Особенности семейного воспитания в современных




Условиях

Переустройство общества в последние десятилетия в нашей стране вызвало возрастание уровня жизни одних семей и экономическую и бытовую неустроенность других. Участились случаи психологических стрессов, растерянности, все чаще возникает тревога: в состоянии ли современная семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную. Упала рождаемость, происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, криминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами влияния на ребенка.

Ребенок идентифицируется с семьей, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи редки, они вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери.

Увеличивается число малообеспеченных семей, миграцией семей, в том числе за пределы государства: ухудшающимся состоянием здоровья населения, изменением традиционных ролей семьи, особенно женщин, ростом количества неполных семей. Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье.

 

Взрослые сегодня лишь рассказывают большинству детей о бесплатной системе дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительном отдыхе, в то время как за многие образовательные услуги платят, а дети из состоятельных семей отдыхают на лучших мировых курортах. Большинство детей лишено возможности творческого развития, некоторые пополняют отряды бомжей, правонарушителей, оказываются в плену алкогольных и никотиновых пристрастий.

Структура современной семьи неоднородна. Есть семьи из трех поколений – родителей, детей, внуков; семьи из двух поколений – родителей и детей; однодетные семьи; многодетные семьи; неполные семьи, в которых один из родителей; бездетные семьи, семьи с детьми со стороны мужа и жены (при повторных браках), семьи с совместным проживанием близких и дальних родственников и другие.

Для формирования личности благоприятны семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность, обеспечить полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения, где господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, культурный и рациональный досуг; у родителей достаточно высокий уровень образования, общей культуры и педагогической подготовленности. Материальное положение такой семьи удовлетворительное или хорошее.

Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, родители разведены, где ребенку зачастую уделяется чрезмерное внимание или наоборот, где отсутствует разумное сочетание любви и требовательности. В таких семьях царит атмосфера сверхопеки или вседозволенности.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Как правило, в семье 1-2 ребенка, родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Нравственная и трудовая атмосфера здесь положительная. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточное образование и педагогический потенциал. Эти семьи могут быть как полными, так и с дезорганизованной структурой. Материальное положение среднее, выше или ниже среднего.

Неблагоприятны для формирования ребенка семьи, где духовные потребности второстепенны и им предпочитаются другие: накопительство,

стяжательство, что и делает ущербным развитие детей; чаще всего в такой семье 1-2 ребенка. Нередко один из родителей ведет аморальный образ жизни. Для семьи характерно потребительство как жизненный идеал, низкий уровень образования и культуры. Эти родители охотно посещают школу, выслушивают учителей, однако все равно не умеют воздействовать на детей педагогическими воспитательными средствами, что приводит к авторитарному стилю общения, взаимному непониманию. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Материальное положение полярное: сверхблагополучное – нищета.

Выделяют нейтральный тип семьи, где во внутрисемейных отношениях преобладает «относительно свободное воспитание», так как дети чаще всего представлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки, родившие детей в очень молодом возрасте или разведенные женщины, которым социальные условия не позволяют в полной мере заниматься воспитанием детей. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем. Материальное положение в таких семьях чаще ниже среднего.

К неблагоприятному типу относятся семьи с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны ослабленная нравственно-трудовая атмосфера, постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, нервозность в отношениях между другими членами семьи, отсутствие общей культуры и духовных запросов. Образование родителей, как правило, ниже среднего. Эти семьи нередко многодетные. Материальное положение тяжелое. Никакой заботы о детях, полезной организации их жизни и деятельности в подобных семьях нет. Дети стремятся компенсировать отсутствие любви и заботы родителей на улице путем самоутверждения в дворовых компаниях.

Криминогенный тип семьи: внутрисемейные отношения строятся в ней таким образом, что они приносят значительный вред духовному и физическому развитию ребенка. Образование родителей ниже среднего. В семье систематическое пьянство, часто совместное отца и матери, развратный образ жизни родителей, иногда с вовлечением в него детей, их избиение. В семье нередко несколько детей. Условия для воспитания детей в таких семьях полностью отсутствуют.

Неблагоприятные семьи имеют дополнительные характеристики. Вот некоторые из них. Внешне «спокойная семья». События в такой семье

протекают на первый взгляд гладко, спокойно, но при близком знакомстве видно отчуждение супругов, их чувство неудовлетворенности. За внешним благополучием скрываются их длительные и с трудом подавляемые негативные чувства друг к другу. Нередко наступают длительные приступы плохого настроения, тоски, депрессии. Супруги мало разговаривают друг с другом. В таких семьях «неожиданно» для окружающих вырастают «трудные» дети.

Вулканическая семья – в ней отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, скандалят, а вскоре вновь признаются друг другу в любви. Эмоциональность преобладает над чувством ответственности. В таких семьях ребенок становится беспомощным, испытывает значительные эмоциональные перегрузки, находясь между крайними полюсами взаимоотношений родителей.

Семья-санаторий – характеризует пример семейной дисгармонии, когда один из членов семьи или ребенок заставляет близких все больше и больше окружать себя вниманием. Семья только внешне кажется солидарной. Если семья превращается в «санаторий» для отца и матери, то дети живут в ситуации физической и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными и эмоционально независимыми. Если «санаторным» отношением окружены дети, то взаимоотношения отличаются мелочной опекой, жестким контролем и защитой от реальных и мнимых опасностей.

Семья-театр – в ней создается специфический театрализованный образ жизни. Сохраняется видимость благополучия и близости. В общении с детьми запреты и поощрения декларируются, трудности в воспитании прикрываются мнимыми достоинствами и достижениями. Детям часто дается «модное» воспитание. Все это приводит к ослаблению самоконтроля и потере внутренней дисциплины, снижает уровень жизненной защищенности ребенка.

Семья-«третий лишний» – родительство в ней воспринимается как помеха супружескому счастью. Воспитанием родители занимаются от случая к случаю, у детей воспитывается неуверенность в себе, развивается комплекс неполноценности.

«Семья с кумиром» – в ней ребенок единственное, что скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке является единственной силой, способной удержать супругов от разрыва отношений. Родители стараются сделать все для ребенка, перенося на него свои нереализованные чувства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к ограничению его самостоятельности.

«Семья-маскарад» отличается несогласованностью жизненных целей и планов супругов, требований и оценок. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности, порождает внутренний конфликт и нервное перевозбуждение. Ребенок старается подделаться под каждого из родителей и еще больше теряет жизненные ориентиры.

Нормализацией ситуации с семьей в нашей стране занимаются специально созданные службы семьи, социальные педагоги, юристы, милиция, медицинские службы, школьные педагоги и другие.

Формы работы с семьями разнообразны и зависят от структуры и возникших проблем. Каждый из вышеназванных представителей соответствующей инстанции, «выходящей» на семью, используя свои возможности и особенности, изучает структуру семьи, определяет ее нужды, потребности, проблемы, сильные и слабые стороны. Их задача состоит в том, чтобы разобраться в системе взаимосвязей внутри семьи и в ее окружении и оказать своевременную помощь.

Заключение

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную функции. Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Сущность и содержание экономической функции

состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. Социологи считают репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Также семья является ответственной за физическое, интеллектуальное и психическое развитие ребенка.

Учитывая все выше описанные функции, стили, тактики, структуры и психологические механизмы воздействия не нужно забывать, что воспитание детей требует самого серьезного отношения, но в то же время самого простого и искреннего.

Цель воспитания - содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека.

Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка - это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.

Список литературы:

Авсиевич М. Л., Мельник Л. И. «На встречу друг другу». Минск,1992 г., изд. «Народная асвета», стр. 31

Азаров Ю.П. «Семейная педагогика», М., 1987г., изд. «Политической литературы», стр. 190

Василькова Ю. В. «Социальная педагогика», М. 1999г., изд. Центр «Академия», стр.270

Гарбузов В.И. «От младенца до подростка», М.1999 г., изд. «Академический проект».

Захарова Л.Я. «Дитя в очереди за лаской», М. 1999г., стр. 56

Земская М.Р. «Семья и личность», М.,1999 г., изд. «Прогресс», стр.133

Зюбин А.М. «Растить человека», «Лениздат»,1988г., стр. 64

 

 

Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», изд. «Педагогика», 1987г. стр. 70

Крайг Г. «Психология развития», изд. «Питер», 2000 г., стр. 992

Крысько В.А. «Педагогика и психология», М. 2004 г., изд. «Дрофа»

Кунц О.Р. «100 советов родителям», Уфа 1991г., изд. «РИО Госкомиздата БАССР», стр. 86

Лебедев П.АЮ «Семейное воспитание» Хрестоматия., М. 2001г., изд. «Академия»

Майдиков И.М. «Основы социологии», М.1999г., стр. 321

Маклаков А.Г. «Общая психология», изд. «Питер», 2004г.

Махов Ф.С. «КОГО МЫРАСТИМ?», М.1999г.

Овчинникова И. «Родительское счастье», изд. «Полит. Литературы», 1987г., стр. 351

«Педагогика» под ред. Бабанского Ю.К., М.1983г., изд. «Просвещение».

«Педагогика» под ред. Сластенина В.А. и др., М. 2002г., из. «Школьная пресса», стр. 482

Першина Л.А. «Возрастная психология», М.2005, «Академический проект», стр. 79

«Психология и педагогика» под ред. Радугина А.А., ИЗД. «Центр» 2002 г., стр. 241

«Семья и формирование личности», под ред. Болдорева А.А., М. 1989 г., изд. «Просвящение», стр. 206

Солоухин В.З. «Книга для родителей», Минск, 1992, изд. «Высшая школа»

«Социальная педагогика» под ред. М. А. Галагузовой, 1999г., изд. «ВЛАДОС» стр. 166

Спок Б. «Ребенок и уход за ним», М. 1998г., изд. «Машиностроение»

Титаренко В.Я. «Семья и формирование личности», М. 1987г, изд. «Мысль», стр. 351

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: