для проверки результатов обучения




по дисциплине

«ИСТОРИЯ политических и правовых учений»

Направление подготовки: 40.04.01 - Юриспруденция

Магистерская программа

«Конституционные основы предпринимательского права»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

Ростовский филиал

    УТВЕРЖДЕНО Учебно-методическим советом филиала (протокол от «___»_______2015 г. №______)

 

 

Практикум

по дисциплине

«ИСТОРИЯ политических и правовых учений»

 

 

Направление подготовки: 40.04.01 - Юриспруденция

Магистерская программа

«Конституционные основы предпринимательского права»

 

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

Автор-составитель:

Н.В.Киселева, профессор кафедры теории

и истории государства и права,

доктор исторических наук, профессор

 

Ответственный за выпуск:

Н.В.Киселева, заведующий кафедрой теории

и истории государства и права

Ростовского филиала Российской таможенной академии,

доктор исторических наук, профессор

 

 

Рецензенты:

И.А.Иванников, профессор кафедры теории и истории государства и права Южного федерального университета, доктор юридических наук, профессор

 

М.Б.Смоленский, профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской таможенной академии, доктор социологических наук, кандидат юридических наук, профессор

 

Практикум одобрен на заседании кафедры __________________________

(наименование кафедры)

(протокол от «___»__________ 20___ г. № ____)

 

© Российская таможенная академия, 2015

 

 

Практикум предназначен для магистрантов очной и заочной форм обучения с целью оказания им помощи в освоении основных положений учебной дисциплины «История политических и правовых учений».

Практикум содержит:

- информацию о распределении учебного времени по темам и видам учебных занятий;

- тематику аудиторных практических занятий;

- комплекс заданий для самостоятельной работы студентов, выполнение которых способствует усвоению учебного материала, овладению профессионально ориентированными умениями и навыками.

Задания следует выполнять письменно.

- примерную тематику творческих работ по изучаемым темам;

- рекомендации по выполнению заданий самостоятельной работы и по подготовке к практическим занятиям;

- перечень обязательной и дополнительной литературы по каждой теме;

- контрольные вопросы для самопроверки, которые являются основой для подготовки к контрольным собеседованиям;

- тестовые проверочные задания.

 

 

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий (очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела, темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические (час.) Самостоятельная работа (час.)  
  всего   ИФ всего ИФ
               
  Введение            
Модуль 1. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и Средних веков.
1.1 Становление и развитие политической и правовой идеологии Древнего мира.            
1.2 Средневековые теократические и рационалистические концепции государства и права            
Модуль 2. Политические и правовые доктрины Нового времени
2.1 Формирование естественно-правовых теорий государства и права, теории разделения властей. Политические и правовые учения в России.            
2.2 Классические политологические государственно-правовые учения: консерватизм, либеральные политико-правовые доктрины, ранний социализм и коммунизм, социалистические политико-правовые учения, анархизм.            
Модуль 3. Основные политические и правовые учения современности
3.1 Кризис понимания государства и права на рубеже 19-20 вв.            
3.2 Марксистские политико-правовые учения в 20 в.            
3.3 Политические и правовые учения зарубежной Европы и США в 20 в.            
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации экзамен  
Итого в семестре            
Всего по дисциплине            
                         

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(заочная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела, темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Практические лабораторные (час.) Самостоятельная работа (час.)  
  всего   ИФ всего ИФ
               
  Введение            
Модуль 1. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и Средних веков
1.1 Становление и развитие политической и правовой идеологии Древнего мира.            
1.2 Средневековые теократические и рационалистические концепции государства и права            
Модуль 2. Политические и правовые доктрины Нового времени
2.1 Формирование естественно-правовых теорий государства и права, теории разделения властей. Политические и правовые учения в России.            
2.2 Классические политологические государственно-правовые учения: консерватизм, либеральные политико-правовые доктрины, ранний социализм и коммунизм, социалистические политико-правовые учения, анархизм.            
Модуль 3. Основные политические и правовые учения современности
3.1 Кризис понимания государства и права на рубеже 19-20 вв.            
3.2 Марксистские политико-правовые учения в 20 в.            
3.3 Политические и правовые учения зарубежной Европы и США в 20 в.            
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации   экзамен    
Итого в семестре            
Всего по дисциплине            
                           

Задания для самостоятельной работы, тематика творческих работ, тематика практических занятий, методические рекомендации для самостоятельной работы, рекомендованная учебная литература, контрольные вопросы и тестовые задания

 

Введение

Задания для самостоятельной работы

1.Изучите разделы учебной литературы, в которых рассматриваются предмет и задачи «Истории политических и правовых учений» как учебной дисциплины. Дайте характеристику понятиям

- предмет ИППУ,

- задачи ИППУ как науки,

- задачи ИППУ как учебной дисциплины;

- политико-правовое учение.

 

Рекомендации по выполнению заданий

История политических и правовых учений – это историко-теоретическая дисциплина. Предметом ИППУ является история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и политике, праве и законодательстве.

ИППУ изучает исторический процесс развития передовой политико-правовой мысли, который, в свою очередь, определял и теперь определяет юридическое мировоззрение своего времени.

Эволюция философско-правовых представлений изучается на основе взглядов наиболее выдающихся мыслителей. Целостная, завершенная система взглядов, определяющая черты и закономерности государства и права определяется понятиями «учение» или «доктрина».

Дисциплина ИППУ изучает совокупность идей, доктрин, теорий, дающих целостное представлений о политике, государстве, праве, правоотношениях. Фрагментарные суждения и высказывания мыслителей или общественно-политических деятелей, не поднявшиеся до уровня самостоятельной оригинальной теории не включены в предмет данной дисциплины. Не входят в предмет ИППУ и формы обыденного политического и правового сознания.

ИППУ как наука выполняет ряд социально-значимых функций:

- гносеологическую (познавательную): отражение и объяснение политико-правовой реальности, выявление природы и закономерностей развития политики, государства, права через изучение идей и доктрин прошлых эпох

- аксиологическую (оценочную), служащую формированию единых критериев оценки политико-правовой действительности

- мотивационно-регулятивную или вопитательную

- функцию политической и правовой социализации (образовательную)

Обратившись к вопросу о методах познания политико-правовых доктрин, выделите среди них

· общенаучные:

- диалектический

- материалистический (или социологический)

- проблемно-теоретический подход к изучению концепций

- сравнительно-исторический (особенно важный при оценке значения явлений и событий)

- системный

· общелогические, - анализ и синтез, индукция и дедукция, логический анализ, абстрагирование

· специальные

- формально-юридический

- конкретно-исторический (содержание которого отражено принципом историзма).

В процессе изучения «Истории политических и правовых учений» внимательно знакомьтесь с рекомендованной учебной литературой, в которой содержится вся необходимая информация для выполнения поставленных заданий самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям и экзамену.

Следует изначально усвоить, что изучение политико-правовых доктрин является весьма сложной учебной задачей.

Знакомство с любым политико-правовым учением предполагает познание его в единстве следующих элементов:

- мировоззренческих (общефилософских) установок как идейной основы политико-правового учения,

- теоретического содержания учения

- программных положений учения.

Рассматривая вопросы критериев оценки и периодизации истории политических и правовых учений, обратите внимание как на внешние по отношению к политико-правовым доктринам факторы (воплощенные событиями социально-политической истории), так и на факторы внутреннего характера (отражающие собственно преемственность и развитие политико-правовой мысли).

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

Основная литература

1 Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма-Инфра-М, 2014. – 703 с.

Дополнительная литература

1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие / И. Ф. Мачин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 459 с. (Гриф).

2. Омельченко, О. А. История политических и правовых учений: учебник / О. А. Омельченко. - 2-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2011. - 576 с.

3. Козлихин, И. Ю. История политических и правовых учений: курс лекций / И. Ю. Козлихин. - М.: Проспект, 2014. - 304 с.

4. Малахов, В. П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ В. П. Малахов, Н. Д. Амаглобели, Н.В. Михайлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 471 c.- Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15373 (Гриф).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какова функция ИППУ в познании теории государства и права?

2. На каких мировоззренческих установках основаны современные политико-правовые учения?

3. Какие факторы влияют на современные политико-правовые учения?

 

 

Модуль 1. Политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и Средних веков

Тема 1.1. Становление и развитие политической и правовой идеологии Древнего мира

Тема практического занятия: «Политическая и правовая мысль Античности» (для очной формы обучения.- 2 часа, для заочной формы обучения – 1 час)

Занятие проводится в диалоговом режиме с использованием подготовленных магистрантами компьютерных презентаций.

План занятия

1. Общие черты политико-правового мировоззрения Античности.

2. Основные черты учения Платона об идеальном государстве.

3. Значение политико-правового учения Аристотеля.

4. Вклад Цицерона в учение о государстве и праве.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу, характеризующую политико-правовые теории, возникшие в древнем Египте и Вавилоне, Индии и Китае.

  Общие черты в понимании государства и права Различия в понимании государства и права Историческое достижение, значение в понимании вопросов государства и права
Египет      
Вавилон        
     
Индия        
     
Китай          
     
     
     

 

2. Изучив разделы учебной литературы, посвященные развитию политико-правовых идей в Древней Греции и Древнем Риме, составьте таблицу по следующим вопросам:

  Представление о происхождении и значении государства Представление об оптимальном устройстве государства Представление о праве и законе Историческое достижение, значение в понимании вопросов государства и права
Теории раннего периода        
Учение Платона        
Учение Аристотеля        
Учение Цицерона        
Общие черты политико-правового мировоззрения Античности  

 

Примерная тематика творческих работ:

Подготовьте компьютерную презентацию по одной из тем:

1) Учение Конфуция о государстве

2) Учение Платона об идеальном государстве.

3) Учение Аристотеля о государстве и праве.

4) Учение Цицерона о государстве и праве.

Магистрант может предложить свою тему творческой работы и оформить её в виде компьютерной презентации.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

При изучении учебной литературы целесообразно составлять конспект или развернутый план с элементами цитирования авторов, чье теоретическое наследие рассматривается.

Используйте энциклопедический словарь для уяснения понятий и терминов. При этом имейте в виду следующее. Политико-правовые взгляды теоретиков Древнего мира часто были выражены аллегорически. Современные исследователи реконструируют систему взглядов теоретиков древности, часто прибегая при этом к использованию более современного понятийного аппарата. Это в какой-то мере неизбежно. Однако, старайтесь корректно использовать терминологические модернизации и не злоупотреблять ими.

Прежде всего, обратите внимание на наиболее существенные общие черты политической и правовой мысли Древности:

- общей мировоззренческой основой были религиозно-мистические (языческие) верования. Сознание древнего человека воспринимало земные порядки как часть общемировых, космических порядков, которые имеют божественное происхождение. Божественная справедливость как основа земных порядков была аксиомой.

- форма выражения взглядов древних мыслителей была мифологической.

В мифах сочетались информативность – сообщение определенной информации об имевших место событиях в истории государств и народов - и нормативнаясторона, т.е. предписание определенных правил поведения, норм и поступков.

- политические и правовые воззрения, по сути, еще не выделились в особую область знания, они представляли собой составную часть целостного мифологического мировоззрения, были «растворены» в нем

- постепенно усиливалась тенденция перехода к рационалистическим представлениям об общественной жизни. Этот процесс протекал у разных народов по-разному, в разное время и с различной скоростью. Но в целом в 1 тысячелетии до н.э. во всех древних культурах появились и усилились рационалистические трактовки общественно-государственных явлений. Этот процесс характеризуется как движение от "мифа к логосу".

Рассматривая учения Древнего мира, имейте в виду, что они отражали парадигму общественного сознания своего времени. В основе миропонимания лежала легенда о четырех веках истории человечества: золотом, серебряном, железном и медном. Согласно этим взглядам, история представляет собой регресс, разложение первоначальной гармонии вследствие ослабления нравственных устоев людей и их несовершенства. Мыслители Древнего мира стремились определить смысл общественного бытия и открыть человечеству путь к преодолению регрессивной тенденции.

При изучении концепций отдельных мыслителей Древности, рассматривайте их по следующему плану:

- общие представления о мироустройстве,

- теоретические вопросы государства (анализ устройства государства, выводы о цели и способах осуществления власти, моделирование идеального государства)

- теоретические вопросы права.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

Основная литература

1 Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма-Инфра-М, 2014. – 703 с.

Дополнительная литература

1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие / И. Ф. Мачин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 459 с. (Гриф).

2. Омельченко, О. А. История политических и правовых учений: учебник / О. А. Омельченко. - 2-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2011. - 576 с.

3. Козлихин, И. Ю. История политических и правовых учений: курс лекций / И. Ю. Козлихин. - М.: Проспект, 2014. - 304 с.

4. Малахов, В. П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ В. П. Малахов, Н. Д. Амаглобели, Н.В. Михайлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 471 c.- Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15373 (Гриф).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какие мировоззренческие установки были типичны для политических доктрин Древнего мира?

2. Какова была типичная форма выражения политических доктрин в Древнем мире?

3. Что понималось под справедливостью в политических учениях Античности?

4. Какое государство признавалось Платоном правильным?

5. В чём заключалась заслуга Цицерона в понимании государства?

Тестовые контрольные задания

1. Характеризуя общие черты политической мысли в Древнем мире, укажите ошибочное положение:

1. Основой представлений о государстве и праве был стихийный материализм, убежденность в существовании естественных законов развития природы и общества

2. Типична была мифологическая форма выражения учений.

3. Политические и правовые воззрения еще не выделились в особую область знания, и они представляли собой составную часть целостного мировоззрения.

4. Основой мировоззрения был политеизм

5. Постепенно усиливалась тенденция перехода к рационалистическим представлениям об общественной жизни (движение от "мифа к логосу").

 

2Характеризуя парадигму политико-правовые представлений Древнего Востока, укажите неверное положение

1. представление о божественном характере власти правителей

2. представления о равных правах всех людей в земной и религиозной жизни

3. представление о взаимных обязанностях властвующих и подвластных как основе земного порядка

 

3 Характеризуя политико-правовое мировоззрение античности, выделите неверное положение

1. убеждение в существовании высшей Божественной справедливости, определяет всю Природу (включая, общество) и тем самым утверждает в ней универсальный гармоничный порядок

2. Теории основывались на идее универсальной справедливости

3. Мыслители стремились создать универсальные теории, претендующие на абсолютную истину, их споры не знали компромиссов

4. Признавали человека высшей ценностью общества

4. Установите соответствие имен мыслителей и их теорий

1. Пифагор 2. Гераклит 3. Сократ 4. Демокрит

а) создатель мистического учения о числах как выразителях сущности миропорядка

б) обосновал идею «правления лучших» («аристократии духа»)

в)сформулировал вывод о необходимом тождестве разумного, справедливого и законного

г) рассматривал общество/государство как результат разумной деятельности людей

 

5. В соответствии с созданной Платоном типологией государств, правильными признавались государства

1. основанные на монархическом принципе единовластия

2. построенные на соблюдении законов

3. основанные на демократических принципах

 

6. Характеризуя рассуждения о праве Аристотеля, укажите положение, включенное в перечень ошибочно:

1. Представления о естественном праве дают основу для оценки закона:

2. Должно господствовать право, а не люди. Законы должны быть свободны от страстей, они - уравновешенный разум, которому не должны мешать эмоции, симпатии и антипатии.

3. Важнейшим признаком закона является его принудительная сила.

4. Право регулирует отношения свободных и равных людей, отношения между рабовладельцами и рабами не являются предметом права.

5. Несправедливый закон не следует соблюдать

6. Основной правовой принцип: закон запрещает то, чего он не предписывает.

 

7. Определяя заслуги Цицерона в развитии представлений о государстве и праве, выделите неверное положение

1. Дал первое собственно юридическое определение государства, отметив, что оно есть согласованное правовое общение граждан, общий правопорядок

2. Основой государства считал охрану собственности

3. Возникновение государства связывал с заключением договора между властвующими и подчиняющимися

4. Исходной ячейкой возникновения государства считал семью.

5. Дал развернутое определение естественного (природного) права

 

8. Общей чертой в учениях политико-правовых взглядах стоиков и эпикурейцев являлось

1. уважение к государству, признание его высшей ценностью общества

2. признание естественным общественного и духовного неравенства людей

3. призыв к аполитичности граждан

4 фатализм

 

Тема 1.2. Средневековые теократические и рационалистические концепции государства и права.

Тема практического занятия: Средневековые теократические и рационалистические концепции государства и права.

(для очной формы обучения - 2 часа, для заочной формы обучения – 1 час)

Занятие проводится в диалоговом режиме с использованием подготовленных магистрантами компьютерных презентаций

План занятия

1. Христианская концепция государства и права (Аврелий Августин и Фома Аквинский).

2. Н.Макиавелли – основоположник политической науки.

3. Патриархальная теория (патернализм) Р.Филмера.

4. Политико-правовое учение Ж.Бодена.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте таблицу

  Общие черты Особенности понимания государства Правопонимание
Христианское политико-правовое мировоззрение.   Св.Августин    
Ф.Аквинский    
Политико-правовое мировоззрение исламского мира.   халифат    
имамат    
Рационалистическое понимание государства и права   Хальдун    
Филмер    
Боден    
Макиавелли    

 

2. Охарактеризуйте политическую мысль в средневековой России по следующим параметрам

  Представление о сущности и задачах государства Правовые взгляды
«Москва-третий Рим»    
Ф.Косой    
И.Пересветов    

Примерная тематика творческих работ

1) Теократическая концепция государства и права А.Августина

2) Теократическая концепция Ф.Аквинского

3) Исламская теократия

4) Патерналистская концепция Р.Филмера

5) Концепция государства Ж.Бодена

6) Учение о государстве Н.Макиавелли.

 

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

С возникновением иудаизма и христианства политико-правовые идеи стали развиваться в условиях господства теократической монотеистической доктрины, что изменило парадигму общественного сознания. На основе этих новых религий сложились особые представления об истории, не характерных для древних народов. История человечества стала трактоваться как поступательное движение к высшей точке, к установлению Царства Божьего на земле, которое является вознаграждением за искреннюю веру и добрые дела. При этом греко-римская рационалистическая традиция была почти вытеснена.

Обратите внимание на то, что в отношении к государству, к власти в целом, раннехристианские общины проявляли покорность и терпимость, что и стало одним из факторов легитимизации христианства.

Изучите христианскую концепцию государства и права А.Августина, его представления о «Граде Божьем» и «Граде земном»:

- о значении божественного провидения в жизни людей

- о возникновении государства (обратите внимание на введенный Августином термин «общественный договор»),

- о целях власти,

- о формах государства,

- об отношениях церкви и государства,

- о праве (обратите внимание на введенный Августином термин «естественное право» и определенные им черты естественного права).

Христианство выдвинуло ряд новых идей, не известных древним.

Проблема соотношения духовной и светской властей стала одной из основных для политической мысли средневековья. Проблема политической обязанности приобрела новый аспект: следует ли подчиняться распоряжениям властей, если они несправедливы? Весьма важно было, что христианством провозглашалось равенство всех людей независимо от их этнического происхождения и социального положения.

В 11-12 вв. в средневековой Европе сложилась и приобрела господствующее положение в католической церкви схоластика - догматическое, формализованное учение, основанное на официально признанной интерпретации священных писаний. Она утверждала, что задачи религиозных философов состоят лишь в подтверждении догматов веры («философия есть служанка богословия»). Вместе с тем, подход схоластов был формально-логическим, отличался рационализмом.

Крупнейшим представителем схоластики был Ф.Аквинский.

Изучите христианскую доктрину государства и права в трудах Фомы Аквинского:

- представление о сущности власти, о целях и формах государства.

- учение о различных видах законов: "вечном законе", "божественном законе", "естественном законе", "человеческом законе".

Фома Аквинский не ограничился религиозными догмами, он пользовался античным наследием о праве и государстве, что было мужественным шагом. Тем самым Фома Аквинский обновил схоластику.

Рассмотрите историческую судьбу томизма, возникновение неотомизма в начале ХХ века и его развитие. Выделите основные черты неотомизма, которые сделали эту доктрину способной эволюционировать и развиваться в современном обществе:

- рационализм,

- логическую упорядоченность,

- открытость для новых научных теорий и открытий,

- внимание к вопросам естественного права

- установку на укрепление социальной солидарности.

В целом, как показывает изучение вопросов данной темы учебной дисциплины, в Средние века для Европы христианство являлось официальной религией и универсальной мировоззренческой основой.

Все политико-правовые взгляды развивались в контексте религиозной доктрины:

- они апеллировали не столько к разуму, сколько к религиозной вере

- сохранялась в большей степени (в официальной доктрине) или меньшей степени (в ересях и реформации) религиозная догматичность,

- политико-правовые явления получали, прежде всего, религиозное толкование

- господствовало убеждение в линейно-целевом движении человеческой истории - в переходе от «Града земного» к «Граду небесному».

Древнерусская политическая мысль развивалась в контексте этой же христианской мировоззренческой парадигмы.

Изучая политико-правовую мысль Арабского Востока в Средние века, следует, прежде всего, уделить внимание общему миропониманию традиционного ислама, что дает представление об особенностях исламской теократии. Следует понять, почему ислам отождествлял религию и по­литику, религию и право, почему вопросы о происхождении государства и пра­ва, их устройстве и разновидностях на Востоке не были актуальны, почему разделение на светскую и духовную власти исламу чуждо. Принцип единовластия в духовной и светской, религиозной и государственной сферах является фундаментальным для ислама и теперь. Рассмотрите халифат и имамат как две основные модели исламской государственности.

Следует четко уяснить также представление об источниках и принципах толкования мусульманского права.

На этапе позднего средневековья усилилась рационалистическая культурно-познавательной традиция, для которой было типично:

- сочетание концепции «естественного права» с религиозным мировоззрением: сохранялось представление о значении Божественного закона, но он рассматривался теперь как первооснове естественного состояния человека.

- критическое отношение к догматам церкви: в определенном смысле происходила модернизация взглядов, но на основе веры и в рамках теологической картины мира.

- раскрепощение научного мышления, решение новых познавательных задач: преобладало стремление рационально объяснить действительность, предпринимались попытки осмысления и понимания замысла Божьего.

- обращение к опыту античности, которое раскрывало новые, прежде недоступные, источники знаний: в этом сказывалась общая эрудиция, начитанность исследователей, знание латинского и других древних языков

- применение в научных исследованиях правил формальной логики: преобладала идея поиска универсального логического метода, с которым связывали надежды на постижение истины – сокровенного знания, содержащегося как в Священном писании, так и в земных явлениях; для этого этапа стала характерна высокая логическая культура: строгость рассуждений, доказательность выводов

- теории формировались в процессе публичного обсуждения. Появилась «публичная научная жизнь», в которой «схоластический спор» стал практическим средством для утверждения в общественном мнении новых знаний.

Изучите содержание теории патриархального происхождения государства Р. Филмера.

Рассмотрите политическое учение Ж.Бодена, имея в виду:

- вывод о причинах и способах возникновения государства на основе разрастания семьи.

- вывод об особенностях государства по сравнению с другими формами организации людей. Определение государства.

- Концепция государственного суверенитета: характеристика его сущности и признаков. (Это центральная часть теории Бодена).

- Учение о формах государства, формах правления, способах осуществления власти.

Творческое наследие Н. Макиавелли следует рассмотреть по плану:

- представление о происхождении государства (обратите снимание на то, что Макиавелли первым применил термин «государство» для определения политически организованного общества, на вывод об объективных причинах возникновения и развития государства)

- рассуждения о причинах смены политических форм и о предпочтительных формах государства (обратите внимание, что он первым употребил слово «республика» в его современном понимании и сделал вывод, что формы государства зависят от социальной структуры, социальных противоречий и проводимой в связи с ними политики)

- учение о принципах власти, о способах, средствах и технологиях политического управления, взгляды на соотношение политики и морали (именно эта часть учения получила название «макиавеллизма»).

Значение учения Н. Макиавелли заключалось именно в том, что он одним из первых европейских мыслителей отбросил схоластику и заменил ее рационализмом и реализмом, заложил основы политической науки, показал принципиальную связь политики и форм государства с социальной борьбой,

сформулировал противоречивые принципы политической деятельности, связи политики и нравственности.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература

Основная литература

1 Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник. – М.: Норма-Инфра-М, 2014. – 703 с.

Дополнительная литература

1. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений: учеб. пособие / И. Ф. Мачин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 459 с. (Гриф).

2. Омельченко, О. А. История политических и правовых учений: учебник / О. А. Омельченко. - 2-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2011. - 576 с.

3. Козлихин, И. Ю. История политических и правовых учений: курс лекций / И. Ю. Козлихин. - М.: Проспект, 2014. - 304 с.

4. Малахов, В. П. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: учеб. пособие/ В. П. Малахов, Н. Д. Амаглобели, Н.В. Михайлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 471 c.- Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/15373 (Гриф).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Какова мировоззренческая основа политических учений Средних веков?

2. Что п



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: