к дежурному библиографу,




который подскажет Вам,

как пользоваться каталогом и где найти необходимую информацию.

1.2.2. Второй шаг в подготовке и написании реферата

Второй шаг – составление собственной картотеки. Да, именно картотеки, потому что записывать и хранить библиографическую информацию удобней всего на карточках. (Вы можете раздобыть настоящие библиографические карточки, как в библиотеке, можете купить в канцелярском магазине бумагу для заметок и использовать ее вместо карточек, а можете нарезать карточки самостоятельно из имеющихся дома запасов бумаги или тонкого картона.) Картотеку легко пополнять, просто вставляя в нее новую карточку – ведь в процессе работы Вам будут встречаться ссылки на все новые и новые работы по Вашей теме. Конечно, полезно иметь электронный вариант картотеки. Но и от «бумажных носителей» ни в коем случае не отказывайтесь: не всегда удобно носить с собой компьютер (даже если это «notebook»), а картотеку или ее часть можно иметь под рукой в любое время и в любом месте.

Примечания: 1. Выписывая сведения о необходимой Вам работе, старайтесь, чтобы они были максимально полными и точными. Если Вы переписываете информацию с каталожной карточки в библиотеке, то спишите все данные о книге, которые там содержатся, включая шифр и инвентарный номер: тогда, оформляя требование на книгу, вы избавите себя от необходимости повторно заглядывать в каталог.

2. Если Вам необходимо сделать библиографическое описание книги, то записывайте данные об авторе и названии книги так, как они значатся на титульном листе, а не на обложке. В современных изданиях на оборотной стороне титульного листа обычно дается подробное и соответствующее ГОСТу описание книги – воспользуйтесь им. И еще одна «хитрость»: на самой последней странице книги, прямо перед обложкой, тоже, как правило, дается библиографическое описание книги, а также полностью имя, отчество и фамилия автора: это особенно полезно, если фамилия несклоняемая, а Вы еще не успели выяснить, мужчина или женщина скрываются за фамилией Лотман, Фрейденберг и т.п.

Приложение: образцы оформления карточек для Вашей картотеки.

1. Карточка, описывающая книгу:

Топоров, В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды / В.Н.Топоров. – СПб: «Искусство – СПб», 2003. – 616 с. «Мифопоэтическое пространство» Петербурга; город как текст; отражение «Петербургского текста» в творчестве Блока, Ахматовой, Белого, Ремизова.

1. Карточка, описывающая статью из журнала:

Бахтин, М. Проблема текста: опыт философского анализа /М.Бахтин//Вопросы литературы. - 1976. - №11. - С.122-151. Публикация, вступительная заметка и примечания В.Кожинова. Заметки М.М.Бахтина о природе слова.

2. Карточка, описывающая статью из коллективного сборника научных статей:

Казарина, Т.В. Концепция «магического слова» в творчестве русских футуристов /Т.В. Казарина//Памяти профессора В.П.Скобелева: проблемы поэтики и истории русской литературы XIX-XX веков: международный сборник научных статей [ Под ред. С.А.Голубкова, Н.Т.Рымаря ]– Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. - С.209-226. Об эстетических поисках русских футуристов.

3. Карточка, описывающая статью, из сборника статей одного автора:

Берковский, Н.Я Заметки о драматургах //Н.Я. Берковский Мир, создаваемый литературой. - М.: Советский писатель, 1989. - С.122-145. Статья 1929 г.: Лавренев, Олеша, Киршон, Маяковский.

4. Карточка, описывающая автореферат диссертации:

Бирюкова, Е.Е. Поэтика хронотопического парадокса в русской прозе 1920-1930-х годов (П.Романов и С.Кржижановский): Автореф. дис. …канд. филол. наук/Е.Е. Бирюкова. - Самара, 2006. - 20 с.

5. Карточка, описывающая диссертацию:

Бирюкова, Е.Е. Поэтика хронотопического парадокса в русской прозе 1920-1930-х годов (П.Романов и С.Кржижановский): Дис. …канд. филол. наук/Е.Е. Бирюкова. - Самара, 2006. - 227 с. Проблема парадокса и его реализации в хронотопе.

NB!

· Обратите внимание на правила оформления библиографических описаний: их необходимо соблюдать всегда!

· Не забывайте указывать общее количество страниц книги или монографии – это необходимо для оформления библиографического списка.

· Непременно указывайте номера страниц, на которых расположена статья в сборнике или журнале.

· Не поленитесь записать на карточке краткую аннотацию или хотя бы основное направление работы: в дальнейшем легче будет ориентироваться, что и в какой очередности читать.

1.2.3. Третий шаг в подготовке и написании реферата

Шаг третий: собрав и систематизировав библиографическую информацию, начинайте последовательно читать и конспектировать (см. конспект) необходимые Вам работы. Уже в процессе чтения постарайтесь фиксировать сходства и различия взглядов разных авторов на интересующую Вас проблему. И не забывайте: читать следует достаточно внимательно и конспектировать по возможности подробно, потому что эти работы могут потом пригодиться Вам для решения и других учебных и исследовательских задач. Если в освоенных Вами работах содержится мало материала по Вашей теме, не огорчайтесь: отрицательный результат – тоже результат.

 

 

1.2.4. Четвертый шаг в подготовке и написании реферата

Шаг четвертый, самый трудный: из всего прочитанного надо составить собственный текст. Для этого необходимо найти свою собственную логику, свой собственный «сюжет» для того материала, который Вы освоили. Есть два наиболее простых способа расположения материала в реферате.

· Описательный. Вы более или менее подробно излагаете все суждения, с которыми познакомились. В этом случае целесообразнее всего расположить материал в хронологическом порядке, что даст возможность проследить, как развивалось изучение данной темы, какие проблемы и в каком порядке выдвигали и разрешали исследователи. Достоинство этого метода в том, что он самый простой и требует только добросовестного пересказа. Недостаток же в том, что при таком подходе трудно (но не невозможно) выработать собственное мнение и сделать выводы.

· «Драматургический». Он особенно выигрышен, если изучаемый Вами вопрос вызывает серьезную полемику. Определите «конфликт» между авторами, проследите его развитие и попытайтесь сделать выводы, предложить собственное решение проблемы, высказать свое отношение к разным точкам зрения.

Вы можете предложить и свой собственный вариант «сюжета» Вашего реферата. Помните только, что любой текст должен обязательно содержать вводную часть, где ставится и обосновывается проблема, основную часть, содержащую положения Вашей работы, и заключение, в котором подводятся итоги.

Основные требования, предъявляемые к реферату:

- информативность изложения;

- объективность, неискажённое фиксирование всех положений
первичного текста;

- точность в передаче информации;

- полнота отображения основных элементов содержания;

- доступность восприятия текста реферата как по содержанию, так и
по форме;

- соблюдение единого стиля;

- корректность в оценке материала;

- изложение в логической последовательности;

- использование точного, литературного языка.

Реферат - одна из форм интерпретации исходного материала или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения. Реферирование предполагает изложение какого-то вопроса на основе классификации, обобщения, анализа или синтеза одного или нескольких источников.

Глава 2. Успешная курсовая работа – половина успешной защиты дипломного сочинения.

Студенты филологического факультета за время своего обучения пишут разные курсовые работы по литературоведению – разного уровня и различной степени сложности. Есть учебные курсовые работы, обязательные для всех студентов данного курса (в соответствии с учебным планом специальности). А есть курсовые работы преддипломные (они выполняются на предпоследнем курсе). Уже само это определение указывает на то, что эти работы носят более самостоятельный исследовательский характер. Однако, независимо от некоторых частных различий, все курсовые работы подчиняются некоторым общим требованиям.

NB! Дальше будьте особенно внимательны:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: