План-конспект урока по предмету «История»
Тема: Международные отношения накануне Второй мировой войны. Внешняя политика СССР в 1930-е г.г.
Цели урока:
1. Развивающие:
- продолжить развитие навыков логического и критического мышления, умения делать вывод, работать с учебником, картой, документами, составлять логические схемы и таблицы.
· продолжить формировать у обучающихся самостоятельность в умении делать выводы, приводить аргументы в защиту своей позиции;
· формировать познавательный интерес к предмету, теме с помощью решения неожиданной и нестандартной проблемной ситуации.
2. Обучающие:
· дать представление об основных моментах внешней политики мировых государств накануне Второй мировой войны;
· рассмотреть понятия «аннексия», «система коллективной безопасности», «Мюнхенский сговор», «Пакт Молотова-Рибентроппа».
3. Воспитывающие:
· развивать культуру речи, умение спорить и корректно высказывать свою точку зрения;
· формировать гражданскую ответственность и духовность, нравственные убеждения обучающихся на основе личностного осмысления исторического цивилизационного опыта (беседа с участником ВОв), восприятия идей гуманизма, патриотизма и интернационализма.
Вид урока: изучение нового материла с помощью постановки проблемной ситуации.
Форма урока: комбинированный.
Основные понятия: 1 сентября 1939 г. – начало II мировой войны.
1 сентября 1939 г. «Закон о всеобщей обязанности».
28 сентября 1939 г. Договор «О дружбе и границе» между СССР и Германией
30 ноября 1939 г. – 12 марта 1940 г. – советско-финляндская война.
Оборудование урока: учебник «История России ХХ – начало XXI века» &27 – 28, карты – ''Европа в первой половине ХХ века'', ''Начало Великой Отечественной войны'', наглядно-иллюстративный материал – ''Статистика войны'' (таблица).
|
План урока:
1. Актуализация знаний учащихся (вступительное слово учителя, постановка проблемной ситуации).
2. План изучения нового материала.
2.1«Дружба» с фашистской Германией.
2.2 «Сфера интересов» СССР.
2.3«Обороноспособность Красной армии в начале второй мировой войны».
Ход урока.
Учитель: Война… Едва ли не самое страшное бедствие на земле. Стоны раненых и крики о помощи, убитые люди, животные, искореженные техника и деревья, грохот и дым взрывов, пламя пожаров…
Война бывает разная – захватническая, освободительная, отечественная, открытые военные действия и деятельность разведок – но любые военные действия несут в себе разруху и смерть многих тысяч человек.
Вспоминая события первых десятилетий ХХ века, подумайте, какие из них могли привести к войне. Войне страшной, наиболее кровавой и длительной в истории человечества. Войне, получившей название – Вторая Мировая.
Ответы обучающихся… (Становление тоталитарных режимов в Италии и Германии, стремление Германии к реваншу после Первой Мировой войны, противоречивость Версальско-Вашингтонской системы международных отношений, Мировой экономический кризис, революция в России и образование СССР, передел сфер влияния, национально-освободительные движения…)
Учитель: XX век принес человечеству две мировые войны – войны жестокие, войны – главной целью которых были территориальные захваты. В итоге этих войн мир разделился на долгие годы на два противостоящих друг другу блока.
|
Перед вами на партах таблицы – ''Статистика войны'', из которой мы узнаем, что за последние 3400 лет на земле всеобщего мира было лишь 250 лет. Эти цифры свидетельствуют об активной внешней политике как мировых держав, так и более мелких (по территории и значимости) государств.
Наша цель сегодня: определить и обосновать выбор союзников со стороны СССР в сложной международной обстановке второй половины 30-х г.г. ХХ века. Вам поможет не только работа с учебником, но и рассказ нашего гостя – ветерана Великой Отечественной войны …….
Изучение нового материала
1. «Дружба» с фашистской Германией.
Работа с классом: Вспомните, какое событие произошло 23 августа 1939 года?
- Объясните, почему подписание советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 года называют поворотным пунктом в международных отношениях?
- Возможно ли было иное развитие событий? Почему оно не состоялось?
- В соответствии с секретными протоколами 1 сентября 1939 года Германия начала войну против Польши.
(Вечером 31 августа 1939 года группа эсесовцев ворвалась в здание радиостанции пограничного с Польшей немецкого города Глейвиц. Сделав перед микрофоном несколько выстрелов, они зачитали текст на польском языке, призывающий поляков к войне против Германии. Для большей убедительности здесь же было расстреляно несколько немецких уголовников, переодетых в польскую форму.
Использовав глейвицкую провокацию как предлог для нападения, части вермахта вторглись на территорию Польши).
Учитель:1 сентября 1939 года спустя всего неделю после подписания пакта произошло нападение фашистской Германии на Польшу. НАЧАЛАСЬ ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.
|
– В ТЕТРАДЯХ: 1 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА – НАЧАЛО II МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
Однако союзники Польши не оказали ей никакой реальной поддержки. На Западном фронте началась так называемая «странная война» - враги стояли друг против друга, но боевые действия не велись.
В это же время немецкие танковые колонны стремительно продвигались вглубь Польши, осуществляя план молниеносной войны. Уже 16 сентября немцы, прорвав польский фронт, вышли к Варшаве. 17 сентября 1939 года Советские войска в соответствии с секретным протоколом вступили на территорию Польши (Западной Украины, Западной Белоруссии). Было объявлено, что главная задача заключается в освобождении земель, населенных «братскими народами» - украинцами и белорусами. Дальнейшее сопротивление Польши стало бессмысленным. 17 сентября польское правительство покинуло страну.
22 сентября 1939 года в захваченном у Польши городе Бресте состоялся Советско-германский парад. Парад советских и германских войск – один из самых малоизученных фактов II мировой войны. Споры о нем идут до сих пор.
Есть две точки зрения на этот парад:
1) Это был парад, который продемонстрировал всему миру дружбу, скрепленную кровью при взятии Польши.
2) Просто передача города Советским войскам.
Учитель: 28 сентября 1939 года сразу после завершения военных операций в Польше Риббентроп и Молотов подписали в Москве новый договор «О дружбе и границе» и новые секретные протоколы, в которых Германия признавала права СССР на Литву.
- В чем суть этого договора? Был ли он необходим?
Ответы уч-ся: 1. Я думаю, что СССР и Германия становились союзниками. 2. Это соглашение должно было еще более укрепить безопасность государства на ближайшее время, так как окончательно был решен вопрос с границами.
Учитель: Война – это всегда трагедия.
В ходе операций на территории Польши в советский плен попали тысячи польских военнослужащих. Фактически был захвачен весь офицерский корпус Польши. Судьба 20 тысяч человек оказалась трагической – все они были расстреляны по приказу НКВД в районе Катыни, под Тверью и др. местах. «Катыньская трагедия» - такое название получило это событие в истории II мировой войны.
«Сфера интересов» СССР.
Учитель. СССР необходимо было найти нового союзника. Кто им стал? Почему Германия?
Как мы выяснили во второй половине 1930-х г.г. наблюдается две противоречивые тенденции в системе международных отношений:
1. Создание «системы коллективной безопасности» (инициатива исходит от СССР).
2. «Политика умиротворения агрессора» (инициатива исходит от Англии и Франции).
Почему же не удалось создать единый фронт противодействия агрессии фашисткой Германии и ее союзников? (По ходу обсуждения совместно с обучающимися заполняется таблица).
Почему западные страны не доверяли СССР? | Почему СССР не доверял западным странам? |
Не осознали глобальной угрозы нацизма. Проводили «политику умиротворения агрессора». Стремились, в первую очередь, отвести угрозу от своих стран. Боялись активизации левых движений. Не доверяли противоречивой политике СССР. («идея мировой революции») | Разница политических режимов. (демократия Запада и тоталитаризм СССР) Отрицательное отношение советского руководства к демократическим методам управления. Двойственная политика Западных стран. («Мюнхенский сговор») |
«Обороноспособность Красной армии в начале второй мировой войны».
Про обороноспособность СССР накануне ВОВ прочитает доклад Андреева Е.
Учитель: Обороноспособность Красной армии в начале второй мировой войны оставляла желать лучшего.
В докладе наркома обороны К. Ворошилова говорится, что война с Финляндией выявила много серьезных недостатков, а именно:
1. Слабую боевую подготовку войск.
2. Недостаточное обеспечение армии автоматическим оружием, минометами, артиллерией.
3. Отсутствие дорог.
4. Плохо поставленное дело военной разведки.
5. Надежды на молниеносную войну не оправдались.
6. Репрессии 1937-1938 гг. командиров Красной Армии продемонстрировали низкие навыки управления войсками.)
Какой вывод из этой войны о состоянии боеготовности сделали бы вы? ( страна к войне не готова, нужно укреплять ее обороноспособность).