1.Выделите проблему, которая является преимущественной и общей для философии Канта, Фихте, Гегеля:
а) теодицея
б) методология научного познания
в) антропогенез
г) отношение субъекта и объекта
2. В работе «Критика чистого разума» Кант стремится преодолеть гносеологический тупик, созданный
а) Р. Декартом
б) Б. Спинозой
в) Д. Юмом
г) Ф. Бэконом
3.Какую цель преследует кантовское исследование вопроса: «Как возможны синтетические суждения a priory»?
а) показать, что прирост знания возможен чисто формальным образом
б) доказать, что вне опыта невозможно формировать адекватные суждения
в) вскрыть гипотетическую природу научного знания
г) обозначить непреодолимые противоречия человеческой практики
4.Что, согласно Канту, познает человек, обращаясь к окружающему миру?
а) вещи, как они есть
б) ноуменальную реальность
в) антиномии чистого разума
г) вещи, как они явлены в опыте
5.Что означает эпитет «чистый», который употребляет Кант в отношении к разуму?
а) свободный от заблуждений
б) существующий безотносительно к субъекту
в) исследованный вне конкретного опытного содержания
г) абстрагированный от форм восприятия
6.Различие терминов «трансцендентальный» и «трансцендентный» состоит в том, что
а) уровень трансцендентального еще находится в соприкосновении с опытом
б) уровень трансцендентального находится уже вне опыта
в) уровень трансцендентального дан человеку в воображении
г) уровень трансцендентального выходит за границы мышления
7.Кант полагал, что пространство и время существуют
а) в рамках продуктивного воображения
б) объективно
в) в точке трансцендентальной апперцепции
|
г) как формы чувственного восприятия
8.Результатом деятельности трансцендентальной апперцепции является
а) ощущение
б) представление
в) категории
г) понятия
9. Категории в учении Канта– это
а) наиболее общие формы осмысления предметов опыта
б) понятия, образованные путем абстрагирования
в) бессознательные формы восприятия действительности
г) феномены опыта
10.В учении Канта категориальный анализ результируется в:
а) познании ноумена
б) синтетическом суждении
в) понятии
г) метафизической системе
11.По отношению к суждению категории в философии Канта выступают как
а) его составные элементы
б) его логические функции
в) эстетическое созерцание
г) логический императив
12.Среди приведенных ниже категорий выделите категории модальности:
а) отрицание
б) возможность
в) необходимость
г) существование
д) все ответы верны
е) первый ответ не верен
ж) верны ответы б), в)
13.Какая способность, с точки зрения Канта, позволяет человеку приводить в соответствие чувственные явления и категории?
а) интуиция числа
б) интеллектуальный инстинкт
в) трансцендентальная апперцепция
г) способность суждения
14.Каким является характер понятий, которыми оперирует чистый разум?
а) апостериорным
б) трансцендентным
в) трансцендентальным
г) эстетическим
15.Как Кант называет понятия, которыми оперирует чистый разум?
а) функции
б) идеи
в) суждения
г) дедукции
16.В каком отношении к кантовской идее находятся чувства?
а) они не могут дать ее адекватного предмета
б) они выступают как генерирующий ее источник
|
в) они задают ее содержание
г) они обнаруживают ее в конкретной действительности
17.Называя разум высшей способностью познания, Кант полагает, что его применение исключительно в теоретическом плане рождает
а) парадигмы
б) эпистемы
в) апории
г) антиномии
18.Сколько возможных сугубо теоретически утверждений выделяет Кант?
а) семь
б) три
в) четыре
г) двенадцать
19.Как Кант называет выделенные им сугубо спекулятивные проблемы?
а) космологическими
б) эйдетическими
в) прогностическими
г) иллюзорными
20.Из указанных ниже выделите проблемы, которые разум может рассматривать вне границ опыта:
а) проблема бытия Бога
б) проблема свободы воли
в) проблема пространственно-временной границы мира
г) проблема взаимопонимания
д) проблема нравственности
е) проблема блага
ж) все ответы верны
з) верны первые три ответа
21.Чем, с точки зрения Канта, руководствуется чистый разум в познании спекулятивных проблем?
а) спекулятивным интересом
б) амфиболией
в) практическим интересом
г) паралогизмами
22.Поскольку теоретический разум не дает однозначного ответа на спекулятивные проблемы, для человека это означает
а) отказ искать решение спекулятивных вопросов
б) подчинение традиционным для данного общества решениям
в) свободу выбора веры и неверия
г) признание религиозных систем ложными
23.К какой сфере относится практический разум в системе Канта?
а) наука
б) этика
в) эстетика
г) метафизика
24.На что ориентирует человека гипотетический императив в учении Канта?
|
а) на достижение цели
б) на окружающий мир
в) на самого себя
г) на тактику выжидания
25.Какую цель ставит категорический императив Канта?
а) интеллектуальное совершенствование
б) материальную выгоду
в) исторический прогресс
г) человека
26.Что, с точки зрения Канта, делает человека свободным?
а) следование своей природе
б) следование долгу
в) адекватное познание
г) исполнение религиозных норм
27.Почему Кант отверг учение Фихте, хотя последний полагал, что продолжает кантовскую традицию?
а) Фихте не принял положение о субъективной природе пространства и времени
б) Фихте отвергал учение о категорическом императиве
в) Фихте стоял на позициях объективного идеализма
г) Фихте доказывал конечное тождество субъекта и объекта
28.Какую цель преследовал Фихте в своем «Наукоучении»?
а) выделить механизмы работы сознания
б) дать обоснование наукам
в) проанализировать генезис научного знания
г) построить программу научного развития
29.Признаком научного знания Фихте считал
а) подтверждение положений экспериментальным образом
б) математическую доказательность выводов
в) системную связь основоположений
г) соответствие положений реальным фактам
30.Как показал Фихте, главное основоположение любой науки является
а) аксиоматическим
б) эмпирическим
в) верифицируемым
г) очевидным
31.Где, с точки зрения Фихте, должны находить обоснование главные основоположения наук?
а) в физике
б) в математике
в) в философии
г) в религии
32.Какую проблему поднимает главное основоположение философии в системе Фихте?
а) отношение человека и Бога
б) отношение субъекта и объекта
в) отношение власти и собственности
г) отношение свободы и необходимости
33.Какую диалектическую связь обнаружил Фихте в субъект-объектных отношениях?
а) переход количественных изменений в качественные
б) отсутствие качественных различий
в) взаимоотрицание и взаимообусловленность
г) скачкообразный характер их развития
34.К какому философскому направлению относится учение Гегеля?
а) объективный идеализм
б) субъективный идеализм
в) идеалистический плюрализм
г) материалистический монизм
35.Что является объектом исследования в «Науке логики» Гегеля?
а) природа
б) абсолютная идея
в) абсолютный дух
г) логические закономерности
36.Что в системе Гегеля творит природу и историю?
а) случайность
б) воля божественного провидения
в) естественные законы
г) логика развития мирового духа
37.Бытие природы у Гегеля разворачивается как
а) инобытие идеи
б) самостоятельное бытие материи
в) постоянный акт божественного творения
г) произвольное бессистемное становление
38.Диалектический метод Гегеля позволяет вскрыть
а) законы развития
б) дуальную природу человека
в) причины разделения труда
г) несправедливый характер монархии
39.В каких пределах считал возможным использование диалектики Гегель?
а) как метод исследования единичного
б) как метод исследования всеобщего
в) как метод исследования особенного
г) как универсальный метод исследования
40.В отличие от формальной логики, диалектика Гегеля рассматривает формы мышления
а) в их неизменности и различии
б) в их тождестве
в) в их случайных взаимосвязях
г) в их субординации и связи
41.Что характеризует закон отрицания отрицания?
а) источник и движущие силы развития
б) направление процесса развития
в) общий механизм развития
г) все ответы верны
42.Противоречия, по Гегелю, существуют как
а) абсолютные
б) воображаемые
в) необходимый элемент развития
г) непреодолимые
43.Причину противоречий в познании Гегель усматривал в том, что
а) истина непостижима вообще
б) истина носит процессуальный характер
в) истина всегда является относительной
г) бытие по своей природе иррационально
44.Как в системе Гегеля трактуется случайность?
а) как то, что не имеет никакой причины
б) как то, что не имеет причины в самом себе
в) как один из возможных вариантов развития
г) как результат человеческой деятельности
45.Какие достижения в человеческой культуре позволяют мировой идее стать «духом-в-себе-и-для-себя»?
а) наука
б) философия
в) религия
г) искусство
д) все ответы верны
е) верны первые два ответа
46.Степень осознания какого понятия является показателем степени общественного развития у Гегеля?
а) анархия
б) демократия
в) техника
г) свобода
47.В какой временной точке Гегель размещал наивысшее состояние общественного развития?
а) прошлое
б) настоящее
в) будущее
г) считал его недостижимым состоянием
48.Социально-философские взгляды Гегеля определяются как
а) либерализм
б) религиозный фундаментализм
в) консерватизм
г) неоконсерватизм
49.Идея гражданского общества у Гегеля опирается на представление о таких составляющих его частях как
а) частная собственность
б) публичное судопроизводство
в) монархическое правление
г) разделение властей
д) все ответы верны
е) верны первые два ответа
50.Какая работа стала первой причиной размежевания учеников Гегеля?
а) «Жизнь Иисуса» Д.Ф.Штрауса
б) «Критика евангелистской теории» Б. Бауэра
в) «Мысли о смерти и бессмертии» Л. Фейербаха
г) «Критика сознания» Т. Габлера
51.Как полагали младогегельянцы, абсолютное реализуется в
а) бытии мирового духа
б) деятельности человечества
в) божественном провидении
г) бытии природы
52.Спор о природе евангельских рассказов, развернувшийся между Штраусом и Бауэром, по сути, выражал проблему
а) движущих сил истории
б) методологии исторического познания
в) справедливого социального устройства
г) практического применения диалектики
53.Выделите имена мыслителей, относившихся к школе младогегельянцев:
а) Ганс
б) М. Штирнер
в) Цешковский
г) К. Маркс
д) Ф. Энгельс
е) все ответы верны
ж) ни один ответ не верен
54.Критикуя тождество субъекта и объекта, как оно дано у Гегеля, Фейербах говорил, что здесь доказывалось
а) тождество бытия и мышления
б) тождество мышления самому себе
в) тождество материи и духа
г) тождество природы и истории
55.В гносеологии Фейербах являлся сторонником
а) сенсуализма
б) рационализма
в) диалектического метода
г) солипсизма
56.Фейербах полагал, что высшим предметом философии должен быть
а) вопрос об отношении сознания и материи
б) объективный мир природы
в) критика религии
г) человек
57.Фейербах утверждал, что сущность человеческого «Я» проявлена в:
а) самосознании человека
б) его волевых актах
в) целостности его тела
г) этических представлениях
58.Утверждая роль коммуникации между людьми как условия становления человеческого «Я», Фейербах тем самым подчеркивал, что человек является
а) родовым существом
б) биологическим существом
в) неоконченным творением природы
г) детерминированным внешними силами
59.Высшим типом коммуникации Фейербах считал
а) формальные пропозиции
б) миф
в) экономику
г) любовь
60.Анализируя сущность религии, Фейербах утверждал, что образ Бога – это образ
а) вымышленного существа
б) непреодолимого рока
в) отчужденной сущности человека
г) архаического патриарха
61.Согласно программе новой религии в учении Фейербаха, любовь к Богу должна быть заменена
а) научным планированием жизни человека
б) философией построения справедливого общества
в) любовью к человеку
г) любовью к природе
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
1.В «Философско-экономических рукописях 1844 года» Маркс поднимает проблему
а) первичного накопления капитала
б) социального неравенства
в) отчуждения труда
г) экспроприации прибавочной стоимости
2.Родовой характеристикой человека у Маркса и Энгельса выступает
а) капитал
б) труд
в) сознание
г) классовая борьба
3.Конечной фазой отчуждения труда в понимании Маркса является
а) отчуждение человека от человека
б) отчуждение произведенного продукта
в) отчуждение человека от собственной сущности
г) отчуждения человека от процесса производства
4.Какое противоречие обнаруживает Маркс в анализе отчужденного труда?
а) биологические потребности человека выступают как его сущность
б) противоречие между трудом и капиталом
в) несоответствие оплаты труда произведенной прибавочной стоимости
г) несоответствие производительных сил производственным отношениям
5.Когда, с точки зрения Маркса и Энгельса, люди начинают осознавать свою выделенность из природы?
а) с возникновением присваивающего хозяйства
б) с возникновением производящего хозяйства
в) с разделением на классы
г) с возникновением эксплуатации
6.От чего зависит образ мыслей индивидов с точки зрения Маркса и Энгельса?
а) от принятой в обществе системы моральных норм
б) от степени развития научных знаний
в) от вероисповедания
г) от того, что и как они производят
7.В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс выразили
а) свое отношение к революционным процессам
б) диалектические закономерности природы
в) схему товарно-денежного обращения
г) материалистическое понимание истории
8.В чем состоит реальный общий интерес индивидов, как это представлено в «Немецкой идеологии»?
а) в обеспечении их взаимосвязи
б) в удовлетворении классовых интересов
в) в обеспечении интересов индивида и его семьи
г) в осуществлении коммунистических отношений
9.Почему Маркс и Энгельс определяют государство как форму иллюзорного общего интереса?
а) поскольку правящий класс представляет свой особенный интерес как всеобщий
б) поскольку в действительности государство не является необходимым институтом
в) поскольку общий интерес в классовом обществе – фикция
г) поскольку в любом обществе реальны только частные интересы
10.Что выступает предметом исследования в социальных исследования Маркса и Энгельса?
а) классы
б) реальные индивиды
в) исторические типы культуры
г) экономические законы
11.Приведите следующие этапы в развитии человечества в соответствие с хронологией:
а) разделение труда (1)
б) образование государства (4)
в) появление классов (3)
г) появление собственности (2)
12.Какое условие является решающим для того, чтобы уничтожить социальную и экономическую несправедливость с точки зрения Маркса и Энгельса?
а) уничтожение государства
б) упразднение собственности
в) исчезновение разделения труда
г) переход на исключительно машинное производство
13.С какого рода хозяйствованием связано появление пролетариата?
а) с аграрным производством
б) с промышленным производством
в) с постиндустриальными общественными отношениями
г) с ремесленным трудом
14.В работе «Происхождение частной собственности, семьи и права» Ф. Энгельс опирается по преимуществу на исследования
а) Г.Л. Моргана
б) Ф. де Куланжа
в) К. Леви-Стросса
г) Э. Тейлора
15.С точки зрения Энгельса, жесткое отношение к женской измене в браке связано с
а) проблемой передачи права собственности
б) строгими моральными нормами в моногамной семье
в) особенностями формирования пуналуальной семьи
г) выделением гетеризма в особую сферу общественных отношений
16.В «Диалектике природы» Энгельс видит свою задачу в том, чтобы
а) создать руководство по диалектике
б) вывести диалектические законы
в) показать действенность диалектических законов в познании природы
г) обозначить противоречия в развитии естественных наук
17.Какие формы домарксистской диалектики выделяет Энгельс в «Диалектике природы»?
а) древнегреческая философия
б) немецкая классическая философия
в) французский материализм 18 века
г) средневековая патристика
д) все ответы верны
е) верны первые два ответа
18.Согласно формулировке Энгельса, диалектика – это наука о наиболее общих законах
а) социально-экономических отношений
б) биологической эволюции
в) всякого движения
г) мышления
19.Чем объясняются разные формы движения, которые выделяет Энгельс?
а) уровнем сложности организации материи
б) естественнонаучными закономерностями
в) субъект-объектными отношениями
г) феноменом араморфоза
20.Что, согласно Н. Бердяеву, содействовало идейному принятию марксизма в России?
а) развитое самосознание пролетариата
б) сохранение крестьянских общин
в) теория революционной борьбы
г) мессианская интерпретация
21.Почему Г. Плеханов считал революционную трансформацию в России преждевременной?
а) из-за политических разногласий с марксистами
б) по причине несформировавшегося пролетариата
в) по причине эффективных реформ Столыпина
г) в силу неадекватного понимания трудов классиков марксизма