Всероссийская олимпиада школьников по экономике. 2019-2020 учебный год. Школьный этап
Классы
Задание 1.Тест.
Раздел I. (15 вопросов, 15 баллов).
Выберите правильный ответ (да-нет). (1 балл за верный ответ, 0 баллов при неверном ответе)
1. Если исследуется экономика как целостная система, то это - макроэкономический анализ.
1) да; 2) нет.
2. Простое воспроизводство – возобновление производства в расширенных размерах
1) да; 2) нет.
3. Если цены на импортные товары выросли, то наиболее вероятно, что это вызвано падением совокупного спроса.
1) да; 2) нет.
4. Экономическая теория включает в сферу своего изучения все системы, кроме плановой экономики.
1) да; 2) нет.
5. Проблему ограниченности ресурсов может решить каждое домохозяйство, если будет экономно расходовать средства.
1) да; 2) нет.
6. Скорость обращения денег никак не связана с величиной предложения денег в стране.
1) да; 2) нет.
7. Рыночная экономика является идеальной формой организации хозяйственной деятельности.
1) да; 2) нет.
8. Автомобильный рынок – это типичный пример рынка совершенной конкуренции.
1) да; 2) нет.
9. Постоянные затраты существуют только в краткосрочном периоде.
1) да; 2) нет.
10. Положительное значение чистого экспорта стимулирует рост величины чистых зарубежных инвестиций.
1) да; 2) нет.
11. Постоянные затраты фирмы – это затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции.
1) да; 2) нет.
12. Существуют ли виды деятельности, заниматься которыми предпринимателям запрещено.
1) да; 2) нет.
13. Инфляция в любом случае равносильна снижению реальных доходов.
1) да; 2) нет.
14. Все точки, лежащие под КПВ, соответствуют неэффективному использованию ресурсов.
|
1) да; 2) нет.
15. Если Центральный банк увеличивает денежную массу, скорость обращения денег возрастает (при прочих равных условиях). 1) да; 2) нет.
Раздел II. (10 вопросов, 20 баллов).
Выберите только один правильный ответ. (2 балла за верный ответ, 0 баллов при неверном ответе)
Бумажные деньги отличаются от кредитных тем, что...
1) бумажные деньги имеют принудительную покупательную способность;
2) бумажные деньги – это наличные, а кредитные деньги существуют в форме записей на банковских счетах;
3) бумажные деньги предназначены для оплаты недорогих товаров, а кредитные – при оплате дорогостоящих товаров;
4) всем перечисленным выше; 5) нет верного ответа
Снижение общего уровня цен называется...
1) инфляцией; 2) дефляцией; 3) симуляцией; 4) дезинфляцией; 5) нет верного ответа
Если бухгалтерская прибыль равна нулю, то экономическая прибыль...
1) положительна; 2) отрицательна; 3) равна нулю; 4) может быть отрицательной или нулевой 5) нет верного ответа
Валютный курс, формируемый без вмешательства ЦБ в деятельность валютного рынка, называется...
1) номинальным валютным курсом; 2) свободно плавающим валютным курсом;
3) реальным обменным курсом; 4) фиксированным валютным курсом; 5) нет верного ответа
Возвратность, срочность, платность и гарантированность являются основными чертами...
1) финансовых отношений; 2) кредитных отношений; 3) денежных отношений;
4) валютных отношений; 5) налоговых отношений
От внезапной инфляции, прежде всего, получают выгоду...
1) вкладчики; 2) пенсионеры; 3) люди, занявшие деньги; 4) владельцы облигаций Государственного займа; 5) кредиторы
|
Что включает в себя понятие «факторы производства»?
1) деньги; 2) основные оборотные фонды; 3) труд, земля, капитал; 4) акции, облигации; 5) нет верного ответа
Что является высшим органом управления акционерным обществом открытого типа?
1) Правление; 2) Главный; 3) Собрание акционеров; 4) Совет директоров; 5) нет верного ответа
Плата за использование капитала называется...
1) доходом; 2) рентой; 3) процентом; 4) прибылью; 5) выручкой
Продажа товара по искусственно заниженным ценам называется...
1) ценовой дискриминацией; 2) монопсонией; 3) клирингом; 4) демпингом; 5) маркетингом
Тест. Раздел III. (3 вопроса - 15 баллов)
(3 балла за верный ответ и 0 баллов при неверном ответе)
Выберите все верные ответы
В каких ситуациях спрос будет производным?
1.рост спроса на чемоданы привел к росту спроса на авиабилеты;
2.рост спроса на авиабилеты привел к росту спроса на чемоданы;
3.рост спроса на авиабилеты привел к росту спроса на труд авиадиспетчеров;
4.рост спроса на авиабилеты привел к росту спроса на запасные части к самолетам;
5.все ситуации описывают производный спрос.
Какие из перечисленных событий относятся к макроэкономике
1.санкции ЕС направленные против России привели к росту цен в стране;
2.санкции ЕС направленные против России привели к росту цен на рынке яблок;
3.падение мировых цен на нефть привело к снижению доходов государственного бюджета в России;
4.падение мировых цен на нефть привело к необходимости секвестра госбюджета (от лат.Seqvestro — сокращение расходов по отдельным статьям или всего государственного бюджета. Обусловливается разными причинами: просчётами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств и др.);
|
5.падение мировых цен на нефть привело к необходимости сократить добычу нефти.
3.Спрос на продукт монополиста Qd= 2400 – 4P. Фирма продает такое количество продукта, что эластичность спроса равна Ed = -3. Средние переменные издержки не зависят от объема производства и составляют 200 у.е
1.фирма не может увеличить прибыль;
2.эластичность спроса составит Ed = -2, если фирма будет максимизировать выручку;
3.фирма продает 600 единиц продукта по цене 450 у.е.;
4.средние общие издержки убывают при любом объеме производства;
5.чтобы увеличить прибыль фирме надо увеличить производство на 200 единиц.
4. Рост спроса на труд в отрасли может иметь место в случае:
1.снижения спроса на продукцию, выпускаемую при помощи этого труда;
2.увеличения цены продукции, выпускаемой при помощи этого труда;
3.увеличения числа людей, предлагающих свои услуги на рынке труда;
4.увеличения цены закупки капитала; 5.увеличения минимального уровня оплаты труда.
5. При прочих равных условиях уровень безработицы в стране снизится, если:
1.вырастет численность экономически активного населения;
2.снизится численность экономически активного населения;
3.некоторое количество безработных трудоустроится благодаря усилиям службы занятости;
4.некоторое количество работающих граждан выйдет на пенсию;
5.некоторое количество безработных уедет из страны.
Задание 2. Задачи.
Задачи (всего 45 баллов)
Задача 1. (15 баллов).
Известно, что для выпуска единицы продукции необходимо 6 единиц фактора Аи 2 единицы фактора В. Единица фактора А стоит 5 рублей, а единица фактора В стоит 20 рублей. Ресурсы могут использоваться только в заданной фиксированной пропорции так, что для увеличения выпуска в n раз необходимо увеличить использование каждого ресурса также в n раз. Никаких других ресурсов фирма не использует. Спрос на ее продукцию Qd = 600 - 2Р. Определить оптимальный выпуск фирмы и объем оптимальной прибыли.
Задача 2 (12 баллов)
Потребитель максимизирует свою ожидаемую полезность при покупке трех товаров: А, В и В. Маржинальная (предельная) полезность товара А составляет 20 ютилей. Цена единицы товара А равна 10 рублям. Маржинальная полезность товара Б составляет 40 ютилей, цена единицы товара В равна 20 рублям. Определите цену единицы товара Б и маржинальную полезность товара В.
Задача 3 (12 баллов)
Определите реальную годовую ставку процента по вкладу, если номинальная ставка процента составляет 4% в квартал и начисляется по сложной схеме, а полугодовой темп инфляции равен 6%. (Все числа в вычислениях следует округлить до третьего знака после запятой.)
Задача 4. (6 баллов)
Население страны составляет 100 млн. человек. Численность занятых –50% от всего населения. В качестве безработных зарегистрировано 8% от занятых. Численность нетрудоспособных - 36 млн.человек, а обучающихся с отрывом от производства – 6 млн. человек. Численность неработающих и нежелающих по каким-либо причинам работать составляет 4 млн. человек. Определить уровень безработицы в стране (округлить до десятых).