Российские железные дороги являются ключевым, а в некоторых случаях единственным способом перевозки грузов и передвижения пассажиров. Их протяженность составляет более 200 тыс. км. Системообразующая роль железнодорожного транспорта подтверждается тем, что на его долю приходится около 80% всего грузооборота в России (исключая перевозки трубопроводным транспортом.) Тот факт, что железнодорожные перевозки относятся к естественной монополии, предопределяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта. Они отражены в Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в РФ» от 10 января 2003г.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации. Железнодорожный транспорт в Российской Федерации во взаимодействии с организациями других видов транспорта призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, способствовать созданию условий для развития экономики и обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации.
Железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из следующих принципов:
|
- устойчивость работы железнодорожного транспорта;
- доступность, безопасность и качество оказываемых услуг;
- развитие конкуренции и становление развитого рынка услуг железнодорожного транспорта;
- согласованность функционирования единой транспортной системы Российской Федерации.
В целях снижения совокупных народно-хозяйственных затрат на перевозки грузов железнодорожным транспортом и удовлетворения растущего спроса на услуги, оказываемые на железнодорожном транспорте, постановлением Правительства от 18 мая 2001г. «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» предусмотрены разделение на железнодорожном транспорте функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание единого хозяйствующего субъекта – ОАО «российские железные дороги». Его учредителем согласно ФЗ от 27февраля 2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», является Российская Федерация. Цели, задачи и виды деятельности этого хозяйствующего субъекта определены его Уставом, утвержденным постановлением Правительства «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 18 сентября 2003г., в которое вошли все железные дороги страны. Хозяйственные функции бывшего МПС России переданы в руки этой компании. Постановлением Правительства от 6 мая 2003г. Утвержден план мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2003-2005гг.
Внутренние водные пути
|
Судоходные водные пути имеют продолжительность 93,5 тыс.км. и являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры государства. По этим путям осуществляются перевозки на всей территории страны. Особенно существенно их значение при доставке груза в районы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Поэтому Правительством 3 июля 2003г. Одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта РФ. В Концепции определены основные направления развития внутреннего водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере в условиях развития рыночных отношений и структурного реформирования экономики на период до 2015г. Постановлением Правительства от 1 марта 2004г. Утверждено Положение об установлении и применении тарифов на погрузку и выгрузку и связанные с ними услуги внутреннего водного транспорта.
В целях обеспечения экономических интересов государства в области торгового мореплавания Правительством 25 сентября 2002г. было принято Постановление «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами». Этим постановлением за администрациями морских портов закреплено на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое для выполнения ими функций портовых властей. Поставлена также задача – обеспечить соответствие наших судов современным требованиям безопасности, которые определены международным Кодексом по охране судов и портовых сооружений.
Воздушный транспорт
Воздушный транспорт играет немаловажную роль, особенно в перевозках пассажиров. Однако количество российских авиакомпаний сокращается, прежде всего, из-за неконкурентоспособности отечественной гражданской авиационной техники. Большая часть авиационной техники закупается за границей. Несмотря на резкий спад авиаперевозок и интенсивности полетов, уровень безопасности воздушного движения остается ниже рекомендованного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). В связи с этим постановлением Правительства от 22 февраля 2000г. была утверждена Концепция модернизации и развития единой системы организации воздушного движения РФ. В настоящее время регулирование и организация использования воздушного пространства России возложены на Единую систему, состоящую из военной и гражданской подсистем. Указания военных органов Единой системы по вопросам разрешения (запрета) использования воздушного пространства являются обязательными для гражданских органов.
|
15 октября 2001г. Правительством утверждена Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010гг. и на период до 2015г.» основными целями Программы являются: обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной промышленности гражданской авиационной техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности.
Автомобильный транспорт
Острой остается проблема строительства, реконструкции и ремонта существующих автомобильных дорог, замены автомобилей на новые марки. В Федеральной целевой программе «Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)» главное внимание уделяется созданию многополосных магистралей, являющихся основой автодорожной сети. К 2010г. основная часть федеральных дорог должна иметь капитальное покрытие, обеспечивающих пропуск современных транспортных средств с высокой нагрузкой и скоростью. Предусматриваются также строительство и реконструкция платных дорог, расширение сети территориальных автомобильных дорог.
Приоритетными задачами развития транспортно-дорожной инфраструктуры на ближайшие годы являются: обеспечение безопасности функционирования транспорта и снижение его негативного воздействия на окружающую среду до уровня, соответствующего международным требованиям; формирование на территории России конкурентоспособных международных транспортных коридоров с максимальным использованием географического положения страны (например, Западная Европа – Юго-Восточная Азия).