Методология и методика контент-анализа.




Контент-анализ (англ. content analysis – анализ содержания) – количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.

Принято считать, что контент-анализ состоит из трех основных этапов: 1) выделяются единицы анализа, которые затем сводятся в категории анализа и переводятся в машиночитаемый вид; 2) проводится подсчет частотных распределений, применяется математический аппарат для выявления взаимосвязей единиц анализа; 3) осуществляется интерпретация полученных результатов.

Методолого-методическая часть программы разбивается на три этапа. Первым шагом будет определение системы категорий анализа, вторым – соответствующая им единица анализа текста, а третьим – установление единиц счета, т.е. количественной меры единиц анализа (их еще называют индикаторами контент-анализа), позволяющей регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте.

В настоящее время различается четыре методологии контент-анализа: грамматический (лингвистический) - по размеру абзацев, длине фраз, порядку слов в предложении, метрическому составу и другим формальным признакам языка; семантический (социо­логический) - по экспертным оценкам содержания; документалистический (кибернетический) - по параметрам языка, текста и документа как сообщения (дескрипторы и их нагрузка, компакт­ность, информационная плотность, аспектность, проточность, физический и информационный объемы, информационная ем­кость и информативность); цитационный - анализ библиографи­ческих ссылок в документе.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработ­ки ряда исследовательских инструментов. Разные специалисты и источники называют неодинаковое число таких документов. По мнению СИ. Григорьева и Ю.Е. Растова, их должно быть пять: 1) классификатор контент-анализа; 2) протокол итогов анализа (он еще называется — бланк контент-анализа); 3) регистрационная карточка (кодировальная матрица); 4) инструкция исследователю, не посредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета; 5) каталог (список) проанализированных документов.

Клас­сификатором контент-анализа авторы называют общую таблицу, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение — предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа).

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующих единицы анализа.

Инструкция кодировщику. Ее содержанием выступает описание правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анали­за, а также правил регистрации в Кодировочной карточке. При­мером может служить список категорий и элементов регламента­ции, который называют кодификатором (кодом).

Типичные ошибки анализа документов в социологическом исследовании:

1. Исследователь использует документальную информацию в качестве первичной социологической информации без предварительного ее анализа; не проверены: подлинность, достоверность, авторство документа, назначение информации.

2. Анализ документов ведется без предварительного плана, программы.

3. Выбранные для анализа документы имеют сходство с темой исследования лишь по названию. Информация, содержащаяся в них, не связана с гипотезами исследования.

4. Категории анализа не сопоставлены со смысловым содержанием и языком текста документов. В терминологическом обо значении категорий анализа имеется двусмысленность; в одну и ту же категорию анализа попадают существенно различающиеся смысловые единицы текста.

5. Не подготовлены заранее и не апробированы методические документы обзора данных. Возникли трудности регистрации признаков.

6. Не проведен инструктаж среди регистраторов и кодировщиков, они не прошли специальную подготовку.

7. Кодировка не соответствует программе обработки данных.

8. Плохо организовано рабочее место регистратора.

9. Нет списка (каталога) документов, используемых в анализе

 

Признак, градация признака Коды  
1. Тип автора    
  — один человек    
  —два и более человека    
  — ситуация не ясна    
2. Группа, к которой принадлежит автор    
  — неформальная группа (семья, друзья и т.д.)    
  — формальная группа (производственная группа, учебный коллектив и т.д.)    
  — ситуация не ясна    
3. Пол автора    
  — автор (авторы)—мужчина (мужчины)    
  — автор (авторы)—женщина (женщины)    
  — смешанная группа    
  — ситуация не ясна    
4. Возраст автора    
  — молодежь (до 30 лет)    
  —лица среднего возраста (30—49 лет)    
  —лица старшего возраста (свыше 50 лет)    
  — смешанная группа    
  — ситуация не ясна    
5. Количество проблем, рассматриваемых в письме    
  —одна    
  -две    
  — более двух    
6. Локальность проблем, поднятых в письме Проблема №1 Проблема Ns2
  — мир    
  — страна    
  — город    
  —предприятие, учреждение    
  — частная жизнь    
7. Сфера общественной жизни (страна, область, город)    
  —промышленность    
  —сельское хозяйство    
  —транспорт    
  —строительство    
  — вопросы распределения жилья    
  — вопросы социального обеспечения    
8. Типы суждений    
  —суждение оценочное    
  —суждение конструктивное    
  —суждение аналитическое    
  —другие типы суждения    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: