Урок обществоведения в 10 классе по теме: Семья как социальный институт.
Тип урока: комбинированный, урок – дискуссия.
Цель урока:
· формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге, об обязанностях, о нравственном воспитании;
· показать важность семьи в жизни человека;
· формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
· Показать современные проблемы семьи и пути их разрешения.
Методы урока: словесные, письменные, наглядные
Оборудование:
· видеоролики,
Здравствуйте!
Сегодня мы проведем с вами урок обществоведения по теме: Семья как социальный институт.
Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью.
Брак – признанная и регулируемая обществом форма отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.
Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:
1. Вступление в брак
2. Начало деторождения - рождение первого ребёнка
3. Рождение последнего ребёнка
4.Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка
5. Смерть одного из супругов.
ФУНКЦИИ СЕМЬИ.
1. Репродуктивная – воспроизводство новых членов общества.
2. Воспитательная (социализации) – формирование индивида как личности, Передача культурных ценностей и норм следующим поколениям.
3. Экономическая – совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета (общее хозяйство, помощь, поддержка.)
|
4. Защитная – физическая, экономическая, психологическая защита.
5. Социально-статусная – передача детям определенного социального положения, принадлежность к определённому социальному слою, национальности и т.д.
6. Эмоционального удовлетворения – психологическая поддержка членов семьи (доверительное общение, эмоциональное выражение чувств, забота, ласка, любовь.)
Тип семей по семейным обязанностям и лидерству.
1. Патриархальная семья — это форма семьи, сменившая матриархальную семью, во главе которой стоит мужчина. Патриархальная семья объединяла несколько поколений ближайших родственников, ведущих совместное хозяйство. Для патриарх. семьи характерна экономическая зависимость женщины от мужчины, чёткое разделение и закрепление мужских и женских обязанностей.
2. Партнёрская семья – современный тип семьи, для которой характерно справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие решений всеми членами семьи.
Тип семьи по составу
1. Нуклеарная или малая семья – это семья из супругов или супругов с неженатыми детьми.
2. Расширенная семья (многопоколенная) – т.е. включающая супружескую пару с детьми и родственников, не находящихся друг с другом в брачных отношениях.
3. Полигамная семья – жена с мужьями или муж с жёнами.
Тип семьи по характеру воспитания
1. Авторитарная - основывается на авторитете родителей.
2. Либеральная – строится на самоопределении личности независимо от традиций, привычек.
3. Демократическая - характеризуется формированием у ребёнка такой черты как сопричастность.
|
Тенденции в развитии современной семьи:
1. Рост влияния женщины, её карьера, разрушение патриархальной семьи и переход партнерской семьи
2. Разрушение многопоколенной, расширенной семьи, преобладание нуклеарной семьи.
3. Разделение институтов семьи и брака, рост неполных семей, уменьшение количества законных браков, рост разводов, рост повторных браков.
Закрепление пройденного материала:
Семья в современном обществе (Работа в группе).
Какие проблемы есть у современной семьи?
Какие проблемы испытывает современная семья?
· Насилие в семье
· Проблема жилья
· Материальные проблемы
· Низкая рождаемость (1,2 ребенка)
· Высокая смертность населения
· Плохая экология
· Нехватка рабочих мест, низкая з/п
· Алкоголизм в семье
· Проблема нравственного воспитания
Дом, в котором мы живем. (Работа в группе) стихотворение средневеково поэта Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб.
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит...
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.
Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.
Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.
Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.
Домашнее задание: параграф 4, вопросы и задания на с 38.