в коем случае не означает, что людитворят друг друга или совершенствуясь или деградируя. Просто наряду с другими, творческое общение имеет определенную отличительную характеристику - совершенствование, и это входит в определение понятия "творческое общение". А как пример приводим гипотетическое общение, в котором люди деградируют. Но, безусловно, могут быть и другие процессы общения.

Отличительной характеристикой творческого общения является его направленность на самое существенное в человеке, на процесс внутреннего движения по пути совершенствования, которое задано природой, эволюцией и существенно для всего живого: растений, животных, человека, но только человек может сознательно регулировать этот процесс. Противоположное направление - деградация, также существует в человеке. В этом то и заключена трагедия жизненной борьбы, внутренней борьбы за совершенство.

 

Заключение

Общение - это коммуникативное и информационное взаимодействие людей. Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Общение является сложным и многогранным процессом.

Потребность в общении является одной из основных социогенных потребностей человека. Она возникает в процессе накопления опыта в межличностном взаимодействии. В ее основе лежит потребность в эмоциональном контакте, социализированный поиск контактов и соответствующая техника удовлетворения. Потребность общения проявляется в потребности индивида принадлежать к группе, быть ее членом, взаимодействовать с нею, участвовать в совместной деятельности, находиться вместе, оказывать и принимать помощь.

Ко всему вышеизложенному можно добавить то, что человек (в том числе и ребенок, и подросток), никогда не раскрывается в общении так, как во время творческой деятельности. Ведь, по сути, в процессе творческой деятельности, мы находимся на другом уровне восприятия, так же, как во сне, сны снятся именно нам, но мы не можем управлять сновидениями, мы не являемся их «руководителями», хотя они и рождаются внутри нас

 

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2016. — 363 с.

2. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 468с.

3. Е. П. Ильин. Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009

4. Ильин, И.А. Путь духовного обновления [Текст] / И.А. Ильин // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, Изд.: «ДАРЪ» 2017. С. 120

5. Каган М. С., Эткинд А. М.: Общение как ценность и как творчество/ М.С.Каган, А.М.Эткинд// Вопросы психологии.- 1988.- №4.- С.25-33.

6. Психология. Конспект лекций. Макарова И.В. М.: 2010. - 237 с

7. Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ.ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г.- 600с.

8. Танаев, В. Творческое общение // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез.докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 394-395.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: