Тема 1.1 Определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации.




Урок №2(2)

Правила оценки статей бухгалтерского учета. Порядок составления бухгалтерской отчетности. Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период. Содержание форм бухгалтерской отчетности.

Правила оценки статей бухгалтерского учета.

При оценке статей бухгалтерской отчетности организация должна обеспечить соблюдение допущений и требований, предусмотренных Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/98).

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному.

Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто - оценке, т.е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

Правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

При отступлении от правил, существенные отступления должны быть раскрыты в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах вместе с указанием причин, вызвавших эти отступления, и результата, который данные отступления оказали на понимание состояния о финансовом положении организации, отражение финансовых результатов ее деятельности и изменений в ее финансовом положении.

Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Порядок составления бухгалтерской отчетности.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического, учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.

Составлению отчетности должна предшествовать подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современные организации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимости продукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимные услуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательные производства. При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на все объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены, отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в такой последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 44 «Расходы на продажу». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов»,

25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают все затраты. После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации, и закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».

 

Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

При составлении годового отчета предприятия должны исходить из принципов ведения бухгалтерского учета, установленных Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ:

· соблюдение в течение отчетного периода принятой учетной политики (методики) отражения отдельных операций (изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть объяснено в объяснительной записке к годовому отчету);

· полнота отражения в учете за отчетный год всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций имущества и финансовых обязательств;

· правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду;

· разграничение в учете текущих затрат на производство (издержек обращения) и капитальных вложений;

· тождественность данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на дату годовой инвентаризации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе проверенных бухгалтерских записей, подтвержденных надлежаще оформленными документами. Поэтому перед составлением годовой бухгалтерской отчетности на предприятии обязательно проводят полную инвентаризацию имущества (нематериальных активов, финансовых вложений, производственных запасов, готовой продукции, товаров, денежных средств и пр.) и финансовых обязательств (кредиторской задолженности, кредитов банков, займов и др.), хозяйственных средств, выверку всех расчетов, закрывают все счета, подсчитывают обороты, выводят сальдо и определяют окончательный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Годовая бухгалтерская отчетность предприятия до предоставления ее внешним пользователям рассматривается и утверждается в порядке, установленном учредительными документами. Она является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.).

В отдельных случаях законодательством РФ предусматривается публикация годовой бухгалтерской отчетности. В ее состав включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.

Содержание форм бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерская отчетность содержит в себе сведения об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности по итогам конкретного года.

На основе этих данных, в частности:

- анализируется степень платежеспособности организации и ее деловой активности с целью предоставления займов и кредитов;

- составляется статистическая отчетность с целью макроэкономического планирования;

-планируются внутренние показатели хозяйственной деятельности;

-анализируются слабые и сильные стороны в деятельности организации и разрабатываются мероприятия по устранению слабых участков.

Т.е Бухгалтерская отчетность – серьезный источник информации. А поэтому составляться она должна с отражением достоверных показателей и в соответствии с действующим законодательством.

Прежде всего, стоит отметить, что бухгалтерская отчетность – это регистр, в котором собираются сведения, отражающие обязательства, товарооборот, основные и оборотные капиталы, финансовые результаты, объем наличных и безналичных средств и многое другое.

Чтобы сформировать каждый из показателей требуется:

1. отражение его по нормам, какие утверждены действующим законодательством для конкретного участка учета и закреплены в Учетной политике. В бухучете эти нормативные акты называются Положениями по бухгалтерскому учету (по тексту – ПБУ);

2. документальное оформление операции. Причем, необходимы, как входящие первичные документы, так и документы принятия на учет и внутреннего перемещения;

3. непрерывность учетного процесса;

4. правильное отражение на счетах бухучета согласно действующему Плану счетов.

А для отражения данных показателей в отчетности необходимо соблюдение уже иных требований, которые утверждены, в частности:

1. Приказом МинФина РФ ПБУ №4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», №43 от 06.07.1999г. В этом документе изложены основные правила формирования отчетности – состав и требования к ее заполнению, правила по оценке статей для ее заполнения, промежуточность и публичность отчетности, и многое иное;

2. Приказом Минфина России «О формах бух.отчетности организаций», №66н от 02.07.2010г. Этот нормативный акт утверждает все формы отчетности, в том числе и для малых предприятий;

3. Федеральным законом «О бухучете», №402-ФЗ от 06.12.2011г. В этом законе есть ст.13-18, в которых изложены общие требования к формированию и сдаче отчетности.

В состав бухгалтерской отчетности включаются:

Баланс. Это основная форма, в которой все имущественно-финансовое положение организации представлено в виде остатков по статьям, сгруппированным по укрупненным признакам, например, «Дебиторская задолженность», «Денежные средства», и т.д. Баланс составляется с отражением остатков максимум за 3 года. Вновь созданные организации сдают отчетность по итогам своего первого года работы, проставляя показатели только за отчетный период;

Отчет о финансовых результатах. Включает в себя показатели за 2 года. Отражает порядок формирования чистой прибыли к распределению между учредителями или для пополнения капитала организации, и формирование налога на прибыль. Кроме того, данный отчет позволяет проследить, на каком этапе образовался убыток (если таковой имел место быть), т.е. по основному виду деятельности или в результате осуществления прочих операций.

Дополнительно к этим формам отчетов формируется независимо от варианта учета Отчет о целевом использовании средств. Он заполняется тогда, когда предприятием были получены бюджетные субсидии и прочие целевые взносы. При этом если такового финансирования не было, сдавать отчет, даже нулевой, не нужно!

Отчет об изменении капитала. Это фактически пояснение к двум основным формам – балансу и отчету о финансовых результатах. В этой форме более детально отражается информация об уставном, добавочном, резервном капиталах, об уровне нераспределенной прибыли или о непокрытом убытке, и т.д.; обозначаются источники формирования капиталов и причины их уменьшения. Составляется с отражением остатков за 3 года;

Отчет о движении денежных средств. Тоже является дополнительной формой к балансу и раскрывает сведения о денежных потоках – о поступлении средств и их расходовании, а также о наличии их на текущий момент. Данным отчетом характеризуются перемены в финансовом состоянии организации, детализируясь по следующим направлениям ее деятельности: инвестиционной, текущей и финансовой;

пояснительная записка. Она является обязательным элементом отчетности и содержит в себе отдельные выдержки из учетной политики и сведения, которые позволяют оценить показатели деятельности компании, отраженные в остальных формах отчетности. В частности, это могут быть данные о первоначальной стоимости основных активов, сроках их амортизации, о наличии кредитов и сроках и погашения, и т.д.

аудиторское заключение. Оно оформляется, если предприятие подлежит обязательному аудиту. Но, формируя отчетность, нужно обеспечить не только правильную группировку показателей по статьям, но и правильное оформление самих Отчетов.

Вопросы для самопроверки:

1. Правила оценки статей бухгалтерского учета.

2.Порядок составления бухгалтерской отчетности.

3.Механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.

4.Содержание форм бухгалтерской отчетности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: