Семантические трудности.
Организацию работы с интервьюерами условно можно представить в виде неких ключевых пунктов, этапов. К ним относятся:
подбор интервьюеров;
тренинг;
обеспечение документами для полевой работы;
организация контроля над текущей работой интервьюеров;
подготовка интервьюерами итоговых документов;
проверка работы интервьюеров (валидизация).
ТИПОЛОГИЯ ИНТЕРВЬЮ
Все множество видов, подвидов и разновидностей подвидов интервью специалисты располагают на нескольких континуумах. Чаще всего предлагают следующие шкалы: качественные—количественные, жесткие-мягкие, стандартизированные-нестандартизированные, структурированные—неструктурированные, формализованные—неформализованные, направленные—ненаправленные, фокусированные—нефокусированные, директивные—недирективные, личные—групповые, открытые—закрытые интервью и др.
Обобщив всевозможные типологии, мы придем к выводу о том, что виды интервью различают по трем главным критериям — степени стандартизации вопросов, числу обсуждаемых тем и количеству опрашиваемых.
В зависимости от степени стандартизации вербального диалога выделяют два основных вида интервью:
1. Формализованное интервью (беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов) с закрытыми и открытыми вопросами. Этому виду можно было бы дать максимальную оценку по шкале стандартизации, если бы мы ее построили.
2. Неформализованное интервью (длительная беседа по общей программе, но без уточнения конкретных вопросов, с минимальной детализацией поведения интервьюера). Оно характеризуется минимальным уровнем стандартизации.
|
По второму критерию — числу обсуждаемых тем — виды интервью подразделяются на:
1. Фокусированное, или направленное, интервью (подробное обсуждение одной темы, с которой респондент заранее ознакомлен, может быть формализованным и неформализованным
2. Нефокусированное (ненаправленное) интервью, где нет предметного единства, общей темы или исследовательского замысла.
По третьему главному критерию виды интервью подразделяются на:
1. Индивидуальное, или личное, интервью (беседа тет-а-тет ин-тервьюера с одним опрашиваемым в доверительной обстановке при отсутствии посторонних наблюдателей).
2. Групповое интервью (беседа одного интервьюера, который в этом случае называется модератором, с несколькими людьми для выяснения коллективного мнения, установления общей точки зрения на предмет). Главные разновидности — фокус-группа и мозговая атака.
Еще одним дополнительным критерием классификации выступает место проведения интервью.
Интервью по месту жительства.
Интервьюирование посетителей магазинов.
Интервью по месту работы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ФОКУС-ГРУПП
Фокус-группа (от англ. focus group, нем. Methode der Gruppendiskussion) — беседа небольшой группы людей по определенному плану на заранее поставленную ученым тему в непосредственном (личном) контакте в специально отведенном помещении. Р. Крюгер определил фокус-группу как тщательно распланированную дискуссию, предназначенную (задуманную) для получения мнений по определенной теме в неугрожающей, доверительной обстановке29.
|
Преимущества и недостатки
Фокус-групповое обсуждение выглядит предпочтительнее анкетирования или личного интервью по ряду причин:
♦ взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям;
♦ заказчик может непосредственно наблюдать за ходом обсуждения;
♦ такой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование;
♦ он позволяет за короткий срок определить причины возникновения проблемы.
К недостаткам метода относят трудности обработки данных.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Дисциплина: «Организация социологических исследований в молодежной среде»
Тема: «Интервью. Фокус группы»
Преподаватель: проф. Шаповалова И.С.
Адрес для вопросов: shapovalova@bsu.edu.ru
Состав и численность фокус-группы: 6-12 человек.
Ограничения на участие в фокус-группах
При определении необходимого количества групп рекомендуется учитывать следующие обстоятельства:
♦ их должно быть не менее двух, чтобы соблюсти минимум условий сопоставимости мнений их участников;
♦ количество фокус-групп должно быть достаточным для того, чтобы выявить мнения представителей тех групп населения, которые гипотетически по-разному относятся к изучаемой проблеме;
♦ увеличение количества групп желательно продолжать, пока в обсуждениях появляются новые мнения, т.е. до тех пор, пока дискуссии не станут повторяться.
Состав участников групп фокус-групп устанавливается с учетом следующих характеристик:
♦ социальная принадлежность (статус): обычно в одну группу включают респондентов, близких друг другу по социальному статусу (при этом в разных группах должны быть представлены все основные слои населения);
|
♦ жизненный опыт участников: в одной фокус-группе собираются, как правило, близкие по жизненному опыту люди;
♦ степень компетентности: респонденты с существенно разной степенью компетентности не должны присутствовать в одной группе;
♦ потребительские возможности: в одной группе должны быть люди примерно одного уровня финансово-экономических возможностей;
♦ возраст и семейный статус: в одну группу не следует включать людей разных возрастов (при этом группы должны предоставлять все возрастные категории);
♦ культурные различия: желательно не включать в одну группу представителей разных культур;
♦ пол: большинство исследователей выступает за смешанные по половому признаку фокус-группы;
♦ точка зрения на обсуждаемую проблему: в одну группу обязательно следует приглашать людей с различными мнениями по вопросам, выносимым на дискуссию.
Процедура проведения
1. На фокус-группу приглашаются люди, как правило, не знакомые между собой, но объединенные общими интересами, идеями и т.д.
2. Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5-2 ч. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30— 40 мин). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного способа разработки новых идей, продолжительность группового обсуждения достигает 6—8 ч.
3. В течение этого времени подготовленный ведущий (модератор) руководит беседой, которая проходит вполне свободно, но по конкретной схеме ( topic guide ). Весь процесс фокус-группы записывается на видеопленку.
4. Видеозапись подвергается обработке, в результате которой исследователь получает текст всей дискуссии (транскрипт).
5. На основе транскрипта пишется аналитический отчет. Видеозапись используется также для того, чтобы учесть при анализе невербальные реакции респондентов. По желанию заказчика ему могут быть предоставлены видеозаписи и транскрипты фокус-групп, содержащие живую речь.
6. Респонденты должны ощущать определенный дефицит времени на ответы.
7. Количество обсуждаемых на фокус-группе вопросов не должно превышать 10, а лучше всего, если их 5—6.
8. Применяют неструктурированные открытые и закрытые вопросы.
Устройство помещения
1. Фокус-группы могут проводиться либо в стационарных помещениях, специально оборудованных для этой цели, либо в помещениях, временно приспособленных для проведения одной или нескольких групп.
2. Общие требования к обстановке помещения заключаются в том, чтобы не создавать дискомфорт или иные неблагоприятные эмоции.
3. В помещении, плохо изолированном от постороннего шума, внимание отвлекается. Шумы также могут повлиять на качество магнитной записи и оказаться помехой при прослушивании пленки.
Обеспечение явки. Договоренность об участии респондентов в фокус-групповом обсуждении достигается в ходе фильтрующего опроса. Для привлечения респондентов обычно используются материальные стимулы. При привлечении групп населения с высоким доходом размер их гонорара должен быть либо существенно увеличен, либо его не должно быть вовсе. Респондентам, которые пришли на заседание, должны быть предложены напитки и закуски в качестве оказания любезности и стимула к участию.
Набор участников и фильтрующая анкета. Основным инструментом набора участников фокус-групп является фильтрующая анкета, разрабатываемая на основе отборочных критериев и с учетом требования обеспечения гомогенности состава групп.