Формирование навыков культуры слушания музыки у учащихся младшего школьного возраста– актуальнейшая задача сегодняшнего дня, стоящая перед учителем. (из опыта работы учителя музыки)
В нашей жизни музыка звучит повсюду: с экрана телевизора и монитора компьютера, на концертной эстраде и в музыкальном театре, в школе и дома. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, они чаще начинают увлекаться не высококачественной музыкой, а слушают отечественную и зарубежную «попсу», то есть увлекаются легкой музыкой, а серьезную музыку и народную не воспринимают всерьез и забывают, что они вообще существуют.
Наблюдения показывают, что научить детей активно и вдумчиво слушать музыку с каждым годом становится сложнее, культура слушания развита недостаточно. Для меня, как учителя музыки, особое значение приобретает проблема формирования навыков культуры слушания музыки у учащихся. Поэтому считаю тему опыта актуальной.
Цель опыта – создание оптимальных условий для формирования навыков культуры слушания музыки у учащихся младшего школьного возраста посредством использования разнообразных методов и приемов работы с музыкальным произведением.
Задачи:
– повышать уровень развития интереса учащихся младшего школьного возраста к музыкальному искусству;
–развивать музыкальные способности детей: слух, память, мышление, воображение;
– стимулировать развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся;
– воспитывать духовные и нравственные качества учащихся в процессе
слушания музыки, интерес к музыкальному наследию.
Над темой данного опыта работа велась более 6 лети состояла из следующих этапов: изучение существующих проблем восприятия музыки учащимися; разработка и систематизация методов и приемов развития у учащихся музыкального восприятия; внедрение данных методов и приемов в образовательный процесс.
|
Описание технологии опыта
Ведущая идея опыта состоит в том, что системное использование методов и приемов активного восприятия музыки является необходимым условием для формирования навыков культуры слушания музыки у учащихся младшего школьного возраста.
Проблемой формирования слушательской деятельности занимались многие учёные, музыканты, такие как, и другие.
Если слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности учащихся, то восприятие музыки – это сложный психологический процесс постижения содержания музыкального произведения.
Наиболее точно и многогранно определил значение восприятия музыки в своей музыкально-педагогической концепции композитор. По его мнению «активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать и размышлять о ней» [2, с. 63].
Слушательская деятельность играет важную роль в формировании музыкальной культуры учащихся. Одна из главных задач предмета «Музыки» – помочь учащимся овладеть слушательскими навыками в такой степени, чтобы музыка была близка и понятна им, а потребность в общении с ней стала столь же естественной, как чтение книг, посещение театров, музеев, выставок, общение с культурными людьми.
Считаю, что каждый вид музыкальной деятельности на уроке музыки имеет свою определенную последовательность. Для развития умения и способности учащихся слушать музыку я использую следующий алгоритм работы:
|
– вступительное слово учителя;
– слушание произведения в исполнении учителя, детей, в записи;
– анализ музыкального произведения;
– повторное прослушивание, закрепление музыки в памяти.
Организуя процесс слушания, я использую методику восприятия, разработанную, адаптируя её к возрастным и психологическим особенностям моих учащихся.
Для повышения качества восприятия на уроках музыки мною разработаны и используются разнообразные методы и приемы.
Приобретение слушательского опыта связано с накоплением информации. На уроке пользуюсь различными словесными методами: сообщаю название произведения, провожу краткую беседу перед и после слушания музыки. Например, перед слушанием «Песни жаворонка» из фортепианного цикла «Времена года», что весной в наши края прилетают птицы, они вьют гнезда, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пением. Затем предлагаю учащимся послушать, каким образом прилёт и пение жаворонка передаётся в музыке.
