Практическое занятие 1-2
Тема: Методика организации режимных процессов и формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольном возрасте
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие режим дня, режимный процесс, утренний прием, питание, прогулка, культурно-гигиенические навыки.
2. Методика организация утреннего приема в ДОО
3. Методика организации питания в ДОО.
4. Методика организации сна в разных возрастных группах
5. Методика организации прогулки
Литература:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2011.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения: Учебник. Под ред. Гогоберидзе А.Г. – СПб., 2014. С.389-400.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4. Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
Задания:
1. Заполните таблицу 1 «Характеристика понятий темы»
Таблица 1.
Понятие | Определение |
режим дня | |
режимный процесс | |
утренний прием | |
питание | |
прогулка | |
культурно-гигиенические навыки |
Проведите родовидовой анализ понятий. На основе данного анализа составьте схему взаимодействия понятий.
2. Заполните таблицу 2 «Организация утреннего приема детей дошкольного возраста»
Таблица 2.
Вид деятельности педагога | Задачи | Содержание деятельности | Методические приемы |
1. Общение воспитателя с детьми и родителями | индивидуальные беседы (описать тематику в зависимости от возрастной группы) | ||
Игры для общения и создания настроения у детей (привести примеры игр в зависимости от возрастной группы) | |||
2. Наблюдение на участке и в помещении | Описать тематику в зависимости от возрастной группы | ||
3. Индивидуальная работа | Описать направления работы | ||
4. Самостоятельная деятельность детей | Направления | ||
5. Формирование культурно-гигиенических навыков | Перечислить, какие КГН в утренний прием можно формировать |
|
3. Заполните таблицу 3. «Задачи и организация питания в ДОО»
Задачи режимного процесса «прием пищи»:________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы организации питания | Задачи | Методические приемы | Функции воспитателя / условия, создаваемые педагогом | Функции помощника воспитателя | Учет индивидуальных особенностей детей |
Подготовительный: | |||||
1. Умывание | |||||
2. Сервировка стола дежурными | |||||
Основной (прием пищи) | |||||
Заключительный |
4. Студенты делятся на две группы. Первая группа студентов (разделившись по возрастным группам) составляет рекомендации для родителей на тему «Формирование умения использовать столовые приборы». Вторая – на тему «Формирование навыков культурного поведения за столом (прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, пользоваться салфеткой, благодарить за еду, полоскать рот после еды)».
|
5. Студенты делятся на 4 группы (по возрастным группам) и на основании ООП ДОО («От рождения до школы») определяют место сна в режиме дня дошкольника, выписывают задачи, содержание работы воспитателя и функции помощника воспитателя, связанные с организацией укладывания на сон –подъема со сна, подбирают методы и приемы работы педагога для решения выписанных задач. Полученные данные занести в таблицу 4 «Методика организации сна в разных возрастных группах.»
Возрастная группа | Задачи | Содержание работы | Функции помощника воспитателя | Методы и приемы |
2 мл. | ||||
средняя | ||||
старшая | ||||
подготовительная |
6. На основании ООП «От рождения до школы» определите место прогулки в режиме дня дошкольника. Заполните таблицу 5. «Методика организация прогулки в разных возрастных группах»
Возрастная группа | Структура прогулки | Задачи (каждого этапа) | Методы, приемы, средства |
2 мл. | 1.Подготовка детей к прогулке; 2.Прогулка (виды деятельности детей на прогулке (перечислить)); 3.Завершение прогулки. | ||
средняя | |||
старшая | |||
подготовительная |
Лабораторное занятие 1
Тема: Организация и планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОО
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие план, планирование, педагогический процесс.
2. Принципы и функции планирования педагогического процесса в ДОО
3. Виды планов в ДОО: годовой, перспективный, календарный, календарно-перспективный; комплексно-тематическое планирование.
|
4. Алгоритм планирования педагогического процесса в ДОО
5. Современные подходы к планированию воспитательно-образовательной работы в ДОО
Литература:
1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. – СПб., 2011.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Стандарт третьего поколения: Учебник. Под ред. Гогоберидзе А.Г. – СПб., 2014. С.389-400.
3. Дошкольная педагогика/Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: В 2 ч. – М., 1988.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
5. Микляева Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
Задания:
1. Выпишите определения понятий «план», «планирование». Проведите родовидовой анализ понятий.
2. Изучите предложенную литературу, выпишите принципы планирования педагогического процесса в ДОО, дайте им краткую характеристику. Проанализируйте календарный план (см.приложение 1) на предмет соответствия принципам планирования. Сделайте заключение.
3. На основе изученной литературы заполните таблицу 1.
Таблица 1
Виды планов в ДОО
Виды планов | ||||
годовой | перспективный | календарный | Комплексно-тематический | |
Цель | ||||
Функции | ||||
Содержание/направления работы | ||||
Структура | ||||
Кто составляет |
Сравните рассмотренные виды планов ДОО (выделите их сходства и отличия). Сделайте вывод.
4. На основе изученной литературы выделите алгоритм планирования педагогического процесса в ДОО. Опишите каждый из выделенных шагов (этапов).
5. Составьте календарный план на период 1 неделя.