Почтовый опрос
Почтовый опрос – разновидность анкетирования, эффективный прием «заочного» сбора первичной эмпирической информации. Этот метод с успехом используется как для выяснения мнений населения, так и для получения экспертных оценок.
Важное преимущество почтового опроса:
– простота организации.
- уменьшает материальные расходы на исследование,
- позволяет одновременно опросить людей, проживающих на большой территории, в том числе в труднодоступных районах.
- психологический барьер исключен.
- не «давят» временные рамки.
Недостатки:
- неполный возврат анкет,
- мнения ответивших могут не совпадать с мнениями тех, кто воздержался от участия в почтовом опросе;
- респондент не сам заполняет анкету,
- вопрос «структурных смещений», которые могут произойти за счет так называемой «самовыборки»,
- невозможность для респондента уточнить смысл вопроса, если он не совсем понятен;
- невысокое качество ответов на так называемые «открытые вопросы».
Прессовый опрос
Прессовый опрос – разновидность заочного опроса. В этом случае анкета печатается в газете или журнале. Чаще всего используют два вида такого опроса: первый – с целью получения данных о читателях и их мнения о работе печатного органа; второй – через печатный орган изучается мнение по какой-либо актуальной проблеме.
Телефонное интервью
Телефонное интервью, представляющее собой одну из форм опосредованного опроса.
Достоинства:
– оперативность (быстрое установление контакта с респондентом, отсутствие этапа размножения полевой документации и т.д.)
- низкая стоимость.
- устранение эффекта «третьих лиц».
- влияние интервьюера на ответы респондента в телефонном интервью ниже, чем при их непосредственном общении.
Недостатки:
- небольшая длительность: средняя продолжительность интервью не должна составлять более 15 минут. Поэтому с помощью телефона невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов;
- ограничения по числу и сложности вопросов в интервью;
- невозможность предъявления респондентам визуальной информации;
- при телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам, особенно если они касаются доходов фирмы, ее поставщиков и клиентов;
- телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга (генеральный директор, коммерческий директор).
Телефонные интервью различаются по типу респондентов:
· интервью с физическими лицами;
· интервью с юридическими лицами.
ИНТЕРНЕТ ОПРОСЫ
Преимущества:
· Технические параметры 1) Экономия ресурсов. 2) Большой объем выборки. 3) Быстрота опроса. 4)Возможность быстрого реагирования. | · Характер коммуникации 8) Релевантность (самостоятельность). 9) Высокий уровень доверия. 10) Широта охвата предметных полей. 11) Организационная гибкость. |
· Респонденты 5) Широта охвата. 6) Достижимость. 7) Нацеленность. | · Контроль проведения опроса 12) Строгая логика проведения опроса. 13) Оперативный контроль по ходу заполнения анкеты. |
· Дополнительные возможности 14) Использование элементов мультимедиа и гипертекста. 15) Возможность последующей коммуникации с респондентами. 16) Возможности автоматического сбора дополнительной информации о респондентах. 17) Автоматическая письменная фиксация данных и автоматическая обработка анкет. |
Недостатки и ограничения Интернет-исследований:
· Смещения выборки 1) Отсутствие репрезентативности. 2) Стихийность выборки. 3) Охват аудитории. 4)Подвижность, изменчивость социального пространства в Интернете. | · Дезинформация исследователя 5) Неоднократное участие в опросе. 6) Отсутствие данных о генеральной совокупности. 7) Намеренное искажение данных. 8) Возможность враждебных действий. |
· Технические ограничения 9) Ограниченная длина опросника. 10) Контроль по ходу заполнения. | 11) Коммуникационные проблемы. 12) Индивидуальные параметры системы. |
Тематика онлайновых опросов
1. Использование мультимедийных средств – графики, видео и аудио изображений, как это бывает, при тестировании рекламных проспектов или видеороликов.
2. Исследование динамики какого-либо явления – например, узнаваемости и предпочитаемости определенного продукта или торгового бренда.
3. Исследование труднодоступных категорий населения:
· - детской и юношеской аудитории;
· - обеспеченных граждан, знаменитостей, политических деятелей;
· - девиантных групп и слоев: наркоманов, преступников, проституток и т.п.
4. Изучение людей, имеющих специфические интересы, либо обладающих уникальными свойствами и характеристиками:
· - российских эмигрантов в западных странах;
· - поклонников итальянской оперы;
· - коллекционеров бабочек;
· - глухонемых граждан и т.п.
5. Изучение категорий граждан, имеющих большую территориальную разбросанность по стране или даже по всему миру.
6. Проведение исследований (в том числе маркетинговых) по тематике, непосредственно связанной с Интернетом: - виртуальные сообщества, самопрезентация людей в Интернете; - киберсекс; - Интернет-магазины и их посетители; - использование модемов (известность марок, предпочтения и т.п.), компьютерных комплектующих, компьютерных программ.
7. Проведение исследований на сензитивные темы, в которых необходимо строжайшее соблюдение анонимности респондента: - деньги (доходы, сбережения); - секс, интимная сфера; - болезни; - антиобщественная деятельность.