История как наука: особенности, методология, источники.




ЛЕКЦИЯ 1.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ».

История как наука: особенности, методология, источники

Понятие «Отечество». Объект и предмет курса «Отечественная история»

История как наука: особенности, методология, источники.

 

Термин «история» древнегреческого происхождения. Он означал рассказ о прошлых событиях, о том, что исследовано, что изучено. Впоследствии этот термин стал применяться в латинском языке и распространился во всех странах Европы. Есть несколько значений понятия «история». В широком смысле слова история - это общий всемирный процесс развития человека, природы, культуры и других составных Бытия. Как процесс развития история - это множество больших и малых событий, которые происходили или происходят в бесконечном пространстве и времени. Под историей в более узком смысле слова понимается жизнь и развитие человеческого общества. История как процесс развития человечества возникает с появлением людей на Земле, выделением их из природного мира и формированием в первобытный коллектив. С этого момента люди как субъекты истории, начинают создавать материальные и духовные ценности, вести борьбу с окружающей средой и преодолевать противоречия, возникающие в обществе. История как процесс развития человечества имеет ряд особенностей: 1. В основе исторических событий находятся люди, которые пытаются реализовать свои замыслы и интересы. Поэтому история - это результат деятельности людей, которые преследуют свои интересы и реализуют свои цели. При этом алгоритм деятельности человека, обычно происходит по схеме: мысльдействие - результат. 2. Поступательное движение истории проявляется прежде всего в истории материального производства, его совершенствовании. Начиная с изготовления примитивных каменных производств, человечество постепенно переходило к изготовлению более сложных совершенных орудий. Одновременно происходили значительные изменения в социально-экономической жизни человека, общественных отношениях. 3. Вклад человека в исторический процесс во многом зависит от места которое он занимает в обществе и роли, которую играет в нем. Общественная иерархия людей – важный фактор их влияния на исторические события. "Несовершенный" человек оставляет после себя "несовершенную" историю. Путь, пройденный человечеством за сотни тысяч лет, свидетельствует, что: - во-первых, процесс его исторического развития имеет объективный характер; - во-вторых, на развитие общества влияют многие факторы, которые взаимодействуют между собой: прежде всего, производство материальных благ, 7 то есть средств для жизни человека; уровень развития производительных сил; географическое положение и т.д.; - в-третьих, материальная жизнь общества, как объективная сторона исторического процесса его развития, является первичным, а человеческое сознание - вторичным по отношению к нему. История общества проявляется в сознательной деятельности каждого человека, что составляет субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание человеческого коллектива является отражением его общественного бытия и прежде всего достигнутого в нем способа производства. Термином «история» обозначается также наука, изучающая прошлое человечества. История как наука имеет также ряд особенностей: - во-первых, объектом и предметом исторической науки является прошлое, и этим она существенно отличается от других наук; - во-вторых, историческая наука изучает жизнь людей и общества не как статическое явление, а как динамичное развитие. История изучает процесс непрерывных качественных изменений, прохождения определенных состояний развития, изменения одних явлений, событий другими; - в-третьих, историческая наука, в отличие от многих других гуманитарных наук теоретического характера является исключительно конкретной наукой. Потому что она изучает конкретные события и явления на основе конкретных источников; - в-четвертых, историческая наука имеет многоаспектный, разносторонний характер. Таким образом, предметом исторической науки являются ведущие тенденции и закономерности исторического развития природы и общества во всех проявлениях, аспектах, хронологической преемственности от древнейших времен до наших дней. Такое общее определение предмета исторической науки конкретизируется применительно к каждой исторической дисциплины. Методология изучения истории. Методология истории (от греческого metodos - путь исследования, способ познания и logos - слово, учение) – это система принципов, приемов и процедур формирования и использования методов исторического познания, а также учение об этой системе. То есть, методология – это учение об основополагающих принципах построения, формы и средства научного познания действительности. Основополагающими принципами исторического научного исследования является объективность и историзм. Объективность – это принцип подхода к характеристике, анализу любого явления, исторического факта с позиций объективного познания действительности, независимо от классовых, партийных или иных классификаций. Этот принцип требует от историка исследования событий, фактов только на основании научного подхода и сопоставления нескольких аналогичных фактов, что создает условия и предоставляет возможность с наибольшей вероятностью объективно подойти к их оценке. Вместе с тем в каждом историческом исследовании присутствует субъективный фактор. Историческое исследование – это всегда субъективное 8 отражение объективной реальности. Историзм. В соответствии с принципом историзма процессы развития объективного мира должны рассматриваться в том измерении, в котором они происходили в действительности. В принципе историзма усматривается один из критериев объективности, когда исторические явления описываются и объясняются с точки зрения их развития, эволюции. То есть, рассматривая явления, события на основе принципа историзма, надо исследовать как это явление или событие возникло, как они развивалось и во что трансформировалось. Историзм совпадает с объективностью и исключает любые искажения исторической науки. С методологией исторической науки непосредственно связаны методы исследования. Для исследования творческих задач историк использует различные методы исследования, которые обычно разделяют на три группы: общенаучные, специфически исторические и междисциплинарные. К общенаучным методам относятся исторический, логический и метод классификации (систематизации). Особенно важное значение в историческом исследовании имеют собственное исторические методы: хронологический, хронологическипроблемный, проблемно-хронологический, синхронный, диахронный (метод периодизации), сравнительно-исторический, ретроспективный. Нередко применяется еще и метод актуализации, когда историк пытается прогнозировать, давать практические рекомендации на основании «уроков истории» Историк-исследователь использует также и междисциплинарные методы, применяемые специалистами других наук (статистический, математический и другие методы). При изучении событий недавнего прошлого, участники которых еще живы, используется также метод конкретных социологических исследований (анкетирование, опросы и т.п.). Когда приходится изучать и учитывать настроения людей в осуществлении определенных событий, историк использует методы социальной психологии. Однако только комплексное применение различных методов, которые соответствует теме и характеру исследования, может обеспечить успешное ее усвоения. Источники изучения истории. Каждая наука основывается на собственной базе источников. Собственную базу источников имеет и историческая наука. Под историческими источниками понимают комплекс памятников прошлого, носителей исторической информации, составляющей ключевую базу исторической науки в целом и ее отдельных разделов (истории Древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени, истории отдельных обществ, государств и т.п.), а также научных исследований (монографий, статей, диссертаций и т.п.). Специфика исторического знания заключается в том, что историки получают его опытным путем, не напрямую, а опосредованно, с помощью 9 исторических источников. Долгое время господствовало мнение, что источниками могут быть только письменные памятники исторического содержания - хроники, летописи и тому подобное. В эпоху Просвещения в XVIII в. европейская историческая наука начинает понимать, что невозможно ограничить источниковую базу только письменными источниками историографического характера. В современном источниковедении сложилось представление об исторических источниках как о памятниках прошлого, возникших в результате человеческой деятельности в духовной, материальной, природной сферах и, которые несут в себе информацию об этой деятельности. Согласно этому определению, различают несколько типов исторических источников: 1. Вещественные источники изучения истории, то есть памятники материальной культуры. К ним можно отнести археологические находки (орудия производства, предметы быта, монеты и т.п.), архитектурные сооружения и др. 2. Этнографические источники - памятники, в которых находим сведения о характере и особенностях быта, культуры, обычаев того или иного народа. 3. Лингвистические источники, то есть сведения по истории развития языка. 4. Устные источники – народные песни, исторические думы, предания, легенды, народные пословицы, поговорки и др. 5. Письменные источники, которые являются основой исторических знаний. Письменные источники, в свою очередь, можно разделить на две основные группы: – актовые материалы - то есть источники, которые являются следствием деятельности различных учреждений, организаций и официальных лиц; – повествовательные памятники - летописи, воспоминания, дневники, письма, записки, публицистические, экономические, литературные и другие произведения. Итак, глубокое, систематическое изучение истории возможно лишь на основе широкого и всестороннего использования различных исторических источников. 2. Понятие «Отечество». Объект и предмет курса «Отечественная история» В научной литературе нет четкого, однозначного определения понятия «Отечество». В электронной энциклопедии «Википедия» отмечается, что понятие «Отечество» обозначает страну предков (отцов) человека. «Словарь русского языка» С. И. Ожегова понятие отечество определяет как «страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит». По В. И. Далю, «Отечество» — «родная земля, отчизна, где кто родился, вырос; корень, земля народа, к коему кто, по рожденью, языку и вере, принадлежит; государство в отношении к подданным своим; родина в обширном смысле». 10 С. Н. Булгаков, русский религиозный философ, рассматривал «Отечество» как «только расширенное понятие отцовства и сыновства, собрание отцов и матерей, породивших и непрерывно порождающих сыновство», тем самым подчеркивая идею нации как реальное и кровное единство. Слово «Отечество» в русском языке до XVII в. значило не только «страна отцов», но также «род»; «избранная страна»; и «наследственные, родовые права». Слово «отчизна» того же происхождения, но более позднее; по данным лингвистов, его терминологизация также завершилась к XVII в. Понятие «Отечество», «Отчизна» широко распространено в индоевропейских языках: русское слово семантически соответствует словам во многих других славянских языках (польск. ojczyzna, укр. вітчизна и др.), лат. patria (откуда патриотизм) и родственным романским словам, а также англ. fatherland и нем. Vaterland. Таким образом, понятие «Отечество» включает несколько составляющих. Мы рассматриваем Отечество как политическую, социальную и культурную среду, в которой живет и трудится данный народ; страна, где человек родился и гражданином которой он является; исторически принадлежащая данному народу территория. Как общественное явление Отечество охватывает социальный и государственный строй, политические отношения, культуру, духовные ценности, особенности языка, быта, нравов и обычаев. Мы исходим из того, что это понятие имеет также эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм). Главное в содержании понятия «Отечество» – родной народ (соотечественники) в его неповторимом этническом своеобразии, родной язык, культура, литература, история, нравственные ценности. Иногда понятие «Отечество» рассматривают как синоним понятия «Родина». На наш взгляд, между ними много общего, но есть и сушественное отличие. Родина (происходит от славянского — род; укр. роди́на — «семья») – это место рождения человека, его родная земля. Место рождения иногда называют «малой Родиной». В этой формулировке есть определенный смысл – конкретизация значения слова, непосредственное название места, где человек появился на свет. Понятие «Отечество» имеет более широкое духовное значение, оно включает несколько составляющих, отражающих отношение человека к отчему краю как к земле предков, его связь с историческим прошлым и настоящим целого народа. В понятие «Отечество» входит и географическое место («малая родина»), то есть то место, где человек родился и вырос, где сформировался как личность, то место, к которому он испытывает особое чувство. Слово «Отечество» (как и «Родина», «Отчизна») часто пишется с прописной буквы, причём такая традиция восходит в России к XVIII веку. Согласно ломоносовской традиции, слово «Отечество» пишется с прописной буквы всюду, за исключением трагедий и словосочетания «Отец отечества». Объектом изучения курса «Отечественная история» является формирование и развитие общества на территории Донецкого бассейна. 11 Территорию Донбасса составляют земли Подонцовья и Приазовья; до недавнего времени большая их часть входила в состав Донецкой и Луганской областей. По природно-климатическим условиям регион объединяет степную и лесостепную зоны. Тут преобладают плодородные почвы (чернозем), благоприятные для выращивания зерновых и технических культур. В степи хорошие условия для развития животноводства. Через этот регион издавна проходили важные торговые пути из Европы в Азию, с севера Европы на юг. Он и сейчас сохраняет высокий транзитный потенциал. Донбасс имеет выход в Азовское море. Главные реки – Северский Донец, Самара, Волчья, Кальмиус – принадлежат к бассейнам Черного и Азовского морей. Донецкий бассейн богат на полезные ископаемые, ставшие основой бурного развития отечественного промышленного производства. До начала XXI века он оставался наиболее индустриально развитым регионом Украины. В силу исторических условий земли Подонцовья и Приазовья стали регионом межэтнического взаимодействия представителей многих этносов – носителей различных культур, традиций, религий. В истории региона отражены целые периоды их сложных взаимоотношений (экспансия восточных кочевых племен, нашествие Орды и появление «Дикого поля», агрессия крымских татар и вытеснение ими православного, земледельческого населения). В новое время Подонцовье и Приазовье являлись российско-украинским пограничьем. Речь Посполита, в состав которой входили украинские земли, не решала проблемы защиты этого региона от внешней агрессии. Российское государство проявило заинтересованность в продвижении своих юго-восточных границ далее на юг, к Азовскому морю. Так Донецкий регион приобрел значение геополитического региона. К концу XVIII в. Донбасс стал частью Новороссии, нового макрорегиона Российской империи, сыгравшего в ХІХ-ХХ вв. роль локомотива модернизационных процессов. Исторические условия, в которых происходили процессы становления Донецкого бассейна, способствовали формированию многонационального, многоконфессионального состава населения края. К настоящему времени в Донбассе проявляются определенные признаки новой межэтнической общности. Предметом изучения курса «Отечественная история» составляют закономерности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества на землях Донбасса с древнейших времен до сегодняшнего дня. История становления и развития Донбасса рассматривается в контексте истории Украины, России и других соседних государств. Задачи данного курса можно определить как воспитательные и познавательные. Изучение истории Донецкого региона не только углубляет знания студентов, расширяет их кругозор, но и способствует формированию гражданина – патриота своего Отечества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: