Работа с раздаточным материалом.




Занятие № 7 - 8 дефектолога для дистанционного образования

Тема: “Пространственные представления”

Задачи:

- Развитие способности определять координаты местонахождения предметов в двухмерном варианте изображения

План занятия

Ориентация на плоскости

Формирование представлений ребёнка об ориентирах на плоскости: центр стола, верх и низ, правая и левая сторона.

- Верх (картины, листа книги, тетради) – это самая высокая часть этого предмета. Покажи верх шкафа, стены, двери (Ребёнок показывает верх предметов, проговаривая: “Это верх шкафа”)

- Низ – это часть этого предмета у основания. Покажи низ …

Затем определяется верх и низ плоскости стола.

Работа с раздаточным материалом.

Педагог выкладывает перед ребёнком картинки: солнце, облака, дерево, гриб.

- Какие картинки можно расположить сверху?

- Какая картинка расположена сверху?

- Какие картинки можно расположить снизу?

- Какая картинка расположена снизу?

Аналогично на раздаточном материале закрепляем понятия слева – справа, например: “Гриб растёт справа от дерева”

 

2. Определение координат предметов в двухмерном варианте изображения, с четкой структурой вертикального и горизонтального расположения объектов

2.1. Дидактическая игра “В магазине”

Лучшем образом, если работа будет проводиться, на реальных предметах — полке с игрушками и предметами в игровой комнате. Но также для игры возможно использовать лист из Приложения, на котором изображен стеллаж, как бы витрина игрушечного отдела магазина.

Вначале роль продавца удобнее давать ребёнку, а роль покупателя — брать на себя взрослому. Важно, чтобы при этом ребёнок не только правильно формулировал “зап­рос на покупку”, но и правильно представлял себе тот объем и вес, который эта покупка может иметь. Так, условно говоря, если покупатель просит про­дать ему три ручки, — он может унести из магазина купленные вещи в ладони. Но если он покупает, скажем, два мяча и две лошадки-качалки, без помощи дополнительных средств (сумки, друга или папы) ребенку не справиться. И уходя, он должен показать, как тяжело и неудобно или, наобо­рот, легко ему нести приобретенные товары. Такая драматизация позволяет активизировать чувственную па­мять и образы объектов.

Игра заключается в следующем:

Покупатель, придя в магазин, выполнив при этом все необ­ходимые культурные ритуалы (приветствие продавца и т. п.), выбирает нужные ему товары, обозначая продавцу лишь чёткое место на “витрине”, где этот товар находится. Покупатель не должен называть товар, только его адрес.

Продавец должен не только понять, какой именно предмет интересует покупателя, но и рассказать о его разновидностях (например, “у нас есть мячи большие, маленькие, резиновые, пластмассовые” и т. п.)

Когда “покупатель” хочет получить покупку, продавец может изобразить на уровне пантомимики, как он будет отдавать данный товар. Чрезвычайно важным для ребёнка ока­зывается не только сам факт покупки, но и факт оплаты необ­ходимого товара.

 

Примерный вариант игры:

Покупатель. Добрый день. Я бы хотел у Вас купить игрушки. Будьте добры, покажите, пожалуйста, ту игрушку, которая находится на полке под ма­трёшкой (в данном случае — это барабан), слева от медведя. И еще самую левую игрушку с верхней полки (неваляшка).

Продавец. Здравствуйте. Сейчас я дам Вам то, что Вы хотите (пантомимически изображает, как он берет с полки тот или иной товар, учитывая его различные характерис­тики — вес, объем и т.п.).

Покупатель. Спасибо. Я беру. Сколько это стоит?

Продавец. Это стоит столько-то (называется конкрет­ная сумма) и столько-то.

Покупатель. У меня не хватает денег. Тогда вместо барабана я, пожалуй, куплю юлу. Сколько она стоит?

Продавец. Возьмите, пожалуйста, юлу. Она стоит.... Будьте добры оплатите покупки.

 

2.2. Дидактическая игра “Комната”

На листах с изображением кухни и детской комнаты необходимо определить месторасположение различных вещей.

Местона­хождение каждого объекта в комнате может быть описано раз­ными способами и, чем полнее будет это “пространственное описание”, тем с большей долей вероятности этот предмет будет “найден” на изображении.

Например: “Что за предмет я загадала? Он находится слева от окна на стене, под полкой с книжками, над кроватью (как видно на изображении, — это координаты одного и того же рисунка)”.

Ребёнку необходимо понять, где находится предмет, о котором говорит другой человек и с использовани­ем различных словосочетаний самому назвать “координаты” того или иного объекта.

 

2.3. Дидактическая игра “Мячик потерялся”

Ребёнок должен высказать свое предположение, где в комнате может затеряться мячик, естественно, не называя самих предметов, мебели, и т. п., а говоря только об их пространственных характеристиках.

Например: “...Под тем, что находится слева от стула и перед шкафом” (то есть под кроватью).

 

     
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: