Периодизация античной философии
Античная греческая и греко-римская философия имеет тысячелетнюю историю - с VI в. до н.э. по 529 г. н.э., когда византийским императором Юстинианом (482/483-565) были закрыты языческие школы, где преподавалась философия.
Различают следующие этапы становления греческой философской мысли и проблематики философствования:
натуралистический период (VI-V вв. до н.э.): проблемы физиса и космоса, школы: ионийская, пифагорейская, элейская, плюралисты и физики-эклектики;
гуманистический период (середина V - 1-я половина IV в. до н.э.): опыт определения сущности человеческого бытия, школы: Сократ, софисты;
синтетический период (конец V - конец IV в. до н.э.): открытие сверхчувственного мира, школы: академия Платона, лицей Аристотеля;
период эллинистических школ (эпоха Александра Македонского (2-я пол. IV в. до н.э.) - до конца языческой эры (V-VI в. н.э.)): решение проблем трагического человеческого существования, школы: киники, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики;
религиозный период (середина III - середина VI в.): мистически-интуитивное познание высшего, освобождение человека от гнета материального, аскеза как путь философии и жизни, школы: неоплатонизм;
христианский период (I-III вв. - VI-VII вв.): опыт рационального определения догм новой религии в языке категорий греческой философии. Однако победа религиозного христианского мировосприятия была, по сути, преодолением способа мышления древних греков. Это подготовило почву для средневековой цивилизации.
Софийный характер первоначального знания о сущем
В учении Платона софия - это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий - философией.
|
В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.
Культурно-исторические предпосылки и условия формирования философии в Древней Греции.
Зарождение древнегреческой философии: условия и предпосылки.
Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого
являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в
Древней Греции наука.
Скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к
|
железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных
структур, возникновение первых государств, рост оппозиции традиционной
религии и ее идеологам в лице сословия жрецов, критика нормативных
нравственных установок и представлений, усиление критического духа и рост
научных знаний – вот некоторые факторы, их которых складывалась духовная
атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии.
В античной Греции философия формируется в тот период, когда смысл
человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой,
когда прежние традиционно-мифологические представления рабовладельческого
общества обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять
новые мировоззренческие запросы.
Кризис мифологического сознания был вызван рядом причин. Главную роль здесь
сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX – VII веках
до н.э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение
греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост
народонаселения и прилив его в города. В результате развития торговли,
мореходства, колонизаций новых земель расширялся географических горизонт
греков, Средиземное море стало известным до Гибралтара, куда достигали
ионийские торговые суда, а тем самым гомеровское представление о Вселенной
обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и
контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев,
|
нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их
собственных социальных и политических установлений. Эти факторы
способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к
кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.
В Греции в VI веке до н.э. происходит постепенное разложение традиционного типа
социальности, предполагавшего более или менее жесткое разделение сословий,
каждое из которых имело свой веками устоявшийся уклад жизни и передавало как
этот уклад, так и свои навыки и умения из поколения в поколение. В качестве той
формы знания, которая была общей для всех сословий, выступала мифология; и хотя
каждая местность имела своих собственных богов, по характеру своему и способу
отношения к человеку эти боги принципиально друг от друга не отличались
Социально-экономические изменения, происходившие в VII – VI веках до н. э.,
вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида
выработки новой жизненной позиции. Философия и была одним из ответов на это
требование. Она предлагала человеку новый тип самоопределения: не через
привычку и традицию, а через собственный разум