При прослушивании и восприятии музыкального произведения не всегда в воображении учащихся возникает конкретный образ. Иногда музыка может вызывать и создавать только определенное настроение. Поэтому не каждое музыкальное произведение требует особого пояснения. Если оно не сложное, (например, «Колыбельная» Н. Чуркина, «Марш» С. Прокофьева, «Утро в лесу», «Вечер» В. Салманова), могу ограничиться перед слушанием только его названием. После исполнения такого произведения беседую с детьми, спрашиваю о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.
|
Слушанию музыки может предшествовать поэтическое слово, короткий образный рассказ. Например, читаю рассказ Е. Чарушина «Воробей», а затем слушаем «Птичку» Э. Грига. Образный рассказ предлагается перед исполнением музыки к сюжетной игре, этюду.
Если в музыкальном произведении есть какие-либо яркие особенности, то в беседе с детьми обращаю на них специальное внимание и проигрываю соответствующие части или фразы. Например, после исполнения белорусской народной песни «Зайграй же мне дударочку» обращаю внимание на вступление, в котором изображается игра на дудочке, а после исполнения швейцарской народной песни «Кукушка» указываю на изобразительные моменты: подражание кукованию кукушки, высокий регистр, тихое звучание. То есть в беседе с детьми указываю на средства музыкальной выразительности, которыми пользуется композитор, создавая музыкальный образ произведения. Такая организация восприятия музыки детьми способствует активизации процесса слушания.
Используя метод восприятия «синестезия» – «цвет настроения», учащиеся подбирают определенные цвета, характеризующие конкретное музыкальное произведение. Если музыка имеет нежный и спокойный характер, то подбираются теплые и светлые тона (голубой, розовый), а если музыка мрачная, тревожная, то цвета подбираются темные, холодные (темно-коричневый, темно-синий). При звучании торжественной и праздничной музыки подходят цвета яркие и насыщенные (приложение 6).
Этот метод позволяет детям применять новые слова и в игровой форме высказываться о характере музыки. Также я использую этот метод при изучении темы вIII классе «Строение (формы) музыки» для постижения формы произведения, его образа. Например, при знакомстве с песнейЕ. Попляновой «Весёлые медвежата» ставится задача: определить, сколько образов рисует данное произведение, везде ли одинаково настроение, и с помощью цвета создать форму произведения. Дети определяют, что 1 и 3 части одинаковые, а средняя более протяжная, распевная. Предлагаю им фигурки из цветного картона, и они с удовольствием строят трёхчастную форму музыки (приложение 6).
При знакомстве с ладом мажор и минор в теме «Лад – согласие, порядок между звуками» использую сигнальные карточки или смайлики с настроением: красные – мажор, синие или голубые – минор. Дети с удовольствием включаются в этот процесс и выбирают цветную карточку, соответствующую характеру музыки. Таким образом, через выполнение творческих заданий развиваются воображение, активизируется мышление.
Используя прием сравнения и контрастного сопоставления, я активизирую процесс восприятия. Прием сравнения делает процесс восприятия более осмысленным, глубоким. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей.
Так на примерах «Марша» С. Прокофьева, «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Встречного марша» С. Чернецкого, «Футбольного марша» М. Блантера дети поймут, что маршевая музыка связана с разными жизненными ситуациями и марш имеет много разновидностей. Все перечисленные выше марши различны по своему настроению, но все они передают размеренное движение шага, отличаются четкой пульсацией. Сопоставляя «Итальянскую польку» С. Рахманинова с «Полькой» М. Глинки и затем оба произведения с «Вальсом-шуткой» Д. Шостаковича, учащиеся выявляют, что для польки характерен быстрый темп, легкость, двудольность.
Жанровые особенности произведений легче осознаются учащимися младшего школьного возраста в активной музыкальной деятельности. Важно, чтобы под музыку марша дети шагали, вслушиваясь в движение мелодии, ритма и передавали при этом характер произведения (легко или тяжело, игриво или таинственно и т. д.). Танцевать на уроке не всегда возможно, поэтому исполнение танца я ограничиваю отдельными движениями. Например, звучание польки сопровождается хлопками, а вальса – плавными движениями рук или покачиванием корпуса тела вправо, влево (приложение 7).
Со II класса я практикую метод рисования картинок. После двух-трех раз повторного слушания произведения, когда оно уже будет у учащихся на слуху, можно предложить им нарисовать картинку, которая возникла у них в воображении при восприятии музыки. Дети изображают музыкальные образы героев, воплощают в своих рисунках музыкальные впечатления, переживания, связанные с прослушанной музыкой (приложение 8).
В III классе учащиеся выполняют творческие работы после прослушивания фрагментов из оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова. Сначала они дают названия фрагментам, разобрав средства музыкальной выразительности в музыке, затем создают свои творческие «шедевры». Это могут быть не только рисунки, но и стихи, показ музыкальных образов (приложение 12).
Воображение у учащихся, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием. Иногда я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своём воображении. Вот, например, при прослушивании произведения «Три подружки» в III классе, я предлагаю детям по музыкальному характеру придумать имена трём девочкам.
После прослушивания 1-го фрагмента дети определяют характер музыки, темп, приём звуковедения, динамику, регистр и придумывают имя этой девочке. Ребята почти всегда сразу называют имя – «Плакса», «Рёвушка». Прослушав и разобрав музыку 2-го фрагмента, придумывают такие названия, как «Веселушка», «Хохотушка».А 3-й фрагмент создаёт в воображении ребят образ девочки – «Злючки», «Драчуньи». Затем они с удовольствием рисуют придуманный ими образ. Подобные творческие задания я использую и в 4-м классе, постепенно усложняя их.
Очень эффективным является совместное рассматривание и обсуждение рисунков: «Созвучен ли рисунок музыке? Музыкапередаёт какое настроение? Удалось ли его воплотить в красках?»Таким образом, учащиеся не только развивают в себе ассоциативно-образное мышление, но стимулируют развитие музыкальной памяти. Данный метод доступен любому слушателю как способ эмоционального самовыражения.
Чтобы усилить впечатления детей от музыки, на уроках использую репродукции картин известных живописцев. Такие иллюстрации оказывают влияние на процесс музыкального восприятия, оживляя и усиливая его. Например, перед слушанием песни «Сурок» Л. Ван Бетховена показываю картину «Савояр с сурком». Аналогичный прием активизации восприятия эффективен и при знакомстве с музыкой И. Стравинского из балета «Петрушка». Предлагаю учащимся посмотреть репродукцию картины Б. Кустодиева «Масленица». А восприятию «Концерта для скрипки с оркестром «Весна» А. Вивальди способствует знакомство учащихся с репродукцией картины С. Жуковского «Весенний бурливый ручей».
Такжеприменяю методику обучения системному сравнению по картине и музыкальному произведению. Остановимся подробнее на примере знакомства с музыкой Э. Грига «Утро» и картиной «Рассвет в лесу» Э. Панова. Целью данной работы является создание условий для описания пейзажа на основе сравнения тембров музыкальных инструментов. Дети представляют, что они попали в картину. Рассказывают, что они могут там услышать. Затем им предлагается взять в помощники музыку Грига «Утро» и пробуют звуки разных музыкальных инструментов перенести на картину.
Придумаем красивые сравнения.
–Как можно представить звуки флейты, гобоя, всего оркестра?
Получившиеся сравнения детей:
– звуки флейты, как нежные трели жаворонка;
– мелодия гобоя, как дерево, качающееся на ветру;
–оркестр звучит, как сияющие лучивосходящего солнца.
При повторном слушании музыкального произведения учащиеся осваивают прием пластического интонирования. Предлагаю детям выполнить пластические этюды на выражение эмоций и чувств, переданных в музыкальных произведениях.
В пластическом этюде «Музыкальные руки» движения могут быть различными – от гибкого нисходящего движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах («Веселый музыкант»А. Филиппенко); от покачивания корпусом до радостного танца(«Вальс снежных хлопьев»); от легкого шага до хоровода (беларуская народная песня «Купалінка»)(приложение 9).
В игре «Зеркало» учащиеся I класса отражают пластические этюды учителя. Постепенно им предоставляется возможность свободной пластической импровизации.
Звукоизобразительныежесты применяютсядля создания учащимися звуковых картин: шуршания листьев, стрекотания сверчка, дуновения ветра, пения птиц, шума дождя.
Незвучащие выразительные жесты помогают учащимся внимательно слушать и образно моделировать музыку. Это и элементы танцевальных движений, и пластическое рисованиемузыки. Дети представляют, что они художники и «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.
Метод свободногодирижированияприменяется мной припластическом интонированииконтрастных музыкальных образов. Например, вживаясь в образы балета С. Прокофьева «Золушка» («Вальс и Полночь»), учащиесяII класса подбирают движения для передачи тревожного звучания боя часов. Дети «рисуют» рукой движение музыки: выделяют ударения, кульминации, передают жестами штрихи, динамику. Данный метод способствует чувственному восприятию музыки.
Обучающие с удовольствием дирижируют под звуки музыки, а также учатся беззвучному «разговору» дирижёрскими жестами (приложение 1).
Метод «музыкальный театр» во II классе направлен на постижениетаких жанров, как балет, опера, концерт. Так, в теме «Музыкальное путешествие в страну Оперу» при знакомстве с оперой «Волк и семеро козлят» С. Коваля инсценируется эта сказка. Выбирается семь козлят: Всезнайка, Бодайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топтушка, Малыш, мама Козаи отрицательный герой сказки – Волк.
Дети с удовольствием обыгрывают свои роли, исполняют выученные ранее темы, участвуют в играх козлят, тем самым не только реализуя потребность в игровой деятельности, но и развивая в себе актерские умения (приложение 10).
С помощью приема музицирования на простейших инструментах – детских ксилофонах, металлофонах, звоночках, треугольниках, ударных инструментах, дети в I классе создают картины природы. Звук треугольника – редкие капли дождя, покачивание маракасов и погремушек – порывы ветра, удары бубна, барабана – звук грома. Таким образом, возникает шумовая картина (приложение 11).
Проявлением творческого начала являются импровизации в выборе инструментов детского оркестра. Например, детям предлагается стать «композиторами» и сочинить оркестровку фрагмента «Бульба» из балета «Мара» Е. Глебова. Прослушав музыку, вместе с детьми выбираются инструменты детского оркестра, которыесоответствуют звучанию каждой фразы, после чего исполняем музыку таким образом: в первой фразе на сильную долю такта вступает треугольник и маракас, следующую фразу исполняют бубны, затем, когда музыка становится динамически насыщенной, вступают трещотки.
Инструментальноемузицирование способствует развитию и совершенствованию творческих и музыкальных способностей детей.
В III классе я практикую метод дихотомии «Да-нетка» (методика). Это метод на музыкальных занятиях я использую на загаданное музыкальное произведение, на неизвестное слово. Благодаря этому методу дети усваивают структуру музыки, учатся слушать и анализировать ответы и вопросы других детей.
Например, могу задать исходный вопрос, на который учащиеся еще незнают ответа – например: «Что такое ария?». Учащиеся ищут ответ, задавая учителю вопросы, накоторые он имеет право отвечать только словами «да» или «нет». Такаяразминка не только стимулирует познавательную активность, учитформулировать вопросы, но и дает представление об уровне музыкальных знанийучащихся (приложение 2).
Особую эффективность в работе над формированием навыков культуры слушания музыки учащихся имеет использование различных видов творческих заданий, в выполнение которых они включаются очень активно (приложение 3).
Благодаря этим приемам и методам дети начинают эмоционально и осознанно воспринимать музыку, у них развивается музыкальный вкус и слушательская культура.
Предложенные выше методы и приёмыактивизации процесса восприятия музыки были применены на уроках музыки в практической работе.
Результативность и эффективность опыта
Обобщая опыт моей деятельности, можно отметить, что методы и приемы обучения, которые я использую в работе, дают свои положительные результаты. На своих уроках я стараюсь создавать все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом подвожу их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому музыка оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умение рассуждать о музыке.
Подытоживая опыт своей работы, я отмечаю следующие результаты:
– урок музыки для большинства учеников является долгожданным, вызывает позитивные эмоции (приложение 4);
– урок музыки – главный источник знаний о музыке, который развивает у учащихся интерес к музыкальному искусству;
– учащиеся научились выражать свои впечатления от музыки в рисунках, стихах, рассказах;
– учащиесяпроявляют интерес к музыкальнымпроизведениям разного жанра как на занятиях, так и в свободное время; отзывчиво и эмоционально реагируют на музыку, способны чувствовать не только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные его части, активно отвечают на вопросы о прослушанном;
– наблюдение за работой учащихся показало рост уровня активного восприятия музыки, показало положительную динамику в росте музыкальной культуры учащихся (приложение 5).
Критерием оценивания сформированности навыков культуры слушания музыки у учащихся являются уровни развития способностиэмоционально воспринимать музыку.
Высокий уровень (любит, понимает музыку; внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений; распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, музыкальных форм; высказанное суждение обосновано).
Средний уровень (к слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес; распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, музыкальных форм выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами; ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра).
Низкий уровень (при слушании ребёнок рассеян, невнимателен; не проявляет интереса к музыке; суждения о музыке односложны; распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, музыкальных форм выполнено с помощью учителя).
В процессенаблюденияи проверкивыполнения тестовых заданий 70% учащихся демонстрируют высокий и средний уровень развития навыков восприятия музыки (приложение 6).
Анализируя положительную динамику музыкального развития детей, прихожу к выводу, что программа, по которой я работаю, те методы и приемы являются результативными и продуктивными.
Использование различных приемов и методов на уроках музыки помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры детей.
Заключение
Считаю опыт своей работы «Формирование навыков культуры слушания музыки у учащихся младшего школьного возраста посредством активизации музыкального восприятия» перспективным, так как он позволяет активизировать познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока.
Данный опыт может быть использован учителями музыки учреждений общего среднего образования, педагогами дополнительного образования.
Опытом своей работы делилась на заседании школьного методического объединения учителей музыки, педагогическом совете школы, давала открытые уроки для учителей школы, района.
Список использованных источников
, Николаева музыкального образования. – М., 2004. Антология гуманной педагогики: Кабалевский / Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 220с. Вендрова, Т. “Пластическое интонирование” музыки в методике Вероники Коэн / Т. Вендрова // Искусство в школе. – 1997 – № 1 – С. 61-64; № 2 – С. 64-67; № 4 – С. 61-64. Гришанович, в школе: Методическое пособие для учителей /. – Мн.: Юнипресс, 2006. – 384 с. Гродзенская, Н. Л. «Слушание музыки в начальной школе», М., Просвещение, 1994 г., 284 с. Ражников, признаков характера звучания //.
Диалоги о музейной педагогике. – М., 2004.
Сидорчук творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности. /сб. Креативная педагогика 21 века. тезисы докладов Международной научно - практической конференции. – М.: МГИУ, 1999. – стр. 102 – 104. Тютюнникова, «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». Москва, 2005.
Приложение 1
Игра «Я дирижёр»
Эмоциональная передача «разговора» через дирижерские жесты:
– утверждающий жест («Да-да, это так!»);
– отрицательный жест («Нет-нет, ни в коем случае!»);
– величественный жест («Я повелеваю»);
– отстраняющий жест («Уберите это»);
– вопрошающий жест («Это почему?»);
– просящий жест («Очень прошу, дайте, пожалуйста!»).
Приложение 2
Игра «Да – нет»
А сейчас мы поиграем в игру «Да – нет», если мои высказывания правильные – вы встаете. Нет – сидите.
– «Полонез» написал Ф. Шопен.
– Ф. Шопен – русский композитор.
– Сюиту «Пер Гюнт» сочинил Э. Григ.
– Э. Григ – это норвежский композитор.
–«Камаринская»– это белорусская народная пляска.
–«Камаринская» написана в форме вариаций.
– Слово «рондо» означает квадрат.
«Угадай портрет»
Я загадала имя композитора. Оно есть среди имён, записанных на доске. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. Возможные вопросы учащихся:
– о месте, где жил и работал композитор;
– о музыкальных предпочтениях;
– о любимых музыкальных инструментах;
– о фактах из биографии;
– о музыкальных сочинениях.
«Инструменты симфонического оркестра»
Смысл игры заключается в том, чтобы дети, задавая как можно больше наводящих вопросов об устройстве инструмента, отгадали его название и показали изображение в таблице «Инструменты симфонического оркестра». Например:
– У этого инструмента есть струны? (нет)
– Он сделан из дерева? (Да)
– Он ударный? (Нет) и т. д.
Приложение 3
Система музыкально-творческих заданий для развития
образных представлений учащихся младшего школьного возраста
1.«Рисуем музыку».Выбираем яркое художественно-изобразительное произведение (балет «Щелкунчик»; -Корсаков опера «Золотой петушок»; балет «Конёк-Горбунок»). Дети слушают музыку и представляют образ. Далее при звучании музыки дети рисуют, отображают представления на бумаге через цвет, то есть ребенок выражает образ теми цветами красок, которые, на его взгляд, характеризуют его художественное видение.
2.При закреплении средств музыкальной выразительности, детям предлагается представить себя композиторами. Дается задание подобрать на вкус ребенка какую-либо художественную иллюстрацию и стихотворение, но так, чтобы они были разнохарактерными, ярко-образными, выразительными. Затем дети выбирают средства выразительности, которые они использовали, если бысочиняли музыку на данную иллюстрацию или стихотворение.
3.Детям предлагаются различные яркие иллюстрации, рисунки, вырезки из журналов, картины. Далее звучит музыкальный фрагмент, все думают, какой из рисунков больше всего подходит к данной музыке, кто-то одинвыбираетобъясняя свой выбор (музыкальный материал: К. Сен-Санс «Карнавал животных», П. Чайковский «Детский альбом», пьесы Д. Кабалевского и др.) Эта работа проводится в форме обсуждения, коллективно.
4.Игра «Творческая мастерская». Класс делится на 3 группы: художники, поэты, танцоры (по желанию детей). Дается установка на воспроизведение художественного образа согласно своему виду деятельности. Например, слушая музыку А. Вивальди«Весна» из цикла «Времена года», группа художников рисует весну, используя светлые и яркие краски, поэты– вспоминают стихи о весне, танцоры– передают движением характер музыки.
5.Игра «Узнай по описанию».Эту игру включаю на уроки-обобщения. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать. Игра развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности учащихся.
6.Упражнение «Зарядка для ума» – направлено на развитие умений обобщать информацию, логически мыслить, и выделять главное.
Учащимся предлагалось послушать и сравнить между собой следующие три контрастных музыкальных произведения: «Полька» М. Глинки, «Вальс» из балета «Золушка» С. Прокофьева, «Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского. При этом фамилии и названия произведений детям не сообщались. В процессе данного задания я обращала внимание на следующее условие: сначала было необходимо назвать признаки сходства произведений и лишь затем различия.
Перед повторным слушанием музыки были названы фамилии композиторов, написавших произведения. Исходя из этого, учащиеся находили еще ряд сходных и различных признаков. В ходе проведенного данного типа заданий учащимся предлагалось также охарактеризовать найденные признаки музыкальной выразительности.
Так, при выполнении приведенного выше задания были представлены следующие характеристики произведений: «Полька» – легкая, веселая, игривая; «Вальс» – нежный, плавный, воздушный; «Танец молодого бегемота» – тяжелый, неуклюжий, неповоротливый.
7. Упражнение «Найди изменения». Учитель играет на фортепиано хорошо знакомую детям мелодию. А потом предлагает прослушать эту мелодию в измененном виде и сказать, что изменилось. Изменения могут касаться практически всех, изучаемых детьми средств музыкальной выразительности: ритма, темпа, динамики, фактуры, регистра, мелодии. Данное упражнение не только закрепляет знание детьми средств музыкальной выразительности, но и развивает слуховое внимание, музыкальную память, подготавливает к серьезному анализу музыкального произведения.
8.Упражнение «Определи регистр». В первом варианте дети определяют в каком регистре, верхнем, нижнем или среднем учитель играет мелодию, либо звучит основная тема музыкального произведения в записи. Во втором варианте упражнения дети подбирают образы, соответствующие названному учителем регистру. Упражнение закрепляет знание учащимися регистров, навыки определения звуковысотности. Помогает при раскрытии темы «Изобразительная музыка», дает учащимся представление о приеме звукоподражания в музыке.
9.Упражнение «Определи высоту звука». Учитель дает на фортепиано основной звук в среднем регистре. Дети показывают его ладонью на уровни груди. Повышение или понижение звука учителем учащиеся должны показать движением ладони вверх или вниз. Упражнение способствует развитию музыкального слуха, внимания, координации, учит определять высоту звука, в первом классе учащиеся закрепляют понятие низких и высоких звуков.
10. «Сочиняем сказку». При изучении музыкальных инструментов подходим также с творческой стороны, то есть, представляем их как отдельные семьи, для которых характерно что-то общее, но у каждого своя роль, свой образ. Слушаем звучание каждого отдельного инструмента, отмечаем присущий ему тембр, выразительную образность. После знакомства с отдельной группой инструментов предлагается на основе слушательских навыков и образных представлений сочинить сказку о семье данных инструментов, представить каждый инструмент как живой сказочный образ и придумать какую-либо необычную историю, использовать «речь» инструментов, их разговор.
Это творческое задание дается на дом. Затем сочинения читаются в классе, обсуждаются, можно их оформить и проиллюстрировать. Учащиеся также приносят простые детские музыкальные инструменты, сделанные своими руками из самых подручных материалов. Так, данная творческая работа закрепляет полученные представления об инструментах и их звучании (приложение 12).
11. «Рассказ о музыке». Особенностью данного приема является использование заранее заготовленной схемы рассказа, по которой ученик анализирует прослушанное музыкальное произведение:
«Я прослушал(а)……….(название, композитор).
Это произведение..............характера, вызвало у меня чувства …………
Я представил(а) …….......
Это произведение прозвучало в исполнении..............
Композитор для этого произведения выбрал темп.........., ритм...........»
В зависимости от особенностей произведения и учебных задач, эта схема может дополняться, изменятся. Данный метод способствует приобретению учащимся навыков анализа музыкального произведения, формирует логику ответа, развивает речь.
Приложение 4
Анкета «Музыка и Я»
Любишь ли ты уроки музыки? («да» – 95%) Можешь ли назвать себя любителем музыки? («да» – 80%) Любишь ли ты классическую музыку? («да» – 73%) Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку? («да» – 85%)
Приложение 5
Уровень развития навыков восприятия музыки учащихся
3 – 4 классов
Класс | демонстрируют ведущие музыкальные умения | распознают музыкальные жанры, средства музыкальной выразительности, музыкальные формы | узнают музыкальные произведения, (музыкальная викторина) |
65% | 71% | 64% | |
87% | 85% | 86% |
Диаграмма«Навыки восприятия музыки учащимися 3-4 классов»
Приложение 6
Метод восприятия «синестезия» – «цвет настроения»
Разноцветные геометрические фигурки
Приложение 7
Прием сравнения и контрастного сопоставления
Приложение 8
Прием пластического интонирован
«Вальс снежных хлопьев»
Приложение 9
Метод «музыкальный театр»
«Волк и семеро козлят» С. Коваля
Приложение 10
Приём музицирования на простейших инструментах
Приложение 11
Творческая мастерская «Музыкальные фантазии»