Социально-экономическое значение туризма (внутреннего, въездного, выездного)




 

С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, и автомобилей. В 2002 году каждое 15-е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма. [3]

В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.

Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях. Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.

Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии - это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов.

Итак, влияние туризма на экономическую жизнь страны заключается в следующем. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.

Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых белорусскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.

Особенность туризма (въездного, выездного, внутреннего) заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Специфика туристского потребления состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры и т.д., стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

Большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственный и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, курортный, таможенный и другие сборы.

А теперь приведем примеры социального значения туризма. Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

Туризм (въездной, выездной, внутренний) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Эффективность туризма в восстановлении сил и трудоспособности человека, и следовательно, психофизиологических ресурсов всего общества, заключается в разнообразии и активности видов туристской деятельности.

Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.

Туризм оказывает влияние на повышение уровня жизни населения туристских регионов, обеспечивая приток денежных средств, увеличивая доходы предприятий туриндустрии и ее работников, развивая хозяйственную деятельность региона, направленную на туристов и местное население.

 

Социальный туризм

 

Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определяет социальный туризм как "путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды", при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро международного молодежного туризма (БММТ "Спутник") ЦК ВЛКСМ. Объем обслуживания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ "Спутник" в том же году составил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г) при численности работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путевки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались профсоюзами и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального туризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей приверженности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация социального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро социального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной туристской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО официально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г): "Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых".

Монреальская декларация "К гуманному и социальному ведению туризма", принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там "дизайнером общества и двигателем экономического развития".

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая многодетные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществления ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социальной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструктуры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни миллионов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В статье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: "К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, федерация, бесприбыльная организация и т.д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли". Принадлежность к организациям социального туризма должна подтверждаться условиями, изложенными ниже.

Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих уважению и развитию человека.

Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добавленная стоимость неэкономического характера.

Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указываются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным социальным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улучшение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

Управление кадрами отвечает требованиям социального законодательства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и международном уровнях.

Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со значительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

информационные и психологические проблемы, с которыми сталкиваются отдыхающие в системе социального туризма;

растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

формы оказания материальной помощи клиентам социального туризма и ряд других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующимся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, которые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некоторых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассоциация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.

Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью защищенности от подделки. В своем исполнении они представляют собой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.

Для успешного функционирования системы отпускных чеков необходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов:

1. наличие агентства, уполномоченного производить не необходимые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);

2. оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия профсоюзы);

3. носителей и пользователей чеков (отдельные физические лица);

4. предприятий обслуживания по отпускным чекам.

Основные принципы функционирования данной системы заключается в следующем:

1. определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на требуемую сумму.

2. оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные).

3. работник предприятия рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку.

4. полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, магазины и т.д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия

Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный расход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания.

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т.е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.

В силу экономических и социальных проблем создание систем "отпускных чеков" и социального туризма в России в ближайшее время представляется достаточно проблематичным, так же, как и принятие проекта Федерального закона "О социальном туризме", обсужденного в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне 1998 г.

"Закон о социальном туризме" не получил поддержку думского большинства.

Вот основные положения Проекта Федерального Закона "О социальном туризме", который, как ожидается, будет слушаться в феврале-марте 2005 года.

С целью поддержки и развития социального туризма, большей его доступности для слабозащищенных социальных слоев и привлечения инвестиций в эту сферу государство предусматривает для предприятии, учреждении, организации и граждан, вкладывающих собственное имущество и средства, свои интеллектуальный продукт в развитие социального туризма в России, следующие преимущества:

при лицензировании в сфере социального туризма лицензионный сбор не взимается при наличии профессионального образования, специальной подготовки и аттестации работников социального туризма;

осуществляется безвозмездная целевая сертификация;

вводится шкала размеров налогообложения, пошлин и иных сборов на услуги, оказываемые учреждениями социального туризма, в том числе при реализации отрывного талона, отпускного чека, членской карты, маршрутного листа и маршрутной книжки участника социального туризма на туристско-оздоровительные и экскурсионно-познавательные мероприятия, а также работы и услуги по производству, тиражированию, прокату туристско-спортивного инвентаря и туристской продукции, а также по налогам на имущество организаций социального туризма, на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы;

освобождаются от налогообложения земли, занятые объектами социального туризма;

при оказании туристских услуг социального характера налог на добавленную стоимость на социальный туристский продукт преобразуется в не подлежащую налогообложению социальную туристскую ренту, полностью направляемую на поддержку и развитие социального туризма;

не признается объектом налогообложения и не подлежит налогообложению реализация на территории РФ туристских товаров, работ и услуг при условии их финансирования исключительно и непосредственно за счет займов, кредитов или безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными и общероссийскими общественными организациями или физическими лицами, межгосударственными или социально-экономическими организациями (в рамках социального партнерства), одной из сторон кото-рых является РФ или общероссийская общественная организация, общероссийский орган управления в социальном туризме...;

образовательные учреждения социального туризма освобождаются от налога на имущество, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, земельного налога, транспортного налога, налога на пользователей автомобильных дорог, от сбора на нужды образовательных учреждений;

осуществляется также иная государственная поддержка участников социального туризма, включая использование средств Фонда социального страхования при осуществлении туристско-оздоровительных мероприятий.

Источниками финансирования и материальной поддержки социального туризма являются:

средства, получаемые в результате туристской и иной деятельности организаций социального туризма, от использования нематериальных активов туристских организаций (патентов, ноу-хау, товарного знака и другие);

платежи в виде социальной туристской ренты, по договорам между работниками и предпринимателями, между туристскими и другими организациями, фондами;

доходы, получаемые по процентам от льготных кредитов, выделяемых субъектам малого предпринимательства в социальном туризме;

добровольные взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в поддержку социального туризма;

средства, выделяемые государством для поддержки и развития социального туризма в соответствии с законодательством Российской федерации.

1. Организации и органы управления в социальном туризме вырабатывают с учетом общественных стандартов способы и формы самофинансирования, систему собственных льгот, предназначенных для поддержки социального туризма, осуществления ею программ.

2. Материальной основой для этого являются средства, получаемые из источников, указанных в настоящем Законе.

3. Предусмотренная настоящим Федеральным законом социальная туристская рента, направляемая на финансирование усилий по поддержке и развитию социального туризма, может быть использована только по прямому назначению.

4. Социальная туристская рента образуется:

посредством хозяйственного использования уникальных, лучших и средних по качеству туристских ресурсов;

при оказании туристских услуг социального характера. путем преобразования налога на добавленную стоимость на социальный туристский продукт в не подлежащий налогообложению источник самофинансирования социального туризма.

5. Социальная туристская рента распределяется на основании заключенного в каждом конкретном случае рентного договора. Типовая форма рентного договора определяется Министерством финансов Российской Федерации.

6. Рентные отчисления по социальной туристской ренте поступают:

а) организациям социального туризма - в размере 50%;

б) федеральным или региональным органам исполнительной власти или органам местного самоуправления. в размере 40%;

в) общероссийскому органу управления в социальном туризме. в размере 10%.

7. Целевые размеры социальной туристской ренты, установленные настоящим Федеральным законом, указываются в отрывном талоне, отпускном чеке, членской карте участника социального туризма.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: