I. «Детство Темы» Н. Гарина-Михайловского




Мохова Лада 19ИПД1

Автобиографическая повесть о детстве в детском чтении (продолжение)

I. «Детство Темы» Н. Гарина-Михайловского

1) Год создания:

«Детство Темы» было написано Николаем Гариным-Михайловским в 1892 году.

2) Художественное время и пространство:

В повести «Детство Темы» жизнь мальчика предстает перед нами с восьми до двенадцати лет. Каждая глава отражает или опредленный этап в становлении детского характера или принципиально важный момент в попытках взрослых воздействовать на ребенка.

Его жизнь во времени – главный источник драматизма в сознании Темы. Вот судьба подарила ребенку счастливое утро, позволила приблизиться к одной из величайших тайн бытия, и тут же «резкой, острой чертой», «страшной, неумолимой, беспощадной силой оторвало его вдруг сразу от всего».

Тему всегда окружал страх наказания за любой поступок, который покажется взрослым заслуживающим его. Уже в самом начале повести писатель дает ощутить читателю весь ужас мальчика перед возможным наказанием. Автор показывает какая мрачная обстановка окружала мальчика. Жизнь доброго,чуткого мальчика уже с раннего детства исковеркана этим страхом. Преодоление этого негатива, чем было отмечено детство Темы (и самого автора), пришло лишь через годы. Но впечатления той поры жизни остаются с человеком до конца.

3) Герой в системе образов:

Артемий Карташев(Тёма) — живой, непоседливый мальчик с добрым сердцем и пытливым умом.

Жизнь доброго, тонко чувствующего мальчика с раннего дества исковеркана страхом наказания за любой поступок, котрым покажется взрослым заслуживающим его. Отец считал, что мальчикам не нужно давать спуску и следует их держать строго. Между тем натура его еще не испорчена: он не лгун, не лицемер, не трус. Последнее качество проявляется особенно ярко в эпизоде спасения Жучки. Нельзя сказать, что Тёма одинок в своей большой семье. Его понимает и защищает мать, стараясь, насколько это возможнопри диспотизме отца, избавить сына и от побоев, и от неизбежногопри этом унижении.

Николавй Семенович Карташев — отец Тёмы, генерал в отставке, воспитывал сына так, как когда-то воспитывали его самого: жестко и строго, считая что "солдатская дисциплина" - необходимое условие для нормального развития мальчика.

Аглаида Васильевна Карташева — мягкая и мудрая мать Тёмы как могла пыталась огранить эти солдафонские методы, понимая, что у ее старшего сына - "горячее", но очень любящее и ранимое сердце.

Иванов — лучший друг Тёмы, умный, начитанный мальчик. С него Тёме захотелось брать пример. Он начинает больше читать.

Вахнов — хулиган, он не нравился Тёме, так как именного из-за него мальчика вызвали к директору.

 

4) Сюжет:

Отец Темы в прошлом был военным, и воспитывал Тему так, как когда-то воспитывали его самого – строго и жестко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным, и часто спорила по этому поводу с мужем.

Однажды Тема случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тема запомнил эту порку на всю жизнь.

Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тема, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.

Важным событием в жизни Темы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тема старался во всем подражать приятелю, в котором видел идеал.

Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе Иванова, Тему и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тема назвал имя виновного, в то время как его одноклассники молчали до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тема потерял своего друга.

Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился, и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.

Тема стал так плохо учиться, что завалил выпускные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».

 

5) Эпическое и лирическое в повести:

Тема хотя и рос сорванцом, но был мальчиком с тонкой душой. Это очень ярко видно, когда любимая собачка Жучка пропала и мальчик никак её не мог найти, он очень переживал. Но он нашел и спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тема, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.

Также это видно с какой любовью Тема относится к Иоське:

«— Иоська, – продолжает Тёма, – я тебя ужасно люблю… так люблю, что… что хочешь со мной делай...

Тёма напряженно думает, чем доказать Иоське свою любовь.

– Хочешь, зарой меня в землю… или, хочешь, плюнь на меня.

Иоська озадаченно глядит на Тёму.

– Милый, голубчик, плюнь… Милый, дорогой…

Тёма бросается Иоське на шею, целует его, обнимает и умоляет плюнуть.»

Книги Гарина, как и произведения М.Горького, раскрывают эпический образ времени, которое, с одной стороны, создает героя-деятеля, а с другой - разрушает активное начало в человеке. Спорным представляется высказывание В.И.Кулешова, что Н.Г.Гарин-Михайловский вывел «образ отщепенца». Однако сопоставление автобиографического героя Н.Гарина с другим героем такого типа,образ которого создан М.Г орьким много позже, позволяет проследить один из возможных путей развития характера такого типа, увидеть своеобразие мировоззрения Гарина-Михайловского, отметить проявление одной из тенденций реализма конца XIX - начала XX века: взаимодействие психологической и социальной типизации.

 

6) Авторская позиция и средства ее воплощения:

Грин-Михайловксий выражает свою позицию через Тему. Автор поднял важные вопросы воспитания и образования, взаимоотношений родителей и детей в семье, влияние школы на нарвственное становление личности.

"Детство Темы", написанное под впечатлением детских воспоминаний, в первую очередь, представляет собой попытку автора разобраться в себе и в событиях тех лет. Известно, что основы будущего характера формируются в семье, писатель хотел показать, насколько важно мудро и осторожно влиять на личность ребенка, ведь, по меткому выражению его матери, можно: «Сплеча рубить все сучки и задоринки молодого деревца, обрубить, даже не осознавая, что рубит с ними будущие ветки….»

 

7) Читателю какого возраста адресовано:

Я считаю повесть предназначена для детей с 11 лет. Детям рекомендуется читать под присмотром взрослого, так как многие детали того времени уже непонятны современному ребенку и юному читателю может быть также непонятно, что хотел донести до них автор данным произведением.

8) Педагогическое значение:

Актуализация «социально-педагогического» пласта вполне понятна. Она во многом инициирована самим автором, превратившим страницы повестей в арену борьбы за гуманистическую педагогику, за беззащитную душу ребенка. Не случайно Ф.Д. Батюшков писал, что «Детство Темы» «стоит целого трактата по педагогии».

Общая мысль большинства исследований сводится к тому, что Н.Г. Гариным-Михайловским резко противопоставлена и категорически осуждена система домашнего и школьного воспитания, основанная на жестоком подавлении человеческой личности, готовящая для общества духовных монстров. Система эта порождена самим укладом монархического государства, унизительной необходимостью чинопочитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: