Рис. 2.5
2.2. Подсчет нагрузок
Расчетная вертикальная сила давления колеса
F = Fk γf γn kd nc=345∙1,1∙1,0∙1,0∙0,85=0,935Fн=0,935∙345=322,575.
Тормозная сила тележки:
Сила поперечного торможения на 1 колесо крана
Т k = То/nо=21/2=10,5 кН
2.3. Определение расчетных усилий
Схема размещения колес на подкрановой балке для определения МX и МT (см. рис. 1.4, а)
Рис. 2.2
Определяем положение равнодействующей от трех грузов набалке относительно крайнего левого груза
Величина отрезка между равнодействующей и ближайшем к ней грузом (критическим):
C=Z-2d=2,5-1,2=1,3; С/2=0,65м.
Линия влияния МX = МF
Рис.2.3
Ординаты л.в. МF:
∑y=2,3+2,965+0,69=5,955.
Расчетные моменты
МX=α∙F∙∑yi=1,07∙322,575∙5,955=2055,4 кНм,
МT=T∙∑y=9,82∙5,955=58,48 кНм.
Схема размещения колес на подкрановой балке для определения Qmax и л.в. Qmax (см. рис. 1.5,а)
Рис 2.4
Ординаты л.в. Qmax:
∑y=1,0+0,9+0,475=2,375.
Расчетные поперечные силы
Qxmax=QF=∙F∙∑yi=1,07∙322,575∙2,375=819,74кН
Qy=QT=T∙∑y=9,82∙2,375=23,32 кН
Подбор сечения подкрановой балки
Определяем . С учетом ослабления верхнего пояса отверстиями для крепления рельса
, где
- коэффициент, учитывающий ослабление верхнего пояса отверстиями болтов и напряжение в нем от болтовых сил.
Определяем из условия требуемой жесткости при .
Для балки симметричного сечения имеем:
Определяем оптимальную высоту балки из условия наименьшего расхода стали:
В соответствии с положением по унификации принимаем предварительную высоту балки hw≈h-(≈40 мм)=1200 – 40 = 1160.
Из условия прочности стенки на срез
Требуемая толщина стенки из условия прочности на срез
.
Из условия обеспечения местной устойчивости стенки без продольного ребра жесткости необходимо
|
По условию прочности можно принять ; в этом случае что больше рекомендуемых по табл.1.2 значений hopt нужно корректировать. Если принять , тогда - что соответствует принятому предварительно , т.к.
Принимаем стенку балки предварительно . Площадь стенки .
Определим требуемые площади всего сечения и поясов по формулам (18) при коэффициенте асимметрии
Учитывая воздействие боковых сил сечение поясов принимаем несколько больше требуемых Af. По конструктивным требованиям . Принимаем
По формуле (19) проверяем местную устойчивость сжатого пояса
420<479, т.е. местная устойчивость сжатого пояса обеспечена.
Тормозную балку конструируем из швеллера № 24 и листа рифленой стали , (см. рис. 1.6).
Ширина листа тормозной балки определяем из выражения
, где
Определяем геометрические характеристики принятого сечения.
Момент инерции сечения балки брутто
Момент инерции отверстий в верхнем поясе 2 Æ 25
Момент инерции балки нетто
Момент сопротивления симметричного сечения
Определяем положение центра тяжести тормозной балки относительно оси подкрановой балки
.
Момент инерции сечения брутто относительно оси
Момент инерции площади ослабления
Момент инерции площадки сечения тормозной балки нетто
.
Момент сопротивления верхнего пояса балки
.
Статический момент полусечения (сдвигаемой части)
.
2.5. Проверка прочности по нормальным напряжениям в верхнем поясе
По нормальным напряжениям в верхнем поясе
Проверка по нормальным напряжениям в нижнем поясе
Проверка по касательным напряжениям
|
.
Проверка по напряжениям местного смятия стенки от давления кранового колеса
.
, где
Проверки показывают, что прочность принятого сечения обеспечена